Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 16:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение уголовно-процессуальной характеристики стадии возбуждения уголовного дела. Также можно отметить ряд задач, реализация которых может способствовать раскрытию поставленной цели:
Определение понятия и значения стадии возбуждения уголовного дела;
Изучение порядка возбуждения уголовного дела;
Исследование поводов и оснований к возбуждению уголовного дела;
Изучение оснований для отказа в возбуждении уголовного дела.
Введение ……………………………………………………………………….........3
Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела……………......5
Понятие стадии возбуждения уголовного дела……………………...5
Значение стадии возбуждения уголовного дела………………..........6
Поводы и основание для возбуждения уголовного дела…………………..8
Понятие и система поводов для возбуждения уголовного дела…....8
Основание для возбуждения уголовного дела……………………....15
Процессуальный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях…..19
Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях……….….19
Проверка сообщений о преступлениях……………………………...23
Сроки проверки сообщений о преступлениях………………………25
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного
и частно - публичного обвинения………………………………………..…27
Вынесение постановления о возбуждении дела………………….…27
Проверка прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела……………………………………………………………..29
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении
уголовного дела………………………………………………………………31
Понятие и основания для отказа в возбуждении дела……………....31
Процессуальный порядок отказа в возбуждении дела……………...36
Заключение……………………………………………………………………….....39
Список используемой литературы………………………………………………...
Основания
для возбуждения дела отражают наличие
фактических предпосылок уголовного
преследования, составляющих условие
движения уголовного дела. Этим условием
является установленность события преступления,
а обычно на более поздних стадиях — и
совершение его определенным лицом. В
то же время необходимо иметь в виду, что
для возбуждения дела необходимо наличие
и юридических предпосылок — отсутствие
оснований для отказа в возбуждении дела.
3.1 Прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях
Рассмотрение сообщений о преступлениях составляет содержание стадии возбуждения дела и включает в себя прием, регистрацию, проверку первичной информации и принятие по ней решения. В зависимости от модели стадии возбуждения дела процессуальная форма рассмотрения сообщений различается, с одной стороны, по делам публичного, а также частно-публичного обвинения и, с другой — по делам частного обвинения.
По делам публичного и частно-публичного обвинения обязанность по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа). Эта обязанность вытекает из принципа публичности (официальности), предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления.
Ведомственными нормативными актами детально регулируется прием, регистрация и учет сообщений о преступлениях. Однако процессуальный закон устанавливает несколько исходных правил12.
Прежде всего, необходимо определить, обладает ли поступившее сообщение о преступлении признаками одного из трех поводов к возбуждению дела: заявления, явки с повинной или рапорта. Сообщения, не являющиеся поводом к возбуждению дела, могут проверяться в административном или оперативно-розыскном порядке. Административная проверка предусмотрена КоАП РФ, подзаконными актами.
Оперативная
проверка регулируется оперативно-розыскным
законодательством (Федеральным законом
«Об оперативно-розыскной
Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то возможна передача сообщения в соответствующий орган.
Прием
сообщений о преступлениях
Лицу,
подавшему заявление о
Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении кого-либо к уголовной ответственности (т.е. даже по мнению самого заявителя, его сообщение — не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Неправомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия преступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной.
Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора.
На
практике возникают трудности при
приеме заявлений от граждан и по делам
частного обвинения. С одной стороны, они
подаются непосредственно в мировой суд
и должны соответствовать особым требованиям.
С другой стороны, заявитель не обязан
давать точную квалификацию деяния, он
может указать в своем заявлении и о совершении
более тяжкого преступления. Поэтому заявления
о преступлениях частного обвинения, направленные
органам уголовного преследования, должны
быть приняты и зарегистрированы ими в
общем порядке. По такому заявлению при
необходимости может быть проведена предварительная
проверка в целях установления признаков
преступления публичного обвинения или
для выяснения факта неспособности потерпевшего
самостоятельно защищать свои права. Если
в результате будут установлены признаки
преступления публичного или частно-публичного
обвинения, то уголовное дело возбуждается
по общим правилам. Если же потерпевший
неспособен самостоятельно воспользоваться
принадлежащими ему правами по осуществлению
уголовного преследования (в силу ограниченной
дееспособности, зависимости от будущего
обвиняемого, невозможности самому установить
преступника), то уголовное дело частного
обвинения возбуждается следователем
или с согласия прокурора дознавателем
и тем самым переходит в разряд дел публичного
обвинения. По нему производится дознание
или по указанию прокурора — предварительное
следствие. Если в результате проверки
(или сразу по тексту заявления) выяснится,
что это дело частного обвинения, то оно
передается органами уголовного преследования
в суд. Тогда потерпевший обязан составить
заявление в установленной УПК форме.
Если в суд поступит заявление без этих
реквизитов, то суд возвращает его потерпевшему
для устранения недостатков со своими
указаниями. Невыполнение указаний мирового
судьи влечет вынесение им постановления
об отказе в принятии заявления к своему
производству. Постановление мирового
судьи может быть обжаловано потерпевшим
в апелляционном порядке14.
После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества.
Проверка заключается в проведении проверочных действий — собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов. В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам15.
По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается. Это объясняется необходимостью взвешенного применения мер процессуального принуждения; при этом общим условием их применения служит именно наличие в деянии данных, указывающих на признаки преступления. Поэтому до установления таких признаков невозможно не только возбуждение дела, но и применение принуждения. Исключение предусмотрено лишь для неотложного осмотра места происшествия, поскольку при его проведении элемент принуждения минимален (оцепление места происшествия).
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора в некоторых случаях допускается проведение следственных действий (назначение экспертизы, освидетельствование — подробнее об этом см. в следующем параграфе).
Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела может проводиться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным законодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессуальным органам в порядке предусмотренном УПК.
Процессуальный закон предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации.
Под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления следователь подает руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления руководитель следствнного органа — следователю, а прокурор — органу дознания дает письменное поручение с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении.
Редакция
СМИ обязана по запросу органов
уголовного преследования передать
им имеющиеся в ее распоряжении материалы
о преступлении. При этом редакция имеет
право не сообщать данные о лице, предоставившем
информацию, если это лицо поставило условие
неразглашения своего имени. Эта норма
действует для предварительной проверки
сообщений о преступлениях. После возбуждения
дела применяются общие правила доказывания.
Закон о СМИ позволяет редакции раскрыть
имя источника информации только по запросу
суда, а не органов расследования. Однако
после возбуждения дела следователь или
дознаватель по судебному решению вправе
произвести принудительную выемку документов,
содержащих охраняемую Законом о СМИ тайну.
Главный редактор не может отказаться
от дачи свидетельских показаний, ссылаясь
на свою профессиональную тайну16.
Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке предусмотренном УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела.
Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.
Трехсуточный срок предварительной проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 10 суток. При этом использованные 3 суток включаются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником следственного органа или органа дознания. Надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания. Срок проверки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения.
Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток может иметь место при необходимости проведения документальных проверок или ревизий.
Продление
производится руководителем следственного
органа по ходатайству следователя
или прокурором по ходатайству дознавателя.
В дальнейшем прокурор вправе предоставить
еще 5 суток для проведения дополнительной
проверки при рассмотрении им вопроса
о даче согласия на возбуждение дела. Если
по истечении срока проверки все еще осталось
неясным, имеются ли признаки преступления,
то должно быть принято решение о возбуждении
дела (как основанное на вероятных данных).