Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:41, реферат
Анализ правовых норм свидетельствует, что помимо понятия «право» личности в законодательстве РФ неоднократно упоминается термин «свобода» личности. Соответственно возникает вопрос, идентичны ли они, а если нет – то в чем состоят их отличия? Вообще термин «свобода» личности, применительно к юридической науке, употребляется в двух значениях, которые хотя и являются неразрывно связаны между собой, но не являются тождественными категориями. В первом значении он выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором же случае выступает в качестве субъективной возможности совершать либо воздерживаться от каких-либо действий (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», а различия в их названиях объясняются только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.
Мы
считаем, что перечень положений, ограничивающих
права и свободы лиц, находящихся
в исправительных учреждениях, должен
быть строго регламентирован, все они
должны найти свое отражение во второй
главе Уголовно-
Во-первых,
любые ограничения
Во-вторых, своеобразное интегрирование указанных юридических норм устранит множественность их толкования и тем самым значительно облегчит деятельность правоприменителей.
В-третьих, их правовая регламентация станет надежным механизмом защиты против нарушений прав осужденных к лишению свободы и одновременно будет являться гарантией исполнения ими соответствующих обязанностей. Кроме того, наличие законодательных пробелов в вопросе ограниченной реализации прав осужденных к лишению свободы приводит к различным трактовкам данного вопроса как в теории, так и на практике. Поэтому повышение роли правового регулирования в данной сфере общественных отношений, несомненно, стало бы важнейшим фактором упрочения законности в нашем государстве.
В
этой же связи принципиальное значение
принимает вопрос соотношения законодательного
и подзаконного регулирования в
сфере реализации осужденными к
лишению свободы своих прав. В
статье 4 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ говорится о том, что
федеральные органы исполнительной
власти вправе принимать основанные
на законе нормативные правовые акты
по вопросам исполнения наказания. По
нашему мнению, необходимо уточнить пределы
такого подзаконного регулирования. Целесообразно
указать, прежде всего, на необходимость
соблюдения принципа уважения прав и
законных интересов человека и гражданина,
обеспечения человеческого
Таким образом, на наш взгляд, мы провели достаточно комплексный анализ важнейшего элемента правового статуса лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, – их прав и свобод. Анализируя изложенный материал и учитывая высказанные по данной проблеме точки зрения, можно предложить- следующую дефиницию рассматриваемого понятия. Под правами осужденных к лишению свободы следует понимать предусмотренные нормами действующего законодательства и обеспеченные юридическими обязанностями государства меры социально-возможного поведения, реализация которых в ряде случаев носит ограниченный характер.
Исследовав юридические свойства и особенности прав осужденных к лишению свободы, остановимся на иных элементах их правового статуса, которые, выступая в роли самостоятельных явлений правовой действительности, значительным образом влияют на определение места лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в системе общественных отношений.
Детальный анализ некоторых правовых возможностей, объединяемых понятием субъективных прав, позволяет сделать вывод, что они не в полной мере отвечают признакам последних. По мнению Н.В. Витрука, подобная ситуация требует теоретического исследования, основой для которого должно стать выделение в юридической науке такой правовой категории, как законные интересы личности, подлежащие включению в ее правовой статус на правах самостоятельного элемента.
Наряду
с субъективными правами и
юридическими обязанностями законные
интересы в последнее время активно
рассматриваютсяя в общетеоретических
исследованиях, посвященных правовому
статусу личности, а также рядом
отраслевых наук (в том числе и
уголовно-исполнительным правом). В
юриспруденции наметилось несколько
позиций относительно юридической
природы законных интересов. Так, нередко
законные интересы отождествляются
с охраняемыми законом
В
этой связи наибольшее распространение
получила концепция выведения законных
интересов из действия принципов
взаимоотношений государства и
личности. Под законными интересами
в данном случае понимаются интересы,
которые не нашли прямого выражения
в юридических правах и обязанностях,
но подлежат правовой защите со стороны
государства. Для того, чтобы интерес
личности был признан законным, он
должен быть непротивоправным, т.е. его
реализация не должна нарушать норм права,
выражающих общие интересы общества.
Разнообразные конкретные интересы
человека являются законными в том
смысле, что они подпадают под
сферу действия права и их реализация
допускается и поощряется. В такой
ситуации можно говорить о правомерности
и законности этих интересов с
точки зрения не только буквы, но и
духа права. К особенностям, определяющим
юридическое содержание законных интересов,
следует, на наш взгляд, отнести то,
что по своей природе они представляют
собой такой вид правомочий, как
правопритязание, реализация которого
ставится в зависимость от воли компетентных
государственных органов (например,
возможность выезда осужденного
за пределы исправительного
Как
мы уже отмечали, в последнее время
законные интересы осужденных к лишению
свободы активно исследуются
в юриспруденции и на правах самостоятельного
элемента обоснованно включены в
их специальный правовой статус. Они
весьма обстоятельно исследованы в
уже неоднократно называемых нами работах
В.И. Селиверстова, Г.Л. Минакова и других
авторов, являющихся активными деятелями
науки уголовно-
Вместе
с тем с правовых позиций законные
интересы, на наш взгляд, не являются
элементом общеправового (конституционного)
статуса лиц, содержащихся в исправительных
учреждениях, потому, как просто-напросто
их не существует в природе. Когда
мы говорим об общем правовом статусе
осужденных к лишению свободы, то,
естественно, подразумеваем, что входящими
в него элементами будут являться
те или иные правовые категории, которые
нашли свое непосредственное отражение
в конституционном
В иных отраслях российского права данное явление правовой действительности присутствует (особенно ярко выражено оно в уголовно-исполнительном праве) и потому на полном основании может быть включено в специальный правовой статус осужденных к лишению свободы.
Характеризуя правовой статус осужденных к лишению свободы и останавливаясь на его структурных звеньях, связанных с реализацией рассматриваемой категории лиц мер возможного поведения, направленных на удовлетворение различного рода потребностей, нельзя не остановиться и на деятельности, которая для осужденных к лишению свободы признана законодателем необходимой, т.е. на их юридических обязанностях.
Вплоть
до середины 90-х годов данный элемент
правового статуса лиц
В
этой связи мы вначале попытаемся
разобраться в
Относительно
восприятия юридических обязанностей
как целостного явления правовой
действительности в научной литературе
нет единства мнений. Так, Г.В. Мальцев
считает, что юридическая обязанность,
как и субъективное право, есть закрепленная
нормами права возможность
Говоря
об юридических обязанностях, нужно
учитывать, что в правовой системе
они имеют существенное самостоятельное
значение и их нельзя рассматривать
как своеобразный придаток прав и
свобод. Если путем установления последних
государство разрешает и
По
мнению Г.О. Бекузарова, юридическая
обязанность лица, содержащегося
в исправительном учреждении, представляет
собой установленную в нормах
права меру общественно необходимого,
социально полезного и
Помимо
чисто социальных функций, связанных
с общественно необходимым
В общей теории права сущность юридических обязанностей определяется как требование необходимого и нужного с точки зрения государства, а нормативное содержание - как трехэлементная структура: 1) обязанность совершения активных действий; 2) обязанность воздержания от таких действий; 3) обязанность претерпевания мер юридической ответственности.
Все
эти элементы являются формами прямого
закрепления обязанностей осужденных
к лишению свободы. Вместе с тем
в законодательстве существует практика,
когда они устанавливаются как
бы косвенно - путем предоставления
прав соответствующим
Конституция
РФ, провозгласившая в качестве основных
приоритетов развития нашего общества
построение правового государства
и принципы уважения и защиты прав
и свобод человека, требует изменения
подхода к такого рода способам установления
обязанностей лиц, лишенных свободы. В
целях совершенствования
Информация о работе Структура правового статуса осужденных к лишению свободы