Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:31, дипломная работа
Обоснование выбора темы исследования. Выбор темы исследования «Некоторые современные проблемы криминалистической техники» обусловлен все большим использованием в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений современных технических средств, их широкому применению в рамках следственной и экспертной деятельности, высокому доказательственному значению получаемой с их помощью информации. В то же время нельзя не замечать и определенные трудности правового, организационного, методического и технического характера, сопутствующие применению технико-криминалистических средств. Изучение данных проблем и определение путей их решения – важная задача теории и практики криминалистики на настоящем этапе ее развития.
Введение
с.3
Глава 1. Правовые и организационно-методические проблемы криминалистической техники
с.6
§1.Генезис криминалистической техники как направления науки
с.6
§2. Правовые, организационные и методические проблемы криминалистической техники
с.15
Глава 2. Актуальные проблемы отраслей криминалистической техники
с.25
§1.Проблемы «традиционных» отраслей криминалистической техники
с.25
§2.Проблемы «новых» отраслей криминалистической техники
с.33
§3.Экспертная деятельность, как часть технико-криминалистического сопровождения расследования преступлений
с.42
Заключение
с.52
Список использованных источников
с.57
Кроме того, уровень современного эксперта – это специалист в нескольких отраслях специальных познаний (знаний в области науки, техники, искусства или ремесла), что и демонстрируют сотрудники экспертных подразделений – большинство из них имеет по несколько допусков на право самостоятельного производства различных видов экспертных исследований. Думается, что такая взаимозаменямость экспертов потенциально полезна, однако возникает вопрос – а каков предел развития специалиста в данном случае, сколько именно допусков может иметь последний без ущерба для своей профессиональной деятельности. Ведь очевидно, что если не выполнять экспертные исследования по специальности – профессиональные навыки теряются. Как показывают проведенные нами опросы самих экспертов, большинство из них склоняется к тому мнению, что оптимальный уровень количества экспертных допусков на одного специалиста составляет 3-5, и лишь некоторые респонденты считают, что предельный уровень достигает 7-9 допусков. Однако следует иметь ввиду, что эксперт, в основном, работает по одной-двум специальностям, а остальные для него являются, в основном, «дополнительными» направлениями, которыми он занимается реже - например, в случае отсутствия на текущий момент ведущего специалиста в данной области в экспертном подразделении. Думается, что уровень развития 3-5 допусков на одного эксперта является, все-таки, оптимальным, позволяющим совершенствовать уже полученные навыки, успешно их применять, не забывая при этом и дополнительные специальности. Разумеется, эксперт обязан заниматься всеми направлениями экспертной деятельности, знаниями о которых он обладает и имеет право применять на практике. Только в этом случае возможно говорить о достаточной степени качества экспертного труда.
В этой связи
велика роль руководителя экспертного
подразделения, который должен отслеживать
уровень подготовки экспертов по
имеющимся у них допускам на право
производства различных видов экспертиз,
и, при необходимости, производить
ротацию кадров на каждом отдельном
направлении экспертной деятельности
и контроль за качеством труда
сотрудников. Анализируя текст статьи
14 «Обязанности руководителя государственного
судебно-экспертного
Однако полагаем, что не только руководитель экспертной службы должен заботиться о профессиональном росте своих сотрудников, думается, что и сами специалисты должны быть заинтересованы в таком росте. В этой связи актуальным является моральное и, что весьма важно в современных условиях, материальное стимулирование сотрудников экспертных подразделений в плане получения ими допусков на право производства отдельных видов экспертных исследований. Однако, мы считаем, что подобное стимулирование не должно быть бесконечным, в противном случае это может привести к «гонке за допусками» - получению допусков, по которым специалист, фактически, не будет работать, излишним затратам сил и средств на его обучение без соответствующей эффективной отдачи. Поэтому стимулирование должно быть разумным – например, выплачивать процентную надбавку к оплате труда за каждый дополнительный допуск, с условием, если по данному направлению экспертом единолично выполнено в год определенное количество исследований. Или-же, производить надбавку за первые 5-6 дополнительных допусков, а за дальнейшие полученные допуска выплачивать надбавку в меньшем размере. Возможны и комбинации предложенных вариантов стимулирования сотрудников. В любом случае, данный вопрос непрост по многим причинам: неясно до конца каким именно образом стимулировать экспертов, и, самое главное - необходимы материальные средства для поощрения экспертов, что, пока еще, как известно, является сложной проблемой для правоохранительных органов по независящим от них причинам.
Возникает и другой вопрос – необходимо ли нормативно вменять в обязанность самому эксперту повышать свой профессиональный уровень? Разумеется, определенные требования на этот счет должны существовать. Однако, при наличии в Федеральном законе “О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской федерации” предложенной нами новеллы относительно соответствующей обязанности руководителя экспертного учреждения по повышению профессионального уровня экспертов, думается, что законодательное закрепление соответствующей обязанности за экспертом будет излишним дублированием, что утяжелит нормативный акт. Очевидно, что раз подобная обязанность закреплена за руководителем, то последний и обязан потребовать от сотрудников соответствующих действий, и именно данные требования, оформленные в виде ведомственных приказов, распоряжений и будут являться нормативным закреплением обязанности эксперта повышать свое профессиональное мастерство. Таким образом, при условии введения в указанный Федеральный закон предложенной нами новеллы мы не видим необходимости существования в данном Законе специального требования к эксперту о повышении его профессионального уровня.
Вернемся еще раз к вопросу о материальном стимулировании экспертов. При анализе текста статьи 16 «Обязанности эксперта» Федерального закона “О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской федерации” обращает на себя внимание следующее положение данной статьи: «Эксперт не вправе … осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта». Представляется, что в данном случае позиция законодателя не совсем ясна – с какой целью было введено данное положение в текст Закона? Ведь по существу, получается, что государственный эксперт не имеет права выполнять работу по совместительству, повышать свой материальный уровень. Причем, при использовании средств и материалов государственного экспертного подразделения для целей работы негосударственных экспертов, последние также должны отчислять от соответствующих доходов средства на счет учреждения за пользование принадлежащей ему техникой, что также подняло бы материальный уровень экспертных служб в целом.
Возможно, законодатель преследовал цель недопущения сговора эксперта с лицами, по поручению которых последний проводит исследование. Но в этой связи возникает вопрос – что за недоверие к эксперту, ведь последний несет уголовную ответственность за заведомо ложное заключение, что является существенным сдерживающим фактором против злоупотреблений? И кроме того, при существовании целой сферы экспертных услуг подобные сговоры были бы фактически невозможны – альтернативная экспертиза опровергла бы заведомо ложные выводы.
Если же преследовалась
цель закрепить таким образом
экспертные кадры в государственных
структурах, то, как отмечают специалисты,
достигнут прямо
Думается, что
разумным подходом на законодательном
уровне было бы допущение для государственного
эксперта работы по совместительству,
что как раз и привело бы
к положительному эффекту – повышению
уровня благосостояния экспертов, их закреплению
в государственных структурах, развитию
перспективных экспертных направлений,
появлению дополнительных источников
доходов государственных
Таким образом, анализируя экспертную деятельность, возможно обнаружить определенные проблемы как на дидактическом, так и на законодательном уровнях, решения которых мы попытались предложить в рамках данного параграфа.
З а к л ю ч е н и е
Результаты нашего исследования позволяют прийти к следующим положениям:
1. Криминалистику,
где основной является
2. Вопрос о
месте криминалистики в
3. Криминалистическая
техника как дисциплина, возникнув
из такого направления как
«полицейская техника», является
на современном этапе
4. Говоря об
общих вопросах
5. Относительно
заключения специалиста, как
6. Правоохранительные
органы, в целом, не могут в
полном объеме силами своих
специалистов решать задачи
7. Одной из
актуальнейших задач
8. Следует подчеркнуть,
что исследование боевых
Информация о работе Некоторые современные проблемы криминалистической техники