Прокурор
как территориальной, так и
специализированной прокуратуры
осуществляет надзор за законностью
постоянно, систематически бывает
в учреждениях, исполняющих наказание,
независимо от поступления сигналов
или имеющихся сведений о допущенном
нарушении закона. При посещении
исправительной колонии прокурор
в каждом случае проводит прием
осужденных, чтобы выслушать их
жалобы, заявления и предложения.
Как правило, они касаются лишения
или ограничения их прав и
законных интересов.
Проверка
исполнения законов администрацией
ИУ может быть проведена не
одним, а одновременно несколькими
прокурорами с распределением
между ними вопросов, составляющих
программу проверки (соблюдение
режима, дисциплинарная практика, охрана
труда и соблюдение правил
техники безопасности и т. д.).
В ряде случаев для проведения
проверки целесообразно пригласить
членов наблюдательной комиссии
или специалистов - врача, педагога,
бухгалтера-ревизора, инспектора по
охране труда и т. д. Мнение
специалистов впоследствии находит
отражение в справке о результатах
проверки.
Охраняя права
и законные интересы осужденных,
прокурор призван своевременно
устранять допущенные в отношении них
нарушения, закона. Для того, чтобы успешно
охранять права и законные интересы осужденных,
прокурору надо хорошо знать правовой
статус осужденного. Отбывающие наказание
несут обязанности и пользуются правами,
установленными для граждан Российской
Федерации, с ограничениями, предусмотренными
законодательством, а также судебным приговором
и условиями режима. Закон охраняет жизнь,
здоровье осужденных, их гражданские,
трудовые, семейные права. В то же время
их правовое положение допускает определенные
ограничения в передвижении. В отношении
них может быть произведен обыск, досмотр,
применено оружие и т. д. В целях устранения
и предупреждения нарушений законов прокуроры
как территориальных, так и специализированных
прокуратур помимо производства комплексных
проверок обязаны систематически посещать
учреждения, исполняющие наказание, для
проверки законности водворения осужденных
в штрафные помещения и применения иных
мер взыскания.
Обеспечение
прав и охраняемых законом
интересов осужденных в первую
очередь требует от прокуроров
принятия мер по предупреждению
и выявлению нарушений законности
и произвола по отношению к
осужденным со стороны работников
и военнослужащих исправительных
колоний и тюрем. Уголовные
дела о допущенных злоупотреблениях
расследуются следователями прокуратуры,
а рассматриваются судами с
обязательным участием прокуроров.
Как правило, уголовные дела
рассматриваются с выездом в
ИУ.
Прокуроры
проверяют соблюдение законов
о порядке рассмотрения администрацией
ИУ жалоб, заявлений и предложений
осужденных. В случае нарушения
установленного порядка прокурор
предлагает его устранить и
о принятых мерах сообщить
осужденному.
Прокурор
следит за исполнением требований
закона о праве осужденных
к лишению свободы обращаться
с жалобами и заявлениями в
государственные органы, общественные
организации и к должностным
лицам и об обязанности администрации
направлять жалобы и заявления
по принадлежности в установленном
порядке.
Если осужденный
обратился к прокурору с жалобой
или заявлением, администрация учреждения;
исполняющего наказание, обязана
не позднее чем в суточный
срок препроводить их прокурору.
Такие жалобы цензуре не подлежат.
Получив жалобу или заявление,
прокурор обязан рассмотреть
их s установленный законом срок,
принять необходимые меры и
сообщить осужденному о принятом
решении в устной или письменной
форме.
§ 4. Надзор за законностью
исполнения приговоров, связанных с
исправительными работами
Действующее
уголовное законодательство предусматривает
наказание в виде применения
исправительных работ. Осуществляя
надзор за законностью исполнения приговора
в отношении лиц, которым назначены к отбыванию
исправительные работы, прокурор следит
за тем, чтобы районные (межрайонные) и
городские уголовно-исполнительные инспекции
вели строгий персональный учет всех осужденных,
отбывающих наказание в пределах района
(районов) или города, оказывали содействие
в трудоустройстве лицам, осужденным к
исправительным работам, следили за соблюдением
предприятиями, учреждениями и организациями
порядка и условий отбывания наказания
и правильностью удержания и перечисления
удержанных сумм в доход государства из
заработной платы осужденных.
В необходимых
случаях инспекции должны оказывать
осужденным помощь в трудоустройстве.
Если осужденные злостно уклоняются
от исполнения приговора, то
прокурор дает указание уголовно-исполнительной
инспекции и одновременно территориальному
отделу милиции о розыске осужденного
и направлении материала в
суд для замены неотбытого срока
исправительных работ лишением свободы
из расчета один день лишения свободы
за три дня исправительных работ (ст. 50
УК). Прокурор следит за тем, чтобы исправительные
работы отбывались по месту их работы
в районе жительства осужденных с учетом
их трудоспособности. Прокурор своим вмешательством
должен предупредить обращение к исполнению
приговора, связанного с исправительными
работами, когда это наказание назначено
нетрудоспособным лицам, несовершеннолетним,
не достигшим 16-летнего возраста, а также
неработающим женщинам, имеющим на иждивении
малолетних детей или находящихся в состоянии
беременности. Обнаружив эти нарушения,
прокурор приносит протест на незаконный
приговор, с тем, чтобы исправительные
работы были заменены иным, более мягким
наказанием с учетом тяжести преступления
и личности осужденного.
В обязанности
прокуроров входит также надзор
за законностью отбывания исправительных
работ по месту работы. Отбывание
этой меры наказания не должно
быть связано с выполнением осужденным
служебных или профессиональных обязанностей,
когда оставление виновных на прежней
работе может привести к снижению воспитательного
и предупредительного воздействия назначенного
наказания.
В целях
устранения нарушений закона
прокуроры систематически проверяют
законность деятельности уголовно-исполнительных
инспекций, а также администрации
предприятий, учреждений и организаций
по трудовому использованию осужденных
к исправительным работам. При
этом прокурор выясняет, трудоустроены
ли осужденные к исправительным
работам и правильно ли они
организованы. В необходимых случаях
прокурор вносит представление
соответствующим должностным лицам
уголовно-исполнительной инспекции
или администрации предприятий
об устранении установленных
нарушений закона.
Осуществляя
надзор за своевременностью исполнения
приговора, связанного с исправительными
работами, прокурор учитывает, что
началом срока отбывания исправительных
работ считается день получения
предприятием копии приговора.
С этого же дня производятся
удержания из заработной платы
осужденного. Лица, уволенные с
места прежней работы, состоят
в уголовно-исполнительной инспекции
на учете. По истечении 15-дневного
срока инспекция принимает меры
к их трудоустройству.
Одним из
существенных недостатков исполнения
приговоров, связанных с исправительными
работами, является то, что исполнение
этого наказания нередко сводится
лишь к удержанию определенной
судом части из заработной
платы осужденного. Главное же
средство исправления осужденного
- контроль за его поведением, вовлечение
в общественную жизнь, влияние коллектива
и общественности - остается без применения.
Прокурор обязан организовать надзор
таким образом, чтобы в содержание этого
вида наказания вкладывался элемент общественного
труда, работы в коллективе. Это наказание
будет эффективным средством исправления
осужденных только тогда, когда оно будет
связано с мерами общественного воздействия
со стороны коллектива, в котором они отбывают
наказание.
Прокурор
следит за тем, чтобы при
направлении копии приговора
в отношении лица, осужденного
к исправительным работам по
месту работы, суды обращали внимание
коллектива трудящихся на его
обязанность в силу ст. 43 УИК
РФ осуществлять контроль за поведением
осужденных и проводить с ними воспитательную
работу. При условии добросовестной работы
и примерного поведения в период отбывания
исправительных работ суд по представлению
уголовно-исполнительной инспекции может
условно-досрочно освободить осужденного
от отбывания наказания (ст. 79 УК).
§ 5. Надзор за законностью
досрочного освобождения осужденных от
отбывания наказания
Действующее
законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает
широкие возможности досрочного
освобождения от отбывания наказания
лиц, осужденных за совершение
преступлений, делая эти меры
поощрения одним из важнейших
стимулов исправления осужденных.
Существенное расширение контингента
осужденных, к которым может быть
применено досрочное освобождение
от отбывания наказания, значительно
повышает ответственность администрации
исправительных учреждений, органов
суда, прокуратуры общественных
организаций за принятие законного
и обоснованного решения о
досрочном освобождении осужденного,
так же как и за необоснованный
отказ в досрочном освобождении.
При наличии
установленных законом условий
к осужденным могут быть применены
условно-досрочное освобождение от отбывания
наказания и закон о досрочном освобождении
может быть применен также к лицам, заболевшим
в период отбывания наказания психической
или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК).
Правильность применения законов о досрочном
освобождении осужденных от отбывания
наказания зависит в существенной мере
от действенности прокурорского надзора.
Ошибки в применении закона о досрочном
освобождении осужденного дискредитируют
в глазах широкой общественности исправительную
политику нашего государства, формируют
ошибочные представления о безнаказанности
преступников, тем более, если досрочно
освобожденный впоследствии совершает
тяжкое преступление или уклоняется от
труда и ведет паразитический образ жизни.
Рассмотрим
некоторые особенности прокурорского
надзора по каждому из указанных
выше видов досрочного освобождения
осужденных от отбывания наказания.
Осуществляя
надзор за законностью применения
закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном
освобождении, прокурор проверяет
как соблюдение установленного
порядка представления осужденных
к этой мере поощрения, так
и соответствие закону судебных
решений. Однако некоторые прокуроры
формально выполняют свои обязанности,
явно Недооценивая процессуальное значение
условно-досрочного освобождения как
важного стимула к исправлению осужденных.
В связи
с этим Генеральный прокурор
РФ в приказе № 8 от 26 февраля
1997 г. предлагает прокурорам: "Регулярно
проверять законность досрочного
освобождения от отбывания наказания,
а также установления административного
надзора за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы".
Задача прокурора
состоит в том, чтобы не допустить,
с одной стороны, досрочного
освобождения из мест лишения
свободы осужденных, не вставших
на путь исправления, а с
другой стороны, исключить из
практики случаи отказа в применении
этой меры поощрения к тем,
кто этого заслуживает. Прокурор
в целях предупреждения или
устранения нарушения закона
при применении закона об условно-досрочном
освобождении осужденных применяет следующие
меры:
1. Еще до
судебного заседания прокурор
тщательно изучает материалы,
содержащие представление администрации
исправительного учреждения, согласованное
с наблюдательной комиссией об
условно-досрочном освобождении
осужденного. Иногда администрация
ИУ представляет к условно-досрочному
освобождению осужденных, к которым
в силу закона условно-досрочное
освобождение вообще применено
быть не может. В таких случаях
прокуроры предупреждают направление
в суд таких материалов, а если
этого сделать не удалось, дают
в судебном заседании заключение
об отказе в применении условно-досрочного
освобождения.
2. Если нельзя
сделать вывод о законности
и обоснованности представления
о досрочном освобождении по
направленным в суд материалам,
прокурор знакомится с личным
делом осужденного или с данными
картотеки о поощрениях и взысканиях.
Это делается потому, что в
отдельных случаях администрация
ИУ, чтобы представить в суд
более "убедительный" материал,
срочно снимает с осужденных
взыскания, изымает из личных
дел документы о наложенных
взысканиях, приказы, докладные записки
о нарушениях, объяснения осужденного,
составляет на осужденных необъективные
характеристики, умалчивая в них
о допущенных осужденным нарушениях
установленного режима. По этой
причине ежегодно суды (судьи)
по заключениям прокурора отказывают
в применении закона об условно-досрочном
освобождении в отношении большого
числа осужденных.
3. Одной из
действенных форм надзора за
законностью условно-досрочного
освобождения является участие
прокуроров в работе наблюдательной
комиссии. Они оказывают комиссиям
большую правовую помощь в
принятии законных и обоснованных
решений. Однако не все наблюдательные
комиссии тщательно знакомятся
с материалами, представленными
на их рассмотрение. Есть факты,
когда участие наблюдательной
комиссии сводится к формальности:
заседания не проводятся, материалы
об условно-досрочном освобождении
не рассматриваются, участие и
контроль комиссии сводится к
тому, что председатель подписывает
представленные в комиссию администрацией
ИУ документы. Прокурор должен
реагировать на такие нарушения
закона путем принесения протеста
или внесения представления. Если
наблюдательная комиссия приняла
незаконное или необоснованное
решение, то прокурор приносит
протест на это решение, требуя
его отмены. Протест вносится
или в комиссию, принявшую незаконное
и необоснованное решение, или
в орган местного самоуправления.