Генеральный
прокурор Российской Федерации в приказе
№ 8 от 26 февраля 1997 г. "О совершенствовании
прокурорского надзора за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний
и в следственных изоляторах" предлагает:
осуществлять строгий и постоянно действующий
надзор за исполнением законов в исправительных
и иных учреждениях, исполняющих уголовное
наказание; проверять законность содержания
в них осужденных, соблюдение установленных
законодательством порядка и условий
их содержания; проверять соответствие
законам правовых актов, издаваемых администрацией
ИУ.
При этом
подчеркивается, что в этой сфере
надзора прокуратура наделена
властно-распорядительными полномочиями,
необходимыми для обеспечения
законности и защиты прав и
законных интересов осужденных
и граждан, имеющих отношение
к исполнению приговоров.
Необходимо
отметить, что ни в какой иной
отрасли надзора за исполнением
законов прокурор не обладает
такими властно-распорядительными
полномочиями, как в сфере надзора
за исполнением приговоров. В соответствии
со ст. 34 Закона о прокуратуре постановления
и требования прокурора относительно
исполнения установленных законом порядка
и условий содержания осужденных к лишению
свободы и иным мерам наказания, а равно
лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера либо помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат обязательному исполнению
администрацией, а также органами, исполняющими
приговоры судов в отношении лиц, осужденных
к мерам наказания, не связанным с лишением
свободы.
Закон о
прокуратуре ввел в правовой
обиход новое, неизвестное дотоле
средство прокурорского реагирования
на допущенное нарушение закона
как требование прокурора· об
устранении этого нарушения. Требование
прокурора может быть выражено
как в устной, так и в письменной
форме. Правовая сила этого
правового акта на практике
приравнивается к протесту или
представлению прокурора. Невыполнение
администрацией ИУ требований
прокурора об устранении нарушений
закона влечет за собою те
же последствия, что и невыполнение
предложений, содержащихся в его
протесте или представлении.
§ 2. Надзор за законностью
обращения к исполнению приговоров
Обращение
приговора к исполнению возложено
на суд, постановивший приговор
(ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении
приговора направляется судьей
или председателем суда тому
органу, на который возложена
обязанность приведения приговора
в исполнение. Прокурор следит
за тем, чтобы установленный
порядок обращения приговоров
к исполнению строго соблюдался.
Обращая приговор к исполнению,
судья направляет распоряжение:
1) администрации следственного изолятора,
если осужденный приговорен к
лишению свободы и к моменту
постановления приговора содержится
под стражей; 2) начальнику местного
(районного, городского) органа юстиции,
когда осужденный к лишению
свободы к моменту обращения
приговора к исполнению находится
на свободе; 3) уголовно-исполнительной
инспекции районного (межрайонного) или
городского отдела управления органов
юстиции при осуждении виновного к исправительным
работам; 4) судебному приставу-исполнителю
- в случае необходимости взыскания штрафа,
осуществления конфискации имущества,
взыскания причиненного материального
ущерба и возмещения гражданского иска;
5) администрации предприятия, учреждения
или организации в случаях назначения
судом такой меры наказания, как увольнение
от должности; 6) органам управления различных
ведомств, если осужденный лишен права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью;
7) военному командованию, если осужденный
подлежит направлению в дисциплинарную
воинскую часть.
Необходимо
подчеркнуть, что надзор прокурора
в сфере обращения приговора
к. исполнению распространяется
на весьма широкий круг органов
и должностных лиц, причастных
к исполнению судебных приговоров.
К их числу следует отнести суды, судебных
приставов, органы юстиции, в том числе
инспекции и отделы исправительных работ,
исправительные учреждения, наблюдательные
комиссии при местных органах самоуправления,
финансовые, медицинские учреждения и
т. д. Прокурор следит за тем, чтобы действия
этих должностных лиц, государственных
органов и общественных организаций строго
соответствовали закону, чтобы предписания
суда, содержащиеся в приговоре, своевременно
и точно исполнялись. Осуществляя надзор
в стадии исполнения приговора, прокурор
использует различные формы своей деятельности
и применяет присущие этой деятельности
средства реагирования на обнаруженные
нарушения закона. В необходимых случаях
он приносит протест на незаконные акты
судебного пристава или вносит представления
в органы суда, местные учреждения юстиции
или внутренних дел с предложением устранить
допущенное нарушение закона.
На прокурора
возлагается обязанность осуществлять
надзор за соблюдением установленной
законом своевременности обращения
приговора к исполнению, чтобы
обвинительный приговор приводился
в исполнение по истечении
установленного законом срока
на его обжалование или по оставлении
его в силе вышестоящим судом. В соответствии
со ст. 356 УПК вступивший в законную силу
приговор обращается к исполнению судом,
постановившим приговор, не позднее трех
суток со дня его вступления в законную
силу или возвращения дела из кассационной
инстанции.
Оправдательный
приговор и приговор, освобождающий
осужденного от отбывания наказания,
обращается к исполнению немедленно
по его провозглашении. В случае нахождения
подсудимого под стражей суд освобождает
его из-под стражи в зале судебного заседания.
В тех случаях,
когда кассационная инстанция
принимает решение об освобождении
осужденного из-под стражи в
связи с прекращением дела
или заменой лишения свободы
иным наказанием, не связанным
с лишением свободы, копия определения
в течение суток направляется
непосредственно администрации
места лишения свободы, минуя
суд первой инстанции (ст. 354 УПК).
Если кассационная инстанция
выносит определение об отсрочке
исполнения обжалованного или
опротестованного приговора, то
копия определения направляется
также администрации места лишения
свободы. Определение кассационной
инстанции подлежит немедленному
исполнению. Прокурор следит также
и за тем, чтобы суды в
целях повышения воспитательного
и предупредительного воздействия
направляли копии приговоров
по месту работы, учебы или
месту жительства осужденного.
Говоря о
прокурорском надзоре за законностью
обращения приговоров к исполнению,
следует подчеркнуть, что прокуроры
уделяют большее внимание надзору
за законностью исполнения приговоров,
связанных с лишением свободы,
и не всегда осуществляют должный
надзор за законностью исполнения
приговоров, связанных с иными
видами как основного, так и дополнительного
наказания, а также за исполнением законов
по различного рода имущественным взысканиям.
Вот почему Генеральный прокурор РФ в
приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. привлекает
внимание прокуроров к осуществлению
должного надзора за своевременностью
и правильностью исполнения всех, без
исключения, судебных приговоров. В связи
с этим необходимо раскрыть некоторые
особенности прокурорского надзора за
исполнением судебных приговоров, связанных
с различного вида наказаниями. Прокурор
должен следить за соблюдением установленного
законом (ст. 368 УПК) правила: если приговор
приводится в исполнение вне района деятельности
суда (судьи, мирового судьи), постановившего
приговор, то эти вопросы разрешаются
мировым судьей по делам, отнесенным к
его подсудности, и судьей одноименного
суда, по остальным делам при отсутствии
в районе исполнения приговора одноименного
суда или мирового судьи - судьей вышестоящего
суда. В этом случае копия постановления
направляется суду (судье, мировому судье),
постановившему приговор.
Наибольшую
сложность в осуществлении этого
надзора составляют приговоры,
по которым осужденные приговорены
к мерам наказания в виде
лишения свободы. При назначении
наказания, связанного с лишением
свободы, суд определяет вид
исправительного учреждения (исправительная
колония, колония-поселение, тюрьма,
воспитательная колония для несовершеннолетних),
а если речь идет о лишении
свободы, то и вид исправительной
колонии (общего, строгого и особого
режима). Прокурор следит за тем,
чтобы судом строго исполнялось
требование закона (ст. 315 УПК) в части направления
осужденных к лишению свободы в одно из
указанных в законе ИУ, колонию-поселение
или тюрьму.
Лица, осужденные
к лишению свободы, направляются
для отбывания наказания не
позднее 10-дневного срока со
дня обращения приговора к
исполнению, либо со дня вступления
приговора в законную силу. В
отдельных случаях осужденный
может быть оставлен в следственном
изоляторе, если это вызывается
необходимостью производства следственных
действий по делу о преступлении,
совершенном другим лицом. Этот
вопрос решается только с санкции
прокурора. Прокурор может оставить
осужденного в следственном изоляторе
на срок до 2-х месяцев, а
Генеральный прокурор Российской
Федерации - до 4-х месяцев.
Осуществляя
надзор за своевременностью и
правильностью обращения к исполнению
приговоров, связанных с лишением
свободы, прокурор обязан систематически
знакомиться с данными учета
и регистрации уголовных дел
в суде, в которых отражается
движение уголовного дела. Необходимо
также проводить целевые проверки
исполнения законов об обращении
приговора к исполнению за
определенный период или по
определенной категории уголовных
дел. Проверяя законность содержания
заключенных в следственных изоляторах,
прокурор убеждается в своевременном
и законном обращении к исполнению
приговоров, по которым виновные
осуждены к лишению свободы.
Установив нарушение закона, определяющего
порядок обращения приговоров
к исполнению, прокурор вносит
представление председателю суда
по месту обращения приговора
к исполнению или председателю
вышестоящего суда, либо местному
органу юстиции. Если обнаружено
существенное нарушение закона,
например, приговор вовсе остался не обращенным
к исполнению, то прокурор возбуждает
вопрос о дисциплинарной ответственности
судей или должностных лиц исправительных
учреждений.
Приведение
в исполнение приговоров в
отношении лиц, осужденных к
исправительным работам, осуществляют
городские, районные и межрайонные
уголовно-исполнительные инспекции
органов Минюста. Уголовно-исполнительные
инспекции несут ответственность
за своевременность и правильность
приведения в исполнение приговоров,
связанных с исправительными
работами. Прокурор выясняет также,
нет ли препятствий к обращению
приговора к исполнению. Если, например,
лицо, осужденное к исправительным
работам, к моменту вступления
приговора в законную силу
заболело, то прокурор предлагает
инспекции направить осужденного
на врачебную экспертную комиссию
для определения его трудоспособности.
В случае признания осужденного
нетрудоспособным суд по предложению
уголовно-исполнительнрй инспекции в
порядке ст. 368-369 УПК заменяет исправительные
работы иным, более мягким видом наказания.
Когда речь
идет об обращении к исполнению
приговора, связанного со штрафом,
прокурор следит, чтобы взыскание
штрафа не было обращено на
имущество осужденного прежде, чем
ему будет предоставлена возможность
погасить штраф добровольно. Только
после истечения установленного
судом срока судебный пристав-исполнитель
обязан произвести у осужденного
опись имущества. В соответствии
со ст. 52 УК предметы, не подлежащие
конфискации, не могут быть
изъяты и при взыскании штрафа.
В случае невозможности взыскания
штрафа суд вправе постановить
о замене штрафа исправительными
работами. Особое внимание прокуроров
должны привлекать составляемые
приставами-исполнителями акты о
несостоятельности должников, что
во всех случаях препятствует
взысканию штрафа. Незаконность
таких актов подчас обнаруживается
при повторных проверках имущественного
положения осужденного, когда
имущество укрывается осужденным
или его близкими.
При осуществлении
надзора за законностью обращения
к исполнению приговора в части
конфискации имущества прокурор
устанавливает, чтобы в приговоре
было указано, какое имущество
(определенная часть или конкретные
приметы) подлежит конфискации.
Путем ознакомления с документами
судебного пристава-исполнителя,
а также местных финансовых
органов прокурор определяет
соответствие закону порядка
реализации описанного имущества.
При этом должны быть строго
соблюдены интересы государства,
чтобы подлежащие конфискации
имущество и ценности были
обращены в доход государства.
В то же время прокурор должен
обеспечить права и законные
интересы осужденного и иных
лиц в части сохранения имущества,
не подлежащего конфискации, оставшегося
во владении этих лиц. В опись
имущества не должны быть включены
вещи и предметы, не подлежащие
конфискации.
Исходя из
требований закона (ст. 310 УПК) и
указаний Генерального прокурора
Российской Федерации прокуроры
обязаны осуществлять систематический
надзор за своевременным и
правильным обращением к исполнению
приговора в части взыскания
с осужденных материального ущерба,
причиненного государственным, общественным
организациям, а также отдельным
гражданам. Роль прокурорского
надзора особенно возрастает, когда
речь идет о возмещении ущерба,
причиненного растратами и хищением
общегосударственного и общественного
имущества.
Проверяя
обращение приговора к исполнению
в части имущественных взысканий,
прокуроры выявляют подчас, что
следователи не всегда производят
опись имущества или делают
это несвоевременно; подчас в
протокол описи имущества включаются
вещи и предметы, не подлежащие
конфискации, что влечет за
собою последующее исключение
судом описанных вещей и предметов
из описи; описанные вещи и
предметы не во всех случаях
изымаются и передаются лицам
под ответственное хранение; к
обвинительным заключениям не
всегда приобщаются справки о
размере причиненного и возмещенного
материального ущерба. Установив
эти нарушения, прокурор принимает
соответствующие меры по их
предупреждению.
В соответствии
со ст. 369 УПК вопросы, связанные
с исполнением приговора (условно-досрочное
освобождение, отмена отсрочки исполнения
приговора, замена исправительных
работ и штрафа другим наказанием
и т. д.), рассматриваются в судебном
заседании судьей (мировым судьей)
единолично.