Мтодика расследования взяточничества

Автор: Петр Просков, 04 Июня 2010 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Получение взяток, как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих, составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений.
Традиционно в российском законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ ………………………………….……………………………… . 10 стр.
§1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества……….…. 10 стр.
§2. Особенности криминалистической характеристики взяточничества..........38 стр.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ …………………………………………46 стр.
§1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.46 стр.
§2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества…………………………….53 стр.
§3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования……………………………………..63 стр.
Заключение………..……………………………………………........76 стр.
Список литературы……………………………………….…………79 стр.

Работа содержит 1 файл

Взятка.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

    Одновременно  следователь, производящий проверку материалов о взяточничестве, должен ознакомиться со структурой и условиями работы в учреждениях, подразделениях, где  предположительно совершено преступление; правилами выполнения операций, за которые, возможно, вручена взятка; правами и обязанностями соответствующих должностных лиц.

    В случае, если в заявлении не содержится информация о личности взяткодателей  или взяткополучателей, а сообщается только о факте получения взятки за определенное действие, то необходима проверка документов, которые отражают операции, в проведении которых заинтересован определенный круг лиц. При изучении документов обращается внимание на наличие всех положенных реквизитов. При отсутствии каких-либо из них выясняются причины отступления от установленных требований.

    Особое  внимание обращается на сроки прохождения  документов. При этом следует интересоваться как сокращением срока рассмотрения, так и его затяжкой. Тщательно изучается содержание документа с точки зрения его соответствия действующим нормативным актам, а также наличие исправлений, подчисток, дописок и других признаков материального подлога.

    В некоторых случаях рекомендуется  изучить документы не только в  организации, где предположительно работает взяткодатель, но и по месту работы взяткополучателя. Иногда взяткодатель действует в интересах предприятия, которое он представляет. Расходы, понесенные им в связи с передачей взятки, в дальнейшем компенсируются премиями, материальной помощью, иными путями.

    Встречаются случаи передачи взяткополучателю ценных предметов, принадлежащих организации  или приобретенных за ее средства. Так, директор коммерческой фирмы А. в качестве вознаграждения за оформление лицензии без надлежащих документов передал работнику администрации С. путевку на заграничный курорт. В ходе проверки налоговой инспекцией данной фирмы была выявлена незаконная выдача лицензии.

    Если  информация о взяточничестве получена в результате ведомственных или  вневедомственных проверок, прежде всего необходимо проанализировать качество их проведения и обоснованность выводов.

    В большинстве случаев заключения проверяющих основываются на сообщениях граждан, объяснениях, отобранных у  работников организации; выявленных при этом нарушениях, допускаемых при выполнении отдельных действий.

    При изучении актов проверок необходимо проанализировать следующие вопросы:

    - использовались ли все необходимые  приемы и методы;

    - исследовались ли необходимые  документы; 

    - соответствуют ли выводы нормативным требованиям.

    Для этого следователь должен ознакомиться с правилами тех или иных действий, должностными обязанностями предполагаемых субъектов преступления. В необходимых  случаях следователь может получить объяснения лиц, проводивших проверки, или проконсультироваться по поводу возникших сомнений у специалистов.38

    При планировании расследования взяточничества определяются места и способы  обнаружения доказательств. Так, по месту работы и жительства могут  быть обнаружены предмет взятки, документы и различные записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткополучателя в выполнении либо не выполнении тех или иных действий, а также фиксирующие служебные действия в пользу взяткодателя, преступно нажитое имущество и другие доказательства. По месту жительства и работы взяткодателя, и посредника могут быть обнаружены подготовленные к передаче предметы, документы, записи, свидетельствующие о заинтересованности взяткодателя в совершении или не совершении определенных действий в его интересах; данные, подтверждающие, что посредник выполнял определенные действия по налаживанию контакта между взяткодателем и взяткополучателем, о чем могут свидетельствовать записи их адресов, номеров телефонов, имен и фамилий. Кроме того, по месту жительства связей участников взяточничества (родных, знакомых и т. п.) могут быть обнаружены предметы взятки и другие документы, свидетельствующие о даче или получении взятки, и другие доказательства.

    В тех случаях, когда правоохранительным органам заранее стало известно о предполагаемом факте передачи взятки (из заявления взяткодателя или другой источник) усилия следователя должны быть направлены на получение передаваемого предмета, так как он служит веским доказательством взятки. Очень важно обеспечить представление суду предмета взятки в том виде и такими способами, которые делают это доказательство относимым, допустимым и бесспорным.

    По  делам рассматриваемой категории  сведения о готовящейся или передаваемой взятке обычно становятся известны в  ходе оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому важно, чтобы они были проведены оперативными работниками в соответствии с уголовно-процессуальным законом, чтобы предмет взятки впоследствии приобрел статус вещественного доказательства.

    Практикой выработаны способы фиксации предмета, связанные с отражением признаков предмета во внешней среде (осмотры, фотографирование, ксерокопирование, видео - и кинозапись), а также особые «пометки», специальная упаковка. Также обязательно переписываются достоинства и номера купюр. При этом в протокол заносятся образцы веществ, которыми ставятся «пометки», а также образец (небольшой кусочек) упаковки для последующего установления целого по частям. Для деятельности органов следствия и суда особенно важно и трудно зафиксировать факт передачи взятки и ее предмет, чтобы это в последующем не было расценено как провокация взятки.

    Как показало изучение дел о взяточничестве, использование материалов оперативно-розыскной  деятельности в качестве доказательств  зависит от способа их получения, содержания, момента поступления в уголовное дело и неодинаково для различных видов материалов.

    Так, на основании ч.2 ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 5 июля 1995г.39, протоколы, технические данные, предметы и документы, полученные при производстве оперативно-розыскных мероприятий, могут поступить следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае, при принятии такого решения, содержащиеся в них сведения, должны быть проверены и оценены с точки зрения достаточности оснований для возбуждения уголовного дела. В этом случае должны быть соблюдены правила о приобщении к делу доказательств, представленных органу предварительного следствия.

    На  стадии реализации оперативных мероприятий  большое значение имеет совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Составляется специализированный план, который согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем органа, производящего расследование.

    План  в обязательном порядке должен включать в себя:

    - розыскные и следственные версии;

    - данные, подлежащие установлению  для их проверки;

    - перечень следственных действий;

    - обстоятельства, подлежащие установлению  оперативным путем; 

    - сроки и исполнители. 

    Данное  планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступлений.

    С продвижением расследования по уголовному делу план может изменяться и дополняться.40

    Таким образом, можно сделать вывод, что планирование и выдвижение версий является неотъемлемым этапом расследования преступлений о взяточничестве. Это позволяет распределить усилия по раскрытию преступления в зависимости от специфики деятельности того или иного подразделения, а также четко выделить действия по раскрытию преступления. 
 
 

    §2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества 
 

      Наиболее  распространенным оперативно-розыскным  мероприятием по уголовным делам  о взяточничестве является  оперативный  эксперимент, при проведении которого используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические средства. В соответствии с ч.8 ст.8. Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого преступления, в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Как правило,  при проведении данного оперативно-розыскного мероприятия правоохранительные органы используют различные способы фиксации предмета, связанные с отражением признаков предмета взятки во внешней среде, а также особые «пометки» этих предметов, их специальную упаковку. При этом законодатель не установил никаких требований к документированию результатов данного оперативно-розыскного мероприятия, как и результатов оперативно-розыскных мероприятий в целом. Указанный пробел  приводит к тому, что в практике нет единого подхода к использованию результатов оперативного эксперимента в доказывании в уголовном судопроизводстве. Поскольку остаются не отрегулированными следующие вопросы: 1) необходимо ли участие незаинтересованных лиц (на практике их называют сотрудники правоохранительных органов понятыми) при проведении данного оперативно-розыскного мероприятия?  2) необходимо ли описание всех действий при проведении оперативного эксперимента? 3) необходимо ли документальное фиксирование применения технических средств при его проведении?

  Кроме того, важным моментом при проведении оперативно-розыскных мероприятий  по делам о взятках является фиксация нахождения предмета взятки при взяткополучателе либо в его жилище, либо в принадлежащем  взяткополучателю ином помещении, в  его автомобиле, служебном кабинете и т.п. На практике, чаще всего.  Фиксация нахождения предмета взятки у взяткополучателя, либо фиксация момента передачи взятки взяткодателем происходит в рамках оперативно-розыскной деятельности, до возбуждения уголовного дела, при проведении оперативного эксперимента. А результаты такой фиксации закрепляются сотрудниками правоохранительных органов либо протоколом личного досмотра, либо протоколом осмотра помещений (места происшествия). После чего эти результаты  как материалы оперативно-розыскной деятельности передаются на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователю. При использовании этих результатов в доказывании встает  вопрос о законности проведения указанных действии в отношении взяткодателя либо взяткополучателя сотрудниками правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела.41

  Одним из важнейших первоначальных действий является задержание лица, подозреваемого во взяточничестве.

  Задержание  лиц, подозреваемых во взяточничестве принято разделять на два типа:

  - задержание лиц, когда имеются  доказательства их причастности  к факту взятки и по обстоятельствам,  когда очевидцы, в том числе  и потерпевшие, прямо укажут  на данное лицо, как на совершившее преступление;

  - задержание лица с поличным  в момент передачи предмета  взятки, а также непосредственно  после передачи предмета взятки.

  Все эти основания для задержания перечислены в ст. 91 УПК РФ.

  Как любое следственное действие, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, должно осуществляется на плановой основе. План задержания предусматривает следующие основные вопросы:

  - сведения о лице (группе), подлежащем  задержанию;

  - место нахождения задерживаемого (вид, характер помещения);

  - время задержания;

  - количество и состав оперативных  групп, участвующих в задержании, их вооружение, оснащение специальными  криминалистическими средствами, техникой  и другими средствами;

  - задачи, решаемые каждой группой  и участником.

  Чаще  всего задержание с поличным производится по заявлению лица о вымогательстве у него взятки. Естественно, что заявитель  может сообщить сведения о предмете взятки. Поэтому следователь имеет  возможность использовать признаки предмета взятки для изобличения взяткополучателя.

  Задержание  взяточников с поличным в момент получения взятки или сразу же после этого является одним из действенных средств изобличения, так как дает возможность изъять предмет взятки. Сам факт задержания оказывает определенное психологическое воздействие на взяточников, которые, как правило, бывают вынуждены признаться в преступлении. Задержание с поличным производится, когда лицо уже владеет предметом взятки, когда факт передачи зафиксирован.

     Так, В 2008 году, за преступление, совершенное в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов,  по материалам УСБ осуждены бывшие сотрудники  УВД Д. и Т.. В 2007 году, в ходе ОРМ, проводимых УСБ установлено, что начальник отделения организации работы участковых уполномоченных милиции ст. лейтенант милиции Д. и старший УУМ этого отдела лейтенант милиции Т. ежемесячно вымогают и получают от директора  филиала ООО "Сухоложский завод вторцветмет" Ф.. взятки в сумме 1500 рублей за не составление протоколов об административном правонарушении и не привлечение к административной ответственности за отсутствие лицензии на прием черных и цветных металлов. В результате ОРМ "Оперативный эксперимент" лейтенант милиции Т. был задержан сотрудниками УСБ при получении очередной взятки в сумме 1500 рублей от гр.Ф. По материалам УСБ 15.05.2007 прокуратурой возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п."В" ч.4 ст.290 УК РФ. В качестве меры пресечения в отношении Т. и Д. избирался арест. Областным судом 11.02.2008г. Т. и Д. приговорены к 7 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком 4 года и 5 лет соответственно. С лишением права занимать должности в ОВД сроком 3 года и лишением специальных званий. 

Информация о работе Мтодика расследования взяточничества