Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу
13
2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
25
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК - КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     2. Исследование условий жизни и  воспитания несовершеннолетнего.  Для реализации этой установки  закона планируется сбор данных, характеризующих его семью, материально-бытовые условия. При выявлении безнадзорности подростка следует установить её причины. Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

     Существенное  значение имеет не только бытовое, но и ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие  среди них лиц с уголовным  прошлым, лиц, не занимающихся общественно полезным трудом, ведущих аморальный образ жизни.

     Необходимо  выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учёбе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учёбу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для её возобновления, в чём причина длительной занятости и т.д.[6 ,c.280].

     Данные  о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.

     В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность).

     3. Выяснение причин и условий,  способствовавших совершению преступления.

     4. Наличие взрослых подстрекателей  и иных соучастников.

     Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления  у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.

     По  каждому делу должны быть выдвинуты  и проверены следующие версии:

     а) Наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

     б) Существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько  преступлений;

     в) Наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.

     д) Вовлечение несовершеннолетних в занятие  попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.[9,c.290].

     Работая по данным версиям, следует учитывать  необходимость выяснения различных  вариантов. Например, подростка принудили  совершить преступление или он присутствовал  при этом, но активно не участвовал.

     Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.

     При планировании следует учитывать, что  для выяснения обстоятельств  совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные  обязательные следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.

     В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:

     1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.

     2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними.  В одних случаях они прямо  указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.

     3. Несовершеннолетний подозреваемый  задержан на месте совершения  преступления после его совершения  или явился с повинной.

     К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.

     В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые  позволяют выдвинуть версию об участии  несовершеннолетнего в преступлении.

     Зачастую  на это указывают:

     1) Особенности различных следов рук и обуви, обнаруженных при осмотре;

     2) следы зубов, особенно если  они оставлены на таких специфических  объектах, как шоколад, сыр, конфеты  и другие продукты питания;

     3) оставлены вещи - размер, фасон, характер изношенности. При этом надлежит выявлять все следы, в том числе и различные по характеру, форме, размеру и т.п. Это может свидетельствовать о совершении преступления групповой или о присутствии взрослого;

     4) способ совершения преступления, и не только в плане подготовки и совершения, но и действий по сокрытию следов совершённого деяния, как правило, преступления несовершеннолетних не отличаются ухищрённостью способов их совершения и особенно сокрытия. Орудиями преступления часто являются случайные, подобранные в ходе деяния предметы, ненужные похищенные предметы и вещи, а так же орудия преступления нередко выбрасываются неподалёку от места его совершения, похищенное прячут в доме, где проживает подросток или его друзья, в подвалах, на чердаках и др.;

     5) Размеры отверстий проникновения;

     6) Признаки подражания персонажам  детективных книг и фильмов  (оставление на месте подписей, записок и т.п.). Содержание и  почерк таких документов, а также  место расположения надписей  дают интересную информацию о физических и интеллектуальных данных несовершеннолетних (надписи на стенах обычно пишу на уровне глаз, что позволяет судить о росте их исполнителя);

     7) Непоследовательность, нелогичность  действий преступников, разбрасывание  отдельных вещей, безмотивное повреждение каких-то предметов, особенно если это требовало затрат времени;

     8) Количество, габариты и вес похищенного;

     9) Проявление цинизма, жестокости, садизма, дерзости.

     Естественно, что каждый в отдельности признак  не может рассматриваться как  прямое свидетельство участия в преступлении несовершеннолетнего, но их совокупность позволяет сделать такой вывод с определённой степенью вероятности и получить информацию:

     - Об особенностях телосложения, признаках пола, возраста и других объективных данных преступника;

     - об особенностях психики (по характеру похищенного, специфическому поведению на месте совершения преступления и др.);

     - об предметах преступного посягательства, орудиях и средствах его совершения, одежде, обуви и сопутствующих объектах преступника.

     Если  есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:

     1. Выявление на обслуживаемой территории  групп несовершеннолетних и установление  действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.

     2. Установление подростков, у которых  после совершения преступления  появились деньги, предметы, вещи. Для  этого на учёт берут похищенное  имущество и о его признаках  доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.

     Особое  внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в  каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого участка.

     3. Установление лиц, которым известны  обстоятельства совершённого преступления. Для этого, исходя из анализа места, времени, обстоятельств совершения преступления, можно определить, кто может быть жильцы квартир, из окон которых видно место преступления и подходы к нему; лица, которые в это время проходили недалеко от места преступления, следуя на работу, учёбу, домой или куда-то ещё; работники городского транспорта, которым могли воспользоваться несовершеннолетние, обратившие на себя внимание ввиду своего странного поведения.

     Направление расследования, характер и очередность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависят от степени определённости собранной к этому времени информации.[42 ,c.339].

     В тех случаях, когда очевидцы высказывают  предположения об участии в преступлении подростков, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия.

     Розыск  несовершеннолетних осуществляется по:

     - Признаком внешности. Оперативные  работники совместно со следователем  на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.

     - Оперативно-криминалистическим учётом  органов внутренних дел.

     В первую очередь свидетелям и потерпевшим  предъявляется фотоальбом лиц, которые  состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых инспекторов и  отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.

     После выявления конкретных лиц, подозреваемых  в совершении преступления, а также  когда очевидцы или потерпевшие  прямо укажут на несовершеннолетнего  правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные  действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка, выявление взрослых подстрекателей.

     Установление  точного возраста несовершеннолетнего  имеет важное значение для принятия правильного решения в стадии возбуждения уголовного дела. Возраст  должен устанавливаться документально (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги регистрации актов гражданского состояния, справка формы паспортного аппарата). Кроме того, точный возраст можно установить по журналу того медицинского учреждения, где родился несовершеннолетний: во время появления на свет новорождённых в таких журналах фиксируется с точностью до минуты, и они хранятся в архивах медицинских учреждений 25 лет[33 ,c.42-43].

     В практике порой встречаются случаи, когда установить возраст обвиняемого на основе документов не представляется возможным. Для уточнения возраста подозреваемого или обвиняемого, если это имеет значение для разрешения вопроса о его уголовной ответственности, назначается судебно-медицинская экспертиза.

     При установлении судебно-медицинской экспертизой днём рождения надлежит считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным количеством лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица. Во всех случаях лицо считается достигшим определённого возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток.

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних