Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель квалификационной работы - исследование особенностей расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, выявление проблем и разработка направлений, способствующих эффективности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть особенности личности несовершеннолетнего преступника; рассмотреть причины и условия несовершеннолетней преступности.
2. Изучить методику расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1 Планирование и организация производства по уголовному делу
13
2.2 Производство отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних
25
III. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК - КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     2. Выявление наиболее значимых  для подростка жизненных целей:  к чему он стремится, в чем  видит смысл своей жизни, своего  будущего. Эти цели видны в  поступках подростка, в его  отношении к выполняемым видам  деятельности: учению, труду, общению и т.д., в его высказываниях, сочинениях, результатах деятельности. Состав жизненных целей прямо связан с мотивацией, поэтому ломка ложных мотивов способствует преобразованию целей. В плане практической реализации этой задачи важна организация социально ценных форм деятельности и общения подростков, сопровождающихся наглядным восприятием получаемых положительных результатов.

     3. Определение уровня готовности  подростка к изменению своего  поведения и сознательному выбору  социально положительных форм  поведения. Эта задача связана с решением первых двух. Только ломка социально негативных мотивов и целей, замена их положительными интересами и социально ценной ориентацией дает гарантию, что у подростка сформировалась система субъективных стимулов к дальнейшему самовоспитанию и самоконтролю, не допускающая рецидивов асоциального поведения. Подросток не только объект, но и субъект воспитания, он должен сам осознавать необходимость изменить свое поведение и научиться им управлять на основе содержательных идеалов. Для осуществления этой задачи школа и другие воспитательные учреждения должны обеспечить подросткам достаточное образование и трудовую квалификацию, позволяющие найти правильный путь в самостоятельную жизнь, достаточно высокий уровень интеллектуального развития, а также сформировать прочные моральные устои, обеспечивающие понимание и правильную самооценку своих ошибок, адекватное отношение к наказанию.

     Важен комплексный подход к изучению и  воспитанию трудных подростков со стороны  всего педагогического коллектива. Воспитатели, учителя, мастера производственного обучения должны изучать подростков в сфере руководимых ими форм деятельности, где каждый из них имеет возможность выявить те положительные качества и задатки своих воспитанников, опираясь на которые можно более успешно разрабатывать программу перевоспитания подростка с наибольшей эффективностью [9,c.112].

     Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят  социально обусловленный характер. Они, прежде всего, зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.

     В последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних и  ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее «уязвимой» частью общества. «Уязвимость» заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее [12 ,c.117].

     Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном  этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

     Продолжается  процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок.

     Обострение  проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

     Среди несовершеннолетних из неблагополучных  семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, проституция, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных отраслевых наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость.

     Таким образом, по итогам рассмотрения в первой главе вопроса о социальной основе несовершеннолетней преступности, пришли к следующим выводам:

     1) преступность несовершеннолетних  в целом по России остается  на достаточно высоком уровне.

     2) детерминантами преступности несовершеннолетних является следующее:

     - неудовлетворительные условия воспитания детей в семье;

     - недостаточная помощь родителям в воспитании детей со стороны школьных педагогов, специалистов и общественности;

     - низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности;

     - распад семей;

     - безработица, низкий уровень жизни семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой;

     - приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности;

     3) Законодательство о преступности  несовершеннолетних в РФ представлено УК РФ и УПК РФ, где данному явлению посвящены отдельные главы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЁННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

     2.1 Планирование и  организация производства  по уголовному  делу

     Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

     Создание  методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.

     При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители [6 ,c.52].

     Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

     Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.

     Важным  моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции  является установление психологического контакта.

     Под психологическим контактом можно  понимать такое состояние, при котором  участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией [8 ,c.56]. Для этого, прежде всего, нужно тщательно изучить личностные качества, которые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т.д.) или, наоборот затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлобленность, лживость, вспыльчивость и др.).

     Качество  и эффективность расследования  по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.

     В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие  о том, что преступление совершено  подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант - на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

     Если  сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

     Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.

     При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как  общий предмет доказывания, так  и его детализация.

     При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.

     Побудительные причины большей части правонарушений несовершеннолетних во многом сходны по содержанию с мотивами преступлений взрослых (стремление добыть средства на приобретение спиртных напитков, сигарет, месть, озлобление, хулиганские побуждения, корысть). Однако есть и такие, которые типичны именно для подростков. Общественно опасные деяния часто совершаются из озорства, желания развлечься, из потребности утвердить своё положение в глазах товарищей.

     К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершеннолетних, влияющих на расследование совершёнными ими  преступлений, относят:

     - незавершённость физического и  нравственного развития (эмоциональность  поведения, колебания поведения  и т.п.);

     - специфику восприятия, запоминания  и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);

     - недостаточность жизненного опыта  (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);

     - склонность к подражанию;

     - стремление утвердить себя в  среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);

     - неправильно понимаемое чувство  товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.)[12 ,c.214].

     Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:

     1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего  (число, месяц, год). Если возраст  не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.

Информация о работе Особенности расследования преступлений несовершеннолетних