ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ
ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
§ 1. Сущность
и задачи прокурорского надзора
в стадии исполнения приговоров
§ 2. Надзор за законностью
обращения к исполнению приговоров
§ 3. Надзор за законностью
исполнения приговоров, связанных с
лишением свободы
§ 4. Надзор за законностью
исполнения приговоров, связанных с
исправительными работами
§ 5. Надзор за законностью
досрочного освобождения осужденных от
отбывания наказания
§ 1. Сущность и задачи
прокурорского надзора в стадии
исполнения приговоров
Исполнение
приговоров - это завершающая стадия
уголовного процесса, в которой
происходит реализация вступивших
в законную силу приговоров, определений
и постановлений суда, а также
разрешение судом вопросов, возникающих
как при обращении приговора
к исполнению, так и в ходе
самого его исполнения. Когда
вступивший в законную силу
приговор будет обращен к исполнению
и исполнен, судопроизводство по
делу считается оконченным. В
стадии исполнения приговора
претворяется в жизнь решение,
вынесенное судом по уголовному
делу. Именно в этой стадии
осуществляется одна из главных
задач уголовного судопроизводства
- исправлять осужденного, а также
предупреждать совершение преступлений
как им самим, так и со
стороны других неустойчивых
лиц. В борьбе с преступностью
важно, чтобы приговор был своевременно
и правильно обращен к исполнению
и исполнен, ибо только при
этом условии будет обеспечена
реальность неотвратимости наказания
за совершенное преступление. Своевременное
и надлежащее исполнение приговора
является одним из непременных
условий эффективности уголовного
наказания. И наоборот, несвоевременное
и ненадлежащее исполнение приговора
не только снижает эффективность
судебного приговора, но и отрицательно
сказывается на предупреждении
правонарушений.
В судебной практике
есть еще факты, когда приговоры судов
несвоевременно обращаются к исполнению,
в отдельных случаях суды не направляют
в установленный срок в органы юстиции
сообщений о вступлении приговора в законную
силу, что на длительное время затягивает
фактическое приведение приговора в исполнение,
некоторые приговоры вовсе не исполняются
и утрачивают свою законную силу по причине
истечения срока давности уголовного
преследования. Есть факты, когда осужденные
к лишению свободы, но находящиеся длительное
время на свободе, совершают новые, подчас
более опасные преступления.
Вступившие
в законную силу приговор, определение
и постановление суда обязательны
для всех государственных и
общественных организаций, должностных
лиц и граждан и подлежат
исполнению на всей территории
Российской Федерации (ст. 358 УПК).
Это закрепленное в законе
положение способствует успешному
обращению к исполнению вступившего
в законную силу приговора
и устранению препятствий, которые
могут встретиться при реализации
предписаний суда, содержащихся
в постановленном им приговоре.
Однако само по себе это
положение, закрепленное в законе,
без вмешательства государственных
органов, способствующих его фактическому
исполнению, не может гарантировать
успешное и своевременное исполнение
приговоров. Прокурорский надзор
за соблюдением законности в
стадии исполнения приговоров
является одним из тех процессуальных
средств, которые обеспечивают
реальное проведение этого закона
в жизнь. Прокурор осуществляет
надзор за тем, чтобы вступившие
в силу приговоры приводились
в исполнение, а не оставались
лишь провозглашенными, и само
исполнение производилось в полном
соответствии с требованиями
уголовного, уголовно-процессуального
и уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии
с требованиями Закона о прокуратуре (ст.
32), УПК (ст. 356-370) Генеральный прокурор
РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют
надзор в стадии исполнения приговоров
с тем, чтобы: вступившие в законную силу
приговоры своевременно и правильно обращались
к исполнению; обращенные к исполнению
приговоры приводились в исполнение в
строгом соответствии с законом; содержание
осужденных в местах лишения свободы производилось
не иначе как по основаниям и в порядке,
установленном законом; соблюдалось законодательство
о порядке и условиях отбывания наказания,
исправления и перевоспитания осужденных;
обеспечивалось соблюдение установленных
законом прав и обязанностей осужденных;
исполнялось законодательство об условно-досрочном
освобождении осужденных от отбывания
наказания и досрочного освобождения
осужденных по болезни.
В понятие
исполнения приговоров включается
как деятельность суда, исправительных
учреждений (ИУ), общественных организаций,
призванных способствовать исправлению
и перевоспитанию осужденных, так
и надзор органов прокуратуры
за законностью деятельности
этих государственных органов
и общественных организаций. Прокурорский
надзор за законностью исполнения
приговоров является деятельностью
строго процессуальной и представляет
собой самостоятельную отрасль
прокурорского надзора. Эта отрасль
надзора существенно отличается
от других отраслей как по методам
его осуществления, так и по полномочиям
прокурора. Прокурор не только проверяет
законность правовых актов, издаваемых
администрацией ИУ, но и осуществляет
надзор за исполнением законов в процессе
всей деятельности администрации ИУ. В
деятельности администрации ИУ нет ни
одного участка, который бы оставался
вне сферы прокурорского надзора. Органами
прокуратуры последовательно осуществляются
мероприятия по неуклонному повышению
эффективности надзора за исполнением
законов в ИУ.
Существенно
активизировался надзор после
образования в 1985-1986 гг. специализированных
прокуратур по надзору за соблюдением
законов в ИУ. Прокуроры стали
чаще проверять законность деятельности
администрации ИУ, глубже вникать
в проблемы исправления осужденных,
проявлять инициативу и настойчивость
в установлении и устранении
нарушений законности. Вместе с
тем состояние прокурорского
надзора в данном направлении
продолжает оставаться не всегда
удовлетворительным, отвечающим современным
требованиям. Обобщением, проведенным
Генеральной прокуратурой РФ, установлено
заметное ухудшение состояния
законности в ИУ. За последнее
время возросло количество преступлений,
совершаемых в исправительных
колониях и тюрьмах. Ежегодно
в местах лишения свободы совершается
большое число убийств. Совершаются
нападения на лиц из состава
администрации ИУ. Нарушая порядок
отбывания наказания, некоторые
осужденные, в особенности из
числа неоднократно судимых, совершают
опасные преступления, нередко с применением
холодного и огнестрельного оружия. С
каждым годом возрастает количество массовых
беспорядков, нарушений режима содержания
осужденных.
Серьезную
угрозу установленному режиму
вызывает проникновение в ИУ
спиртных напитков, наркотиков, денег
в крупных суммах, в том числе
иностранной валюты, холодного и
огнестрельного оружия. Весьма характерно
то обстоятельство, что значительная
часть запрещенных предметов
изымается не в процессе их
доставки, а уже на территории
ИУ, что свидетельствует о слабой
работе оперативно-розыскных служб
и о сращивании этого контингента
с осужденными. Массовые беспорядки,
проявления коллективного и индивидуального
неповиновения, объявление отказов
от приема пищи, побеги из мест
лишения свободы вызваны, главным
образом, неудовлетворительными
материально-бытовыми условиями,
отсутствием должных условий
содержания. Допускаются незаконные
ограничения прав и законных
интересов осужденных. Не искоренены
еще факты неправомерных действий
в отношении осужденных со
стороны администрации и военнослужащих
внутренних войск, что вызывает
справедливое возмущение и неповиновение
осужденных, доходящие в ряде
случаев до массовых беспорядков.
Неудовлетворительно организовано
профессиональное обучение осужденных.
В ряде
ИУ, в особенности в колониях
строгого и особого режимов,
отсутствует элементарное медицинское
обслуживание. В итоге заболеваемость
туберкулезом легких среди осужденных
в 17 раз выше, чем в целом
по стране, а смертность среди
осужденных выше в 10 раз.
В весьма
критическом состоянии находятся
следственные изоляторы и тюрьмы,
60% из которых построены до 1917
г., а некоторые из них - в
XVII-XVIII вв. Вместе с ростом преступности
заметно нарастает перелимит в следственных
изоляторах, тюрьмах и в исправительных
колониях.
В существенной
степени обстановку в ИУ осложняет
то обстоятельство, что с годами
увеличивается число осужденных,
не занятых общественно полезным
трудом. В условиях спада промышленного
производства, исключения предприятий
ИУ из сферы государственного
управления, разрыва хозяйственных
связей между предприятиями ИУ
и объединениями отраслевых министерств
резко обострилась проблема занятости
осужденных.
Как показали
социологические исследования, проведенные
учеными-юристами, в целом труд
осужденных малоэффективен, вследствие
этого зарплата осужденных весьма
низкая. Десятки тысяч осужденных
имеют настолько низкие заработки,
что неспособны возмещать не
только материальный ущерб, причиненный
совершенными преступлениями, но
и расходы по их содержанию
в ИУ, не говоря уже о взыскании
алиментов на детей. При организации
труда нет творческого подхода,
осужденные редко используются
по имеющейся у них специальности.
Немало отступлений
от требований закона допускают
администрация ИУ, прокуроры и
суды при применении закона
об условно-досрочном освобождении
осужденных от отбывания наказания,
не выработано четкой системы
трудового и бытового устройства
освобожденных из мест лишения
свободы.
Указанные
негативные обстоятельства в
существенной степени осложняют
деятельность органов прокуратуры
по надзору за исполнением
законов в ИУ. В то же время
необходимо отметить, что заметно
эффективнее стала действовать
система специализированных прокуратур
по надзору за соблюдением
законности в ИУ. С созданием
этих прокуратур - в Российской
Федерации их свыше 120 - прокурорский
надзор заметно приближен к
ИУ и оказывает заметное влияние
на соблюдение законности в
этих учреждениях. Прокурорами
территориальных и специализированных
прокуратур ежегодно проводится
свыше 6 тыс. проверок соблюдения
законности в ИУ, в ходе которых
выявляются многочисленные нарушения
законности. За нарушение законности,
установление неслужебных связей
органами прокуратуры привлекается
к уголовной, административной
и дисциплинарной ответственности
значительное число должностных
лиц, военнослужащих и вольнонаемных.
Вместе с
тем состояние и самого прокурорского
надзора еще недостаточно эффективно,
в этой работе органов прокуратуры
немало ошибок, просчетов и упущений.
В целях
успешного устранения нарушений
закона как территориальным прокурорам,
так и прокурорам специализированных
прокуратур следует систематически проверять
соблюдение законов в ИУ; осуществлять
постоянный контроль за безотлагательным
устранением администрацией учреждений
нарушений закона; шире использовать право
вынесения обязательных к исполнению
представлений, постановлений и предложений
относительно соблюдения правил отбывания
наказания и соблюдения режима. От прокуроров
требуется, чтобы они проводили мероприятия
по профилактике преступных проявлений
в исправительных и воспитательных учреждениях
и добивались их полного искоренения.
Каждый случай совершения преступления
в местах лишения свободы должен рассматриваться
как чрезвычайное происшествие. При этом
расследуется не только совершенное преступление
с привлечением виновного к уголовной
ответственности, но и рассматривается
вопрос об ответственности должностных
лиц, по вине которых совершение преступления
стало возможным.
Действующее
законодательство наделяет прокуроров
весьма существенными полномочиями,
применение которых позволяет
вовремя выявить и устранить
установленные нарушения закона.
Эти полномочия содержатся в
ст. 33 Закона о прокуратуре, а
также в Уголовно-процессуальном
кодексе РСФСР и Уголовно-исполнительном
кодексе РФ.
Осуществляя
надзор за исполнением законов в местах
лишения свободы, а также при исполнении
наказаний, не связанных с лишением свободы,
и иных мер принудительного характера,
назначаемых судом, прокурор в пределах
своей компетенции имеет право: 1) в целях
проверки исполнения законов посещать
систематически и в любое время места
лишения свободы и иные учреждения по
применению мер принудительного характера,
назначаемых судом; 2) знакомиться с документами,
на основании которых лица отбывают наказание
в виде лишения свободы и иных мер наказания
или подвергнуть мерам принудительного
характера; 3) немедленно освобождать лицо,
которое незаконно содержится в местах
лишения свободы или в нарушение закона
подвергнуто применению мер принудительного
характера; 4) отменять дисциплинарные
взыскания, наложенные в нарушение закона
на лиц, отбывающих наказание в местах
лишения свободы, немедленно освобождать
их своим постановлением из штрафного
изолятора, помещения камерного типа,
карцера, дисциплинарного изолятора; 5)
производить опрос осужденных и лиц, подвергнутых
применению мер принудительного характера;
6) проверять соответствие приказов, распоряжений
и постановлений администрации ИУ законам,
регулирующим порядок и условия исполнения
наказания; приостанавливать исполнение
таких актов и опротестовывать их в случае
противоречия закону; 7) давать заключение
в суде о законности и обоснованности
представления осужденного к условно-досрочному
освобождению от отбывания наказания
или замене неотбытой части наказания
более мягким видом наказания; 8) участвовать
в судебном заседании при рассмотрении
вопросов, связанных с устранением сомнений
и неясностей, возникающих при исполнении
приговоров.