Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:45, реферат
Целью настоящего исследования является анализ законодательства и правоприменительной практики, регулирующих положение прокурора при выполнении обязанностей стороны обвинения в суде.
Вместе с тем, разделяя суждение Королёва Г.Н., думается, что вышеупомянутые авторы не определили характер противоречий между ст. 25 УПК РСФСР и положениями ФЗ РФ "О прокуратуре РФ", однозначно свидетельствующими об отсутствии надзора прокуратуры за судебной деятельностью. В данном случае речь идёт о коллизии правовых норм, содержащихся в правовых актах с равной юридической силой. При возникновении коллизии противоречие решается в пользу нормативного акта, специально предназначенного для регулирования определённого вида общественных отношений. Так как ФЗ РФ "О прокуратуре РФ" специально предназначен для регулирования деятельности по осуществлению надзора, то ст. 25 УПК РСФСР следует признать недействующей с последующим исключением из указанного правового акта. Именно таким образом поступил законодатель при разрешении аналогичной коллизии в гражданском процессе, исключив ст. 12 ГПК РСФСР. Вероятно, это определяется осуществлением надзора хотя и не на протяжении всего уголовного процесса, а только на его досудебных стадиях. В таком случае следовало бы ст. 25 поместить в раздел II УПК РСФСР. Это положение полностью согласуется с ролью суда, определённом Конституцией РФ (ст. 10) и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96 (ст. 5), как «самостоятельное, независимое от чьей бы то ни было воли, подчинённое только Конституции РФ и закону».
В теории уголовного процесса достаточно распространённым является суждение о том, что прокурор в судебном разбирательстве осуществляет только функцию уголовного преследования. Основанием для подобного суждения справедливо является ч.1 ст. 248 УПК РСФСР. Так, по мнению Л.П. Ижниной, прокурор, "участвуя в суде как государственный обвинитель, выполняет лишь одну процессуальную функцию - поддержание государственного обвинения".[15] В.Б. Алексеев несколько видоизменяя это считает, что прокурор, "осуществляя уголовное преследование, участвует в доказывании, излагает суду свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначении меры наказания подсудимому".[16] Г.П. Химичева подчёркивает, что "буквальное толкование ч.1 ст. 248 УПК РСФСР позволяет высказать противоположное суждение, состоящее в том, что помимо поддержания государственного обвинение (в рамках уголовного преследования) прокурор "принимает участие в исследовании доказательств, даёт заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого", но уже в рамках иной функции - участия прокуратуры в рассмотрении уголовных дел".[17] Из этого следует, что участвуя в рассмотрении судом уголовных дел прокурор выполняет исключительно функцию государственного обвинителя, что вытекает также из ч.2 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре РФ", а перечисленные в ч.1 ст. 248 УПК РСФСР полномочия, которыми наделён прокурор, поддерживающий государственное обвинение, только раскрывают и конкретизируют его участие в суде.
В связи с этим примечательно, что новый УПК РФ в п.55 ст. 5 определил "уголовное преследование - процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления". Стороной обвинения, наряду с другими участниками уголовного судопроизводства является и прокурор (п.47 ст. 5 УПК РФ).
Уголовно-процессуальное законодательство РФ, а также Закон "О прокуратуре РФ", определяют полномочия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах. Участвуя в рассмотрении судом уголовных дел, прокуроры в пределах своей компетенции:
1) осуществляют поддержание обвинения в суде, выступая в качестве государственных обвинителей;
2) дают заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;
3) предъявляют иски, если этого требует охрана государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан, и поддерживают их в суде;
4) принимают участие в исследовании доказательств по делу;
5) представляют суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого;
6) опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;
7) дают заключения в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;
8) принимают меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Сопоставление указанных полномочий прокурора, закреплённых в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, будет представлено ниже, по мере изложения темы данной работы.
Генеральный прокурор РФ рассматривает государственное обвинение, поддерживаемое прокурорами в суде, "как одно из действенных средств борьбы с преступностью, а непосредственное участие в поддержании государственного обвинения - важнейшей служебной обязанностью прокурора", что нашло своё отражение в п.1 приказа Генерального прокурора РФ № 82 "О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел" от 24.11.98.
Осуществление надзора на стадии предварительного расследования и утверждение обвинительного заключения не должны препятствовать прокурору, поддерживать государственное обвинение в суде. При этом, прокурор, выполняя вышеуказанные обязанности, должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности. УПК РСФСР (ч.2 ст. 248) и названный приказ Генерального прокурора РФ (п. 5) требуют от прокурора, чтобы он оценивал доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.
Правильное сочетание строгой подчинённости органов прокуратуры и процессуальной самостоятельности прокуроров в судах всех инстанций является непременным условием принятия прокурором решения, отвечающего закону.
Подводя итоги проделанной работы, были сделаны выводы, которые помогли в большей степени осмыслить и понять всю многогранность и значимость роли государственного обвинителя, принимающего участие в уголовном судопроизводстве.
Говорить о том, что фигура прокурора является краеугольным камнем уголовного процесса, было бы неверно, т.к. тем самым он выведется за рамки состязательного и равноправного процесса, осуществлению которого и должен способствовать прокурор принимая в нём участие. Однако, и намеренно низводить его положение до роли простого озвучивателя позиции органов дознания или предварительного расследования тоже не стоит, поскольку, ни у кого, я думаю, уже не вызывает сомнение способность прокурора влиять на изменение квалификации предъявленного обвинения либо на полное снятие обвинения с подсудимого, путём полного или частичного отказа от обвинения. Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному и своевременному его рассмотрению и поддержанию обвинения лишь в меру его доказанности.
Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует соблюдения правовых предписаний самим государственным обвинителем и выполнения обязанности по опротестовыванию неправосудных приговоров, определений или постановлений суда, не вступивших в законную силу ( ч.2 ст. 325, ст. 331 УПК РСФСР). В этой части Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принесения частного или кассационного протеста только тем прокурором, который непосредственно принимал участие в конкретном деле (ч.4 ст. 354). Иными словами, вышестоящий прокурор уже никак не сможет исправить ошибки своего подчинённого, что ещё в большей степени повысит значение роли государственного обвинителя.
В связи с грядущими изменениями, одной из неотложных задач органов прокуратуры на современном этапе, будет повышение эффективности деятельности прокуроров по поддержанию государственного обвинения в суде. Проводимая в стране судебная реформа главным образом затрагивает именно эту сферу деятельности прокуратуры.
Сложившееся в деятельности прокуратуры по поддержанию обвинения положение свидетельствует о серьёзных просчётах и диктует необходимость пересмотра самой концепции организации государственного обвинения.
В связи с этим интересно высказанное по этому вопросу предложение Х. Аликперова. Он предлагает введение в штат Генеральной прокуратуры должности Главного государственного обвинителя Генеральной прокуратуры РФ, приравняв её к должности заместителя Генерального прокурора страны. Наличие этой должности позволило бы сосредоточить в руках Главного государственного обвинителя комплекс организационных, правовых, методических, управленческих и других вопросов, связанных с осуществлением сотрудниками прокуратуры функций государственного обвинителя. Положительное решение этого вопроса потребует создания аппарата (департамента или управления на базе уже существующих в органах прокуратуры отделов по поддержанию государственного обвинения) Главного государственного обвинителя Генеральной прокуратуры, в составе которого нужно будет предусмотреть необходимый штат государственных обвинителей Генеральной прокуратуры РФ, равно как и в её нижестоящих подразделениях, т.к. имеющиеся отделы не справляются должным образом с нахлынувшим объёмом работы, который с каждым разом будет только увеличиваться.
Полагаю, что смена приоритетов в сфере направлений надзора и деятельности прокуратуры в сторону государственного обвинения, позволит улучшить качество его поддержания и благотворно скажется на результатах работы не только самой прокуратуры, но и суда.
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.93, (Российская газета, 25.12.93, № 237);
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утв. Верховным советом РСФСР 27.10.60, с изм. и доп. в ред. от 18.12.01, (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 592);
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый 22.11.01, (Российская газета, 10.12.01, № 235);
4. Уголовный кодекс РФ, принятый 13.06.96 в ред. 20.02.02, № 63-ФЗ, (Собрание законодательства РФ, 17.06.96, № 25, ст. 2954);
5. ФКЗ "О судебной системе РФ", от 31.12.96 № 1-ФКЗ, (Собрание законодательства РФ, 06.01.97, № 1, ст. 1);
6. ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.92, с изм. и доп. в ред. 29.12.01, № 2202-1, (Собрание законодательства РФ, 20.11.95, № 47, ст. 4472);
7. Верховный Совет РСФСР, постановление "О концепции судебной реформы" от 24.10.91, № 1801-1, (М., Республика, 1992);
8. Приказ Генерального прокурора РФ "О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел", 24.11.98, № 82;
9. Приказ Генерального прокурора "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" от 13.11.00, № 141;
10. Приказ Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокурора по уголовным делам, рассматриваемым в суде» от 28.05.01, № 15/5-01;
11. Указания Генерального прокурора РФ «О мерах по обеспечению участия прокуроров в уголовном судопроизводстве» от 08.11.01, № 65/6;
12. Рекомендации Генерального прокурора РФ от 22.09.92;
13. Письмо Генерального прокурора РФ № 12/13-93 от 12.03.93
14. Приказ прокурора г. Москвы "Об организации поддержания государственного обвинения" от 15.11.01, № 434к;
15. Постановление Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности отдельных положений УПК РСФСР, регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовных дел, в связи с жалобой гражданки И.П. Смирновой и запросам Верховного суда РФ" от 14.01.00, № 1-П, (Собрание законодательства РФ, 31.01.00, № 5, ст. 61);
16. Х. Аликперов. Государственное обвинение: нужна реформа. // Законность. 2000, № 12;
17. Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. изд. 3-е переаб. и доп. рук. авт. кол. В.П. Божьев. М. Спарк. 2000, 510с.;
18. Кореневский Ю.В., Государственное обвинение в условиях судебной реформы (процессуальные, тактические и нравственные аспекты). Методическое пособие. М., 1994, 132с.;
19. Научно-практический комментарий к УПК РСФСР. под общей ред. В.М. Лебедева. М. Спарк, 1995, 544с.;
20. Уголовно-процессуальное право РФ, учебное пособие, под ред. Лупинской П.А. 2 изд. перераб. и доп. Юрист. М., 1997, 591с.;
21. Российское законодательство в X-XX. в т. 4. отв. ред. Маньков А.Г. М. 1986, 387с.;
22. А. Мыцыков. Прокуратура. Проблемы развития. // Законность. 2000, № 1;
23. Назаров С.Н. Прокурорский надзор в РФ. М. Экспериментальное бюро-М, 1998, 254с.;
24. Комментарий к УПК РСФСР. 4-е изд. перераб и доп. отв. ред. В.И. Радченко. М. Юрайт. 2000, 596с.;
25. Комментарий к УПК РСФСР. под. ред. В.М. Савицкого, Б.Т. Безлепкина, П.А. Лупинской, И.Л. Петрухина, М. Проспект. 1999, 654с.;
26. В. Степанов. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. // Российская юстиция. 2000, № 9;
27. Сухарев А.Я. Историческая судьба российской прокуратуры: Научно-публицистический очерк. М. Норма, 2000, 24с.;
Информация о работе Поддержка прокурором государственного обвинения в суде