Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:41, реферат
Анализ правовых норм свидетельствует, что помимо понятия «право» личности в законодательстве РФ неоднократно упоминается термин «свобода» личности. Соответственно возникает вопрос, идентичны ли они, а если нет – то в чем состоят их отличия? Вообще термин «свобода» личности, применительно к юридической науке, употребляется в двух значениях, которые хотя и являются неразрывно связаны между собой, но не являются тождественными категориями. В первом значении он выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором же случае выступает в качестве субъективной возможности совершать либо воздерживаться от каких-либо действий (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», а различия в их названиях объясняются только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.
Из
указанных положений следует, что
во время нахождения в исправительном
учреждении осужденные не могут ограничиваться
в праве на получение информации
по вопросам, затрагивающим их правовое
положение. В связи с этим представляется
необходимым расширить практику
публикаций национальных и международных
актов по правам человека и сделать
доступным их изучение в исправительных
учреждениях. Этими мерами мы не только
добьемся выполнения взятых на себя международных
обязательств, но и повысим общий
уровень правовой грамотности осужденных
к лишению свободы, защитив их
тем самым от неправомерных действий
со стороны государственных
Одним
из узловых моментов исследуемой
нами проблемы является вопрос о воздействии
международно-правовых норм на внутригосударственное
законодательство, их внедрении (имплементации)
в национальную правовую систему. Согласно
действующему федеральному закону РФ
«О международных договорах» 1995 г.,
возможны два пути реализации международных
норм в национальной системе права.
Первый – их непосредственное действие
наряду с нормами российского
законодательства. Второй - приведение
в соответствие с ними внутригосударственных
правовых актов. Оба эти направления
применяются в современном
Первый
из указанных способов состоит в
применении международных норм наравне
с правилами поведения, содержащимися
во внутригосударственных правовых
актах (например, положения, отраженные
в Международном пакте о
Первая
попытка устранения данной коллизии
была предпринята в Декларации прав
и свобод человека и гражданина 1991
г. Отмечая необходимость
Второй
способ реализации нашел свое отражение
в специализированных международных
документах (Минимальные стандартные
правила обращения с
Как правильно отмечают в своей работе В.А. Уткин и А.И. Зубков, программный, направленный на будущее, неконкретный характер этих международно-правовых документов, а также отсылка к национальному законодательству как способу их осуществления исключают самоисполнимость содержащихся в документах предписаний.
Тем
не менее, несмотря на разные возможности,
заложенные в указанных способах
претворения в жизнь
По
нашему мнению, большое количество
международных соглашений в сфере
гуманитарного права, которые зачастую
весьма непоследовательны в своем
изложении, а иногда вообще просто не
соответствуют друг другу, создает
определенные противоречия в данной
области правового
Небезынтересной
в этом плане представляется точка
зрения В.М. Чхиквадзе, который считает
целесообразным создание единого международного
акта по правам человека в виде кодекса.
В нем следует собрать воедино
и систематизировать все те многочисленные
нормы, которые разбросаны ныне по разным
документам. Один из разделов этого
кодекса, по нашему мнению, должен быть
непосредственно посвящен вопросам
регулирования правового
Такой
кодекс, безусловно, способствовал
бы единообразию подходов в понимании
правового положения осужденных
к лишению свободы, послужил бы делу
интернационализации и
Несмотря
на то, что принятие международного
кодекса по правам человека является
весьма отдаленной перспективой, нашему
государству уже в настоящее
время требуется провести серьезную
нормотворческую работу, связанную
с необходимостью разработки новых
законодательных актов, закрепляющих
и конкретизирующих общие положения,
сформулированные в международных
соглашениях, относящихся к области
прав человека в целом. Кроме того,
нам необходимо внести изменения в
действующие нормативно-правовые акты,
относящиеся к осужденным к лишению свободы.
В них следует как можно более полно отразить
международно-правовые аспекты правового
положения лиц данной категории, а также
закрепить гарантии защиты их прав при
исполнении указанного вида наказания.
Информация о работе Структура правового статуса осужденных к лишению свободы