Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу
13
2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
25
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК - КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     III.  ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

     В основу деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних должно быть положено фундаментальное положение психологии: человек не только проявляется, о и формируется, развивается, складывается как личность в ходе выполнения им ведущей деятельности, социально полезной, целенаправленной, приносящей ему успех [3,c.63].

     Основной  задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей  и подростков, которые являются результатом  неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

     В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования  преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

     - непосредственная причина совершения  подростком преступления;

     - причины, под воздействием которых  сформировалась антиобщественная  направленность личности несовершеннолетнего;

     - объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

     - условия, способствующие проявлению  антиобщественной направленности  личности подростка в конкретном  преступлении.

     Антиобщественная  направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

     В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление  степени укоренения в сознании подростка  антиобщественной направленности. Без  тщательного выяснения этого  вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.

     Причины, под воздействием которых может  формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

     Одна  из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.

     Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают  порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так  как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.

     Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психических аномалий.

     Активное  воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитываются пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

     Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью, работой в ночную смену и т.д.), часть родителей уклоняется от воспитания детей, что характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей. Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни.

     Таким образом, профилактика несовершеннолетней преступности возможна посредством реализации на уровне региона - общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Также важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должна включать как общие меры, так и специально целенаправленные психолого-педагогические, специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних. 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение проведенного исследования сформулируем ряд обобщающих выводов  и практических предложений.

     Несовершеннолетний  преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Понятие преступность несовершеннолетних связано с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков (10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением.

     Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

     Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

     К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками.

     Установленный УПК РФ порядок производства по делам  несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

     Методика  расследования преступлений, совершенных  несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.

     Методики  расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (дата обращения 8.04.2011)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)(ред. от 07.03.2011) // URL: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/ (дата обращения 8.04.2011)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 20.03.2011) // URL: http://www.consultant.ru/popular/upkrf/ (дата обращения 8.04.2011)
4. Аверьянова  Т.В., Белкин Р.С., Корухов  Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник  для вузов. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 944с.
5. Криминология: Учебник / Под ред. Проф. В.Н.Бурлакова, проф. Н.М.Кропачёва.- СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 520с.
6. Ищенко  Е.П., Топроков А.А. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П.Ищенко. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА – М, 2007. – 748с.
7. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и  В.Е.Эминова. – 3-е изд., перераб. и  доп. – М.: Юристъ, 2004. – 734с.
8. Шурухнов  Н.Г. Криминалистика: Курс лекций / Н.Г.Шурухнов. – М.: Эксмо, 2006. – 634с.
9. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П.Яблоков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 781с.
10. Криминалистика: Учебник / под ред. А.Г.Филиппова. –  М.: Высшее образование, 2007. – 441с.

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних