Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа
Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.
Введение……………………………………….…......................................3.
1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………………………………...5.
2.Понятие и значение возбуждения уголовного дела…..……………....9.
3.Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел……………………………………………………….…….......................12.
4.Поводы для возбуждения уголовного дела…………..…………….....14.
5.Основания возбуждения уголовного дела……………........................18.
6.Порядок возбуждения уголовного дела………………........................21.
7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц………………………………….………………………………………....24.
8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела……….……………………………………..27.
Заключение…………………………………..………………………...........33.
Список использованной литературы……………..………………………....34.
5. Основания возбуждения уголовного дела.
В соответствии с ч.2 ст.140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления. Основание так же необходимо для возбуждения уголовного дела, как и повод. Понятие «достаточные данные» является оценочным, содержание которого выявляется с учетом конкретной ситуации. К моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела нельзя требовать исчерпывающих сведений о составе преступления, для возбуждения уголовного дела достаточно данных, указывающих на наличие самого события преступления, то есть признаков, характеризующих объективную сторону и объект преступного посягательства.
Применительно к отдельным составам преступления объем данных не является постоянной величиной и должен определяться следователем в зависимости от характера совершенного преступления, его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств. В одних случаях этот объем может определяться данными, указывающими лишь на признаки объективной стороны, в других необходимы признаки, указывающие и на субъективную сторону. В отдельных случаях объем увеличивается за счет данных, указывающих на субъекты (несколько субъектов) преступления. Объем данных зависит не только от конкретного состава преступления, но и от каждого конкретного случая.
Так, к моменту возбуждения уголовного дела не всегда бывает известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.
Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности и это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.
На момент принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю, дознавателю не всегда удается установить данные об обстоятельствах исключающих производство по делу. Они могут быть установлены уже в ходе производства предварительного расследования. Включение таких данных в основание для возбуждения уголовного дела привело бы к необоснованному расширению объема проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
При чрезвычайных происшествиях, связанных с крушением поездов, авариями воздушных и морских судов, повлекших человеческие жертвы, согласно нормативным актам соответствующих министерств и ведомств создаются комиссии для установления причин чрезвычайных происшествий. Данные, полученные в результате работы этих комиссий, содержащие признаки преступления, могут явиться основанием для возбуждения уголовного дела.
В качестве оснований для возбуждения уголовных дел могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, проводимой соответствующими органами. Эти данные обязательно должны содержать признаки конкретного преступления и быть проверены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны не только обнаруживать признаки преступлений, но и создавать при этом необходимые условия для быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Необходимо принимать меры, при которых использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве по уголовному делу не разглашало бы тактику и организацию проведения этих мероприятий, а также сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, в ходе оперативно-розыскной деятельности создаются условия для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовно-процессуального законодательства, что предполагает получение сведений об очевидцах преступления, о местах нахождения предметов и документов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления, являлись объектами преступных действий, а также деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и других предметах, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и установлению виновных. В отдельных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных предметов и документов. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. Может быть также поставлена задача установления обстоятельств, характеризующих личность наиболее важных свидетелей и потерпевших, для выявления их психологической установки в связи с предстоящим допросом.[1]
Выяснение оснований возбуждения уголовного дела является самым существенным, определяющим моментом в возбуждении уголовных дел. Без наличия основания нельзя говорить об обоснованности возбуждения уголовных дел, что является гарантией обеспечения прав граждан и защитой их от привлечения к уголовной ответственности, если для этого отсутствуют основания.
6. Порядок возбуждения уголовного дела.
УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются различия в полномочиях лиц, наделённых правом возбуждения уголовного дела. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с частью второй ст. 50 Конституции РФ влечёт признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.[2]
Если имеются повод и основания к возбуждению уголовного дела орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а так же прокурор в пределах своей компетенции, которая ограничивается полномочием должностного лица, характером преступления и пределами территориальной подследственности, принимает решение о возбуждении уголовного дела.
Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой является постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В вводной части указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение. Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части. Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. В постановлении о возбуждении уголовного дела так же указывается дата, время, место его вынесения и кем оно вынесено.
Под местом вынесения постановления следует понимать населенный пункт, где составлено постановление. При отсутствии населенного пункта указывается территориальная дислокация, географическая точка и т.д., где вынесено постановление.
Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. Уголовное дело возбуждается против конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебными полномочиями и т.д.)
Уголовные дела частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. Прокурор вправе возбудить такое уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы
Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК , согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:
1) прокурор направляет дело для производства предварительного расследования;
2) следователь приступает к производству предварительного следствия;
3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по делам, по которым производится дознание, производит дознание.
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий, не позднее 10 суток после возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После этого орган дознания может производить по данному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступления, уведомляя об их результатах. (ст. 157 УПК).
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Рассмотрение запросов иностранного государства о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст.459 УПК РФ. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Россию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело, при наличии оснований, предусмотренных ст.12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.
УПК РФ предусматривает особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц (ст.448 УПК РФ), обусловленный их специальным статусом. К ним относятся:
1)члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;
2)судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъектов Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3)Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
4)Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5)Президента Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6)прокурор;
7)Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
8)руководитель следственного органа;
9)следователь;
10)адвокат;
11)члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
12)зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
Указанный перечень является исчерпывающим и определен ст.447 УПК РФ.