Мтодика расследования взяточничества

Автор: Петр Просков, 04 Июня 2010 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Получение взяток, как наиболее распространенный и общественно опасный вид должностного злоупотребления государственных служащих, составляет почти четвертую часть регистрируемых должностных преступлений.
Традиционно в российском законодательстве взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ ………………………………….……………………………… . 10 стр.
§1. Уголовно-правовая характеристика взяточничества……….…. 10 стр.
§2. Особенности криминалистической характеристики взяточничества..........38 стр.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ …………………………………………46 стр.
§1. Особенности возбуждения уголовных дел и планирование расследования уголовных дел о взяточничестве.46 стр.
§2. Тактические особенности проведения первоначальных следственных действий при расследовании взяточничества…………………………….53 стр.
§3. Тактика следственных действий на последующем этапе расследования……………………………………..63 стр.
Заключение………..……………………………………………........76 стр.
Список литературы……………………………………….…………79 стр.

Работа содержит 1 файл

Взятка.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

     Субъектом получения взятки является должностное  лицо. Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в примечании к статье 285 УК: “должностными лицами... признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации”.

     Закон связывает статус должностного лица с выполнением властных или иных управленческих функций (функции представителя  власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции).

     Взятку  должностное лицо получает именно в  связи с выполнением им этих функций, что и должно быть установлено  при расследовании преступления. Так, заведующий кафедрой в государственном  университете Ж. получил от представителя издательства тысячу долларов США в качестве вознаграждения за принятие выгодных для издательства условий договора об издании учебника (условия относились к срокам подготовки учебника, размеру авторского вознаграждения), написанного преподавателями кафедры. Ж. выступал в качестве ответственного редактора, ему также было поручено подписание издательского договора. В возбуждении уголовного дела о взяточничестве было отказано на том основании, что, хотя Ж. и является должностным лицом, получение им вознаграждения не связано с занимаемой им должностью. Полномочия Ж. на подписание договора удостоверены доверенностью, выданной авторами учебника, и не относятся к его должностным полномочиям.

     Закон говорит о полномочиях должностного лица, выполняемых “постоянно, временно или по специальному полномочию”. Пленум Верховного суда в п. 1 постановления от 10 февраля 2000 г. разъяснил: “Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)”.20 Дискуссионным остается вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве получения взятки действия должностных лиц, незаконно выполняющих функции должностного лица (присвоивших властные полномочия или наделенные такими полномочиями с нарушением закона). Отрицательный ответ на этот вопрос, преобладающий в правоведении, представляется не бесспорным, и приемлем лишь в отношении служащих, присвоивших должностные полномочия, ответственность которых наступает по ст. 288 УК. Сложнее обстоит дело с лицами, незаконно наделенными должностными полномочиями (например, иностранец в нарушение законодательства о государственной службе назначен на должность государственной службы). В этом случае лицо может рассматриваться в качестве должностного. Дело в том, что УК говорит не о лице, наделенном в законном порядке должностными полномочиями, а о лице, выполняющем определенные функции (т.е. о фактической деятельности). Такое толкование действительно и в отношении лиц, наделенных полномочиями лицами или органами, не имевшими на это права (например, президент субъекта федерации назначил прокурора, хотя это не относится к ведению субъекта федерации). Во всяком случае, иная точка зрения должна быть догматически обоснована, при этом необходим приемлемый в практике критерий отграничения должностных лиц от лиц, выполняющих функции должностного лица, но должностными лицами не являющихся. Не может рассматриваться в качестве должностного лица лицо, лишь изображающее должностное, создающее видимость его присутствия, однако функций должностного лица не выполняющее (например, судья “попросил” секретаря суда и архивариуса “посидеть” в процессе, изображая народных заседателей).

     Закон различает две категории должностных лиц:

     1) представители власти;

     2) лица, выполняющие управленческие (организационно-распорядительные  или административно-хозяйственные)  функции в органах публичной  власти и определенных организациях.

       Пленум Верховного Суда в п. 2 упомянутого постановления относит к представителям власти “лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)”.21 В Примечании к ст. 318 УК предусмотрено: “представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости”. В данном Примечании допущена логическая ошибка - понятие представителя власти определяется путем указания на признак “должностное лицо”. С другой стороны, в Примечании к ст. 290 понятие “должностного лица” определяется путем указания на “представителя власти”. Очевиден и тот факт, что представителям власти свойственны не только распорядительные, но и нормотворческие полномочия. Непонятно и то, что следует понимать под “служебной зависимостью”. В такой ситуации уяснение понятие должностного лица потребовало судебного толкования, что и сделал Верховный суд в упомянутом разъяснении.22

     В строгом смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени  государства или местного самоуправления распорядительными, нормотворческими или контрольными полномочиями в отношении лиц, которые не подчинены ему (по службе или в силу трудовых отношений). Именно такие лица и осуществляют законодательную, исполнительную или судебную власть, а также местное самоуправление (что является формой публичной власти). Функции представителя власти могут выполнять лица, не связанные с государственными органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 40 УПК РФ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органом дознания. Работникам коммерческих организаций (в том числе и организованных на акционерных началах) законодательством субъекта федерации может быть предоставлено право налагать административные взыскания, например, за правонарушения на общественном транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные и народные заседатели, представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Закон не требует, чтобы представитель власти выполнял свои функции в каком-либо конкретном учрежденном и институционально обособленном органе. Иногда представитель власти представляет собой единоличный орган власти, состоящий из одного лица (например, Президент РФ или ее субъекта, мировой судья, тот же капитан судна в качестве органа дознания). Вместе с тем этот вопрос представляет определенную сложность для судебной практики и законодателя. Так, неоправданным представляется помещение в раздел о преступлениях в сфере экономики нормы о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Частные нотариусы государством наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных (удостоверение документов, совершение исполнительной надписи и иных нотариальных действий), т.е. являются представителями государственной власти. За совершение нотариальных действий частным нотариусом взимается государственная пошлина. На должность они назначаются уполномоченными государственными органами юстиции субъекта федерации. Полномочия частных нотариусов ничем не отличаются от полномочий нотариусов государственных, в ряде субъектов федерации государственных нотариусов вовсе не существует. Первое время непосредственно после учреждения института частных нотариусов суды обоснованно осуждали их за совершенные должностные преступления. Однако впоследствии практика изменилась. Законодатель с учетом позиции Верховного Суда предусмотрел норму о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК). Сегодня толкование ст. 202 УК позволяет прийти к однозначному выводу, что частные нотариусы не являются должностными лицами и за должностные преступления ответственности не несут (в том числе, за получение взяток и халатность). Из этого исходит и судебная практика. С такой позицией законодателя сложно согласиться, однако эта позиция ясно выражена в законе.

  Вторая  группа должностных лиц: лица, выполняющие  управленческие (организационно-распорядительные или административно-хозяйственные) функции в органах публичной власти и определенных организациях. Для констатации статуса должностного лица в отношении таких управленцев необходимо установить два обстоятельства:

  1)лицо  выполняет именно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, а не какие либо иные функции;

  2) эти функции выполняются именно  в тех органах и организациях, которые указанны в законе (в  государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации).

  Содержание  организационно-распорядительной функции  составляет управление (руководство) людьми. Суть административно-хозяйственной - управление имуществом. Пленум Верховного Суда в п. 3 и 5 упомянутого постановления разъяснил:23

  - “организационно - распорядительные  функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку  и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий”;

  - “к административно - хозяйственным  функциям могут быть, в частности,  отнесены полномочия по управлению  и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий:

  принятие  решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.”.

  - “не являются субъектами получения  взятки работники государственных  органов и органов местного  самоуправления, государственных и  муниципальных учреждений, исполняющие  в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно - распорядительным или административно - хозяйственным функциям”24.

  Последнее разъяснение вызывает значительные сложности при применении уголовного закона. При этом можно отметить широкое понимание в судебной

практике  должностного лица, более широкое, чем  принято в теоретической литературе.

  Так, неоднозначно понимается в теории и  практике должностное положение  учителей, преподавателей вузов и  других педагогов. Традиционной является точка зрения, что указанные лица принимают подарки от благодарных учеников в благодарность за тяжкий труд, и эти подарки в качестве взяток рассматривать нельзя. Однако в юридической практике все не так просто.

  Значительную  сложность представляет вопрос о  квалификации действий референтов, консультантов, специалистов и иных служащих, не обладающих властными и управленческими полномочиями, но обеспечивающих осуществление полномочий государственными органами и должностными лицами, участвующих в подготовке управленческих решений и иных документов. Часто они признаются должностными лицами и привлекаются к ответственности в связи с получением взяток за действия, совершению которых они “в силу должностного положения могут способствовать”.25

  Лицо, выполняющее управленческие (организационно-распорядительные и административные функции) и не являющееся представителем власти, может рассматриваться в качестве должностного лица лишь при условии, что оно выполняет эти функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

  К государственным органам относятся  органы законодательной (Федеральное  Собрание, представительные органы субъектов федерации), исполнительной (Правительство РФ, правительства субъектов федерации, министерства и ведомства как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации, их территориальные органы) и судебной власти (федеральные суды всех видов и уровней, конституционные суды субъектов федерации). Особое место в системе государственных органов занимают Центральный банк РФ, Счетная Палата, прокуратура, Судебный департамент. По существу выполняемых функций они относятся к органам исполнительной власти, однако в систему исполнительной власти не входят- Органы судейского сообщества государственными органами в строгом смысле этого слова не являются - это корпоративные органы, разновидность некоммерческой организации. Однако работа этих органов, наделенных государством властными полномочиями, связана с осуществлением функций представителей власти. Органы местного самоуправления могут быть представительными и исполнительными.

Информация о работе Мтодика расследования взяточничества