Возбуждение уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.

Содержание

Введение……………………………………….…......................................3.
1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………………………………...5.
2.Понятие и значение возбуждения уголовного дела…..……………....9.
3.Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел……………………………………………………….…….......................12.
4.Поводы для возбуждения уголовного дела…………..…………….....14.
5.Основания возбуждения уголовного дела……………........................18.
6.Порядок возбуждения уголовного дела………………........................21.
7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц………………………………….………………………………………....24.
8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела……….……………………………………..27.
Заключение…………………………………..………………………...........33.
Список использованной литературы……………..………………………....34.

Работа содержит 1 файл

курсовая итог.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени О.Е. КУТАФИНА»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

 

Кафедра уголовно-процесуальнного права

 

Лященко Анастасия Андреевна

 

«Возбуждение уголовного дела».

 

Курсовая работа

студентки 10 группы, 3 курса

Института правоведения

очной формы обучения

 

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент Паничева Анна Ильинична

 

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

 

Москва

2011 г.

Содержание.

 

Введение……………………………………….…......................................3.

1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………………………………...5.

2.Понятие и значение возбуждения уголовного дела…..……………....9.

3.Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел……………………………………………………….…….......................12.

4.Поводы для возбуждения уголовного дела…………..…………….....14.

5.Основания возбуждения уголовного дела……………........................18.

6.Порядок возбуждения уголовного дела………………........................21.

7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц………………………………….………………………………………....24.

8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела……….……………………………………..27.

Заключение…………………………………..………………………...........33.

Список использованной литературы……………..………………………....34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Введение

 

Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.

Институт возбуждения уголовного дела имеет важное политическое и процессуальное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна осуществляться в точном соответствии с законом. Получая заявления или сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, либо постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, компетентные органы, правомочные осуществлять уголовно-процессуальную деятельность должны установить наличие или отсутствие необходимых условий для законного или обоснованного начала производства по уголовному делу. Должностное лицо, подписавшее постановление о возбуждении уголовного дела или давшее согласие на возбуждение уголовного дела, несёт ответственность за законность и обоснованность своего решения.

Возбуждение уголовного дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает  всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При возбуждении уголовного дела осуществляется двойная задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса.

В уголовном процессе существуют две досудебные стадии: стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования. Предварительное расследование, в свою очередь, осуществляется в двух формах (предварительное следствие и дознание). Именно при возбуждении уголовного дела допускается огромное количество нарушений, связанных как с незаконным возбуждением уголовного дола, так и с неправомерным отказом в его возбуждении.

В возбуждении уголовного дела находит принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора обязаны возбудить уголовное дело.

До вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление о возбуждении уголовного дела является основным документом, определяющим содержание возможного обвинения и квалификацию преступления, оно также является основой, на которой на первых стадиях ведётся расследование, в каком направлении должно вестись производство по делу. Следователь рассматривает постановление о возбуждении уголовного дела лишь как исходный момент для производства расследования и руководствуется им постольку, поскольку в ходе расследования не обнаружит таких данных, которые меняют направление расследования.

 

1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела.

 

В процессуальных законах первых лет Советской власти не регламентировалась начальная стадия произ­водства по делу. Тем не менее, представляется возможным просле­дить по декретам, положениям и инструкциям развитие института возбуждения уголовного дела, хотя не во всех этих документах имеются прямые указания по данному вопросу.

Декрет о суде № 1 не содержит прямых указаний на возбуж­дение уголовных дел. Но из всего содержания этого исторического декрета вытекает, что на суды была возложена работа большой государственной важности по борьбе с преступностью. На местных народных судей было возложено возбуждение уголовных дел, от­несенных к их подсудности, а на революционные трибуналы — вся полнота функций по возбуждению уголовных дел против контрре­волюционеров, мародеров, саботажников и других преступни­ков. Компетенцией народных судов и трибуналов определялись и их права по возбуждению уголовных дел. В инструкции Народного комиссариата юстиции «О револю­ционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г. уже отчетливо говорится о начальной стадии уголовного процесса. В п.«д» ст.3 указывается, что «поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и администра­тивных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и частных лиц».

Правда, мы здесь еще не находим определенных указаний по вопросу о том, в какой мере эти сообщения обязательно влекут за собой расследование и рассмотрение дел, то есть нет указаний на то, что наличия одного повода еще не достаточно для возбуждения уголовного дела, а  также требуется наличие для этого соответ­ствующих оснований. Но этот корректив вносился самой прак­тикой.

В постановлении Народного комиссариата юстиции «Об органи­зации и действии Местных Народных Судов» от 23 июля 1918 г.  начальная стадия возбуждения уголовного дела находит еще более четкое выражение. В этом постановлении содержится специ­альный раздел «О порядке начатия дел». В ст.15 постановления говорится: «Производство в Местном Народном Суде начинается по просьбе граждан, по предложению Советов и должностных лиц и по собственному усмотрению в тех случаях, когда Суду, в лице хотя бы одного из своих членов, пришлось наблюдать нарушение законов». В рассматриваемом постановлении о местных народных судах указывается не встречавшийся в ранее изданных декретах и инструкциях повод, состоящий в личном усмотрении состава суда или одного из членов суда. В постановлении нашла отраже­ние та практика, которая уже установилась и ко времени его вы­несения получила широкое распространение. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комите­та «О Народном Суде Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики» от 30 ноября 1918 г. представляет собой, как известно, по существу первый относительно полный кодекс судоустройства и судопроизводства. Естественно поэтому, что в нем более четко по сравнению с ранее изданными декре­тами, положениями и инструкциями регламентируется порядок и условия возбуждения уголовных дел. «Производство в Народном Суде,— говорится в ст.53 декрета.— начинается по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов  Рабочих и  Крестьянских Депутатов, должностных лиц и по усмот­рению Суда и тех случаях, когда суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского Правительства или совершение преступления». Существенно, что усмотрение Суда как повод к началу производства по делу допускается не только в тех случаях, когда суд «наблюдает» нарушение законов, но и в случаях, когда он «обнаружит» такое нарушение. Права суда в этом отношении были значительно расширены.

Как и в ранее изданных декретах и инструкциях, в рассматри­ваемом декрете от 30 ноября 1918 г. говорится лишь об одном органе, имеющем право возбуждать уголовное дело, В действи­тельности круг лиц и органов, по инициативе которых дело могло быть возбуждено, был значительно шире.

Уже в первые годы Советской власти правотворчество мест неизменно направлялось на укрепление революционной закон­ности, что не могло не коснуться вопроса об обоснованности воз­буждения уголовных дел как важного фактора стабильной закон­ности в стране.

Декрет ВЦИК о Революционных Трибуналах от 12 апреля 1919г., не предусматривает стадии возбуждения уголовного дела. Лишь в ст.13 декрета есть упоминание, что «все сообщения, по­ступающие в Следственную Комиссию, немедленно направляются в соответствующие органы, ведущие розыск в борьбе со всяким преступлением», а в ст.12 содержатся указания о правах следст­венных комиссий по делам, «возбуждаемым и разбираемым в Ре­волюционных Трибуналах».

В декрете ВЦИК «О Революционных Военных Трибуналах», изданном несколько позднее (20 ноября 1919 г.), о возбуждении уголовных дел говорится уже определенно и четко. В ст.18, поме­щенной в главе «Начатие дел», сказано: «Поводами к начатию дел в Революционных Военных трибуналах служат: а) заявление граждан, а также сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, б) непосредственное усмотрение Революционного Военного Трибунала, в) явка с по­винной».

Вслед за этим общим Положением о революционных трибуналах, Революционным Военным Советом Республики было вскоре издано новое Положение о Революционных Военных Трибуналах. Ст.1 этого Положения воспроизводит в основном текст ст.1 Положения от 18 марта 1920 г., согласно которой, дела paссматриваются трибуналами по направлениям Революционных Военных Советов, особых отделов, чрезвычайных комиссий по борьбе с дезертирством, рабоче-крестьянской и военных инспек­ций, а также учреждений, которым предоставлено соответствующее право. Поводами к начатию дела могут также служить заявления граждан, сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, политические сводки соответствующих органов. Что касается этих сводок, то Положение специально оговаривает, что по политическим сводкам дела могут быть возбуждены, если «трибунал усмотрит достаточные для воз­буждения уголовного или политического преследования осно­вания».

В Положении ВЦИК о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. впервые разграничиваются функции органов следствия и суда по возбуждению уголовных дел. Согласно ст.32 «Народные Следователи приступают к производству предварительного след­ствия: 1) по заявлениям граждан, 2) по сообщению милиции, дол­жностных лиц и учреждений, 3) по постановлению Народного Суда, 4) по своему усмотрению». Согласно ст.53 производство в народном суде начинается по заявлению граждан, по предло­жению исполнительных комитетов Советов РК и КД, должностных лиц и по усмотрению суда.

Задача дальнейшего укрепления законности настоятельно вы­двигала потребность более полной регламентации, и притом в кодифицированной форме, вопросов судопроизводства, в частно­сти возбуждения уголовного дела. Этот вопрос стал особо акту­альным после разгрома иностранной военной интервенции и окон­чания гражданской войны.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР редакции 1922 года дает полный перечень поводов к возбуждению уголовных дел и предусматривает условия возбуждения дел. Уголовно-процессу­альный кодекс РСФСР редакции 1923 года почти точно воспроиз­водит нормы Уголовно-процессуального кодекса первой редакции[1].

В таком виде и сложился действующий ныне институт возбуж­дения уголовного дела. Спорным является вопрос о том, изменились ли цели и задачи стадии возбуждения уголовного дела, но совершенно ясно, что основная функция стадии возбуждения уголовного дела, как и всего уголовного процесса, впервые годы своего возникновения заключалась в укреплении государственной власти и законности. В соответствии со ст.6 современного УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а так же защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела