Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:17, контрольная работа
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования и решение определенного круга задач надзорного содержания. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 Закона о прокуратуре РФ).
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).
1. Прокурор
2. Следователь
3. Начальник следственного отдела
4. Орган дознания
5. Дознаватель
6. Потерпевший
7. Частный обвинитель
8. Гражданский истец
9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя
Также судебное решение
(с предварительным согласием
прокурора) необходимо следователю
для проведения следующих процессуальных
и следственных действий: помещение
подозреваемого, обвиняемого, не находящегося
под стражей, в медицинский или
психиатрический стационар для
производства соответственно судебно-медицинской
или судебно-психиатрической
Санкция (согласие) прокурора
(без судебного решения) требуется
в следующих случаях: при возбуждении
уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК); при
прекращении уголовного дела в связи
с примирением сторон (ст. 25 УПК);
при применении залога в качестве
меры пресечения (ч. 2 ст. 106 УПК); при
продлении срока
По общему правилу
в силу ч. 3 ст. 37 УПК письменные указания
прокурора следователю являются
обязательными. Обжалование полученных
указаний вышестоящему прокурору не
приостанавливает их исполнения, за исключением
случаев несогласия следователя
со следующими решениями и указаниями
прокурора: о привлечении лица в
качестве обвиняемого; о квалификации
преступления; об объеме обвинения; об
избрании меры пресечения либо отмене
или изменении меры пресечения, избранной
следователем в отношении обвиняемого
(подозреваемого); об отказе в даче согласия
на возбуждение перед судом
В случае несогласия
с вышеуказанными решениями или
указаниями прокурора следователь
вправе представить уголовное дело
вышестоящему прокурору с письменным
изложением своих возражений. Вышестоящий
прокурор либо соглашается с доводами
следователя и отменяет указание
нижестоящего прокурора, либо поручает
производство предварительного следствия
по данному уголовному делу другому
следователю.
3. Начальник следственного
отдела
В соответствии с
п. 18 ст. 5 УПК начальником следственного
отдела является особо уполномоченное
государством должностное лицо, которое
возглавляет соответствующее
Начальник следственного отдела наделен следующими полномочиями:
поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;
изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
создавать следственную группу, изменять ее состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела или его большого объема);
отменять необоснованные
постановления следователя о
приостановлении
вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.
В случае необходимости
начальник следственного отдела
может возбудить уголовное
Начальник следственного
отдела осуществляет процессуальный контроль
за своевременностью действий следователя
по расследованию преступлений, принимает
меры к наиболее полному, всестороннему
и объективному производству предварительного
следствия по уголовному делу. Он вправе
проверять находящиеся у
Указания начальника
следственного отдела по уголовному
делу даются в письменном виде и
обязательны для исполнения следователем.
Обжалование этих указаний прокурору
не приостанавливает их исполнение, за
исключением случаев, когда они
касаются изъятия уголовного дела и
передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема обвинения,
избрания меры пресечения, а также
производства следственных действий,
которые допускаются только по судебному
решению. При этом следователь вправе
представить прокурору
4. Орган дознания
Понятие органа дознания законодатель сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под ним понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
Милиция возглавляла
список органов дознания по УПК РСФСР
1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по
праву занимала (и занимает) первое
место в нем, ибо является наиболее
массовой, самой разветвленной системой
государственных органов
Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.
Не дает определения
понятию "милиция" и Закон о
милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция
милиции, данная в ст. 1 этого Закона,
носит общий характер и, естественно,
необходимой ясности в
------------------------------
Ведомости Съезда народных
депутатов и Верховного Совета РСФСР.
1991. N 16. Ст. 503.
Существенно новым
в Законе о милиции является подразделение
ее на криминальную милицию и милицию
общественной безопасности (ч. 1 ст. 7). Таким
образом, законодатель разделил, вопреки
Уголовно-процессуальному
Законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
По сути, здесь нет определения органа дознания. Определять "органы" через органы - тавтология, неверно гносеологически.
С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления.
Должностное лицо - не
учреждение, а потому оно не может
рассматриваться как орган
Часть 1 статьи 40 УПК
дает совершенно иное представление
об органах дознания. Она относит
к ним не "государственные органы",
а органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с Федеральным законом
Налицо явное и
неоправданное противоречие между
нормами, определяющими одного и
того же участника уголовного судопроизводства.
Они не корреспондируют между
собой, ибо "государственные органы"
(ст. 5) и "органы исполнительной власти"
(ст. 40) - понятия, не совпадающие друг
с другом. Кроме того, "осуществлять
дознание и другие процессуальные полномочия"
и "полномочия по осуществлению оперативно-
В связи с явно неудачным выражением законодателем органов дознания в юридической литературе высказаны самые различные соображения по данному вопросу.
Во многих источниках, говоря об органах дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что "Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов дознания. Есть лишь примерный и не совсем точный их перечень.
И.Б. Колчевский полагает,
что гл. 6 УПК РФ "содержит в
себе перечень органов дознания - государственных
органов и должностных лиц, уполномоченных
в соответствии с УПК РФ осуществлять
дознание по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
необязательно, возбуждать уголовные
дела и выполнять неотложные следственные
действия по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно" . Предпринятая попытка
дать общее определение органов
дознания по сути игнорирует дефиниции,
содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст.
40 УПК РФ, вольно их трактует. Несколько
позднее И.Б. Колчевский изменил
свое представление об органах дознания
и классифицировал четыре их группы.
Первую группу составляют, по его мнению,
"органы внутренних дел, а также
другие органы исполнительной власти,
которые в соответствии со ст. 13 Федерального
закона "Об оперативно-розыскной
деятельности" обладают полномочиями
по осуществлению оперативно-
Представляется, что
подобный взгляд на органы дознания отстаивает
и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла
к органам дознания не милицию, как
было ранее, а органы внутренних дел,
а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
Из этих определений можно понять только одно - их авторы в качестве органов дознания рассматривают органы исполнительной власти, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к оперативным подразделениям. Но тогда надо признать, что из числа органов дознания выпадает милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена осуществлять указанную деятельность.
Своеобразно представление
об органах дознания Ю.С. Жарикова .
Воспроизведя определение органов
дознания, данное в п. 24 ст. 5 УПК РФ,
и учитывая положения ст. 40 Кодекса,
он подразделяет их на две группы. Первая
- органы дознания "широкой компетенции
(иначе - "собственно органы дознания"):
органы и должностные лица, для
которых процессуальная деятельность
является одним из основных видов
деятельности", в частности: 1) органы
внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
Информация о работе Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения