Автор: Петр Просков, 04 Июня 2010 в 12:24, дипломная работа
Получение взяток, как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих, составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений.
Традиционно в российском законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений.
Введение………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ ………………………………….……………………………… . 10 стр.
§1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества……….…. 10 стр.
§2. Особенности криминалистической характеристики взяточничества..........38 стр.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ …………………………………………46 стр.
§1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.46 стр.
§2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества…………………………….53 стр.
§3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования……………………………………..63 стр.
Заключение………..……………………………………………........76 стр.
Список литературы……………………………………….…………79 стр.
Субъектом
получения взятки является должностное
лицо. Уголовно-правовое понятие должностного
лица дается в примечании к статье
285 УК: “должностными лицами... признаются
лица, постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
Закон
связывает статус должностного лица
с выполнением властных или иных
управленческих функций (функции представителя
власти либо организационно-
Взятку
должностное лицо получает именно в
связи с выполнением им этих функций,
что и должно быть установлено
при расследовании
Закон
говорит о полномочиях
Закон различает две категории должностных лиц:
1) представители власти;
2)
лица, выполняющие управленческие (организационно-
Пленум Верховного Суда в п. 2 упомянутого постановления относит к представителям власти “лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)”.21 В Примечании к ст. 318 УК предусмотрено: “представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости”. В данном Примечании допущена логическая ошибка - понятие представителя власти определяется путем указания на признак “должностное лицо”. С другой стороны, в Примечании к ст. 290 понятие “должностного лица” определяется путем указания на “представителя власти”. Очевиден и тот факт, что представителям власти свойственны не только распорядительные, но и нормотворческие полномочия. Непонятно и то, что следует понимать под “служебной зависимостью”. В такой ситуации уяснение понятие должностного лица потребовало судебного толкования, что и сделал Верховный суд в упомянутом разъяснении.22
В строгом смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени государства или местного самоуправления распорядительными, нормотворческими или контрольными полномочиями в отношении лиц, которые не подчинены ему (по службе или в силу трудовых отношений). Именно такие лица и осуществляют законодательную, исполнительную или судебную власть, а также местное самоуправление (что является формой публичной власти). Функции представителя власти могут выполнять лица, не связанные с государственными органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 40 УПК РФ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органом дознания. Работникам коммерческих организаций (в том числе и организованных на акционерных началах) законодательством субъекта федерации может быть предоставлено право налагать административные взыскания, например, за правонарушения на общественном транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные и народные заседатели, представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Закон не требует, чтобы представитель власти выполнял свои функции в каком-либо конкретном учрежденном и институционально обособленном органе. Иногда представитель власти представляет собой единоличный орган власти, состоящий из одного лица (например, Президент РФ или ее субъекта, мировой судья, тот же капитан судна в качестве органа дознания). Вместе с тем этот вопрос представляет определенную сложность для судебной практики и законодателя. Так, неоправданным представляется помещение в раздел о преступлениях в сфере экономики нормы о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Частные нотариусы государством наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных (удостоверение документов, совершение исполнительной надписи и иных нотариальных действий), т.е. являются представителями государственной власти. За совершение нотариальных действий частным нотариусом взимается государственная пошлина. На должность они назначаются уполномоченными государственными органами юстиции субъекта федерации. Полномочия частных нотариусов ничем не отличаются от полномочий нотариусов государственных, в ряде субъектов федерации государственных нотариусов вовсе не существует. Первое время непосредственно после учреждения института частных нотариусов суды обоснованно осуждали их за совершенные должностные преступления. Однако впоследствии практика изменилась. Законодатель с учетом позиции Верховного Суда предусмотрел норму о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Сегодня толкование ст. 202 УК позволяет прийти к однозначному выводу, что частные нотариусы не являются должностными лицами и за должностные преступления ответственности не несут (в том числе, за получение взяток и халатность). Из этого исходит и судебная практика. С такой позицией законодателя сложно согласиться, однако эта позиция ясно выражена в законе.
Вторая
группа должностных лиц: лица, выполняющие
управленческие (организационно-
1)лицо
выполняет именно организационно-
2)
эти функции выполняются
Содержание
организационно-
-
“организационно - распорядительные
функции включают в себя, например,
руководство коллективом,
-
“к административно - хозяйственным
функциям могут быть, в частности,
отнесены полномочия по
принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.”.
-
“не являются субъектами
Последнее разъяснение вызывает значительные сложности при применении уголовного закона. При этом можно отметить широкое понимание в судебной
практике
должностного лица, более широкое, чем
принято в теоретической
Так, неоднозначно понимается в теории и практике должностное положение учителей, преподавателей вузов и других педагогов. Традиционной является точка зрения, что указанные лица принимают подарки от благодарных учеников в благодарность за тяжкий труд, и эти подарки в качестве взяток рассматривать нельзя. Однако в юридической практике все не так просто.
Значительную сложность представляет вопрос о квалификации действий референтов, консультантов, специалистов и иных служащих, не обладающих властными и управленческими полномочиями, но обеспечивающих осуществление полномочий государственными органами и должностными лицами, участвующих в подготовке управленческих решений и иных документов. Часто они признаются должностными лицами и привлекаются к ответственности в связи с получением взяток за действия, совершению которых они “в силу должностного положения могут способствовать”.25
Лицо,
выполняющее управленческие (организационно-
К
государственным органам