Следователь как участник уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 УПК РФ определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.

Содержание

Содержание.
Введение. 2
1. Понятие следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Особенности органов предварительного следствия системы МВД России. 3
2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность. 12
3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. 19
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

уг. процесс курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, за нарушение этих мер пресечения, когда нет оснований для изменения  меры пресечения на более строгую, возможно применение иных мер ответственности имущественного характера.

    Однако  законодатель почему-то не предусмотрел такого же положения и для домашнего  ареста. На наш взгляд, в ст. 107 УПК  РФ необходимо предусмотреть возможность  наложения денежного взыскания  за нарушение установленных судом ограничений. Например, обвиняемому в совершении преступления в отношении бывшей жены, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ («Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью»), избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Суд в числе ограничений указал, что обвиняемому запрещается посещать квартиру бывшей жены. Обвиняемый это ограничение суда нарушил, пришел к жене и устроил ссору. В то же время по делу нет оснований для изменения ему меры пресечения на заключение под стражу. Получается, что в таких случаях никакой ответственности за нарушение ограничений, установленных судом, обвиняемый не понесет.

    С учетом сказанного необходимо ст. 107 УПК  РФ дополнить положением о том, что  в случае нарушения обвиняемым, подозреваемым  ограничений, установленных судом, на него может быть наложено денежное взыскание.

    Следует отметить, что закон не определил  срок нахождения под домашним арестом, не обозначил период действия ограничений  для обвиняемого, подозреваемого. Неясно, надо ли продлевать срок домашнего ареста в случае продления срока следствия по уголовному делу. Так как домашний арест практически приравнен к заключению под стражу (срок нахождения под домашним арестом засчитывается в срок содержания под стражей), надо полагать, что его продление должно происходить в таком же порядке, как и продление срока содержания под стражей, то есть через суд. Соответствующие дополнения должны быть внесены в статью 107 УПК РФ.

    В соответствии с частью 4 ст. 110 УПК  РФ мера пресечения, избранная на основании  судебного решения, может быть отменена или изменена только судом. По мнению автора, такое требование законодателя оправданно не во всех случаях. Автор считает, что необходимости в этом нет, когда речь идет об изменении ранее избранной меры пресечения на другую, более мягкую (например, арест изменяется на залог). Ведь такое решение не ущемляет права обвиняемого, подозреваемого, а наоборот, в определенной степени облегчает его положение. В противном же случае, когда мера пресечения изменяется на более строгую, обращение в суд действительно необходимо.13

Заключение.

    Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК

    Компетенцию следователя можно условно подразделить на общую и специальную. Общая компетенция определяется тем, что лицо находится в должности следователя и имеет право осуществлять свою деятельность в установленном законом порядке. Наличие специальной компетенции предоставляет следователю возможность осуществлять производство по конкретному уголовному делу.

    Полномочия  по самостоятельному определению хода расследования заключаются в  том, что следователь вправе независимо от иных должностных лиц уголовного судопроизводства: выдвигать и проверять  версии; осуществлять планирование предварительного следствия в пределах имеющихся у него сроков; определять приоритетные направления своей деятельности на различных этапах производства по уголовному делу. Принимая решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, следователь наделен полномочиями по собственному усмотрению устанавливать дату и время производства того либо иного действия, определять оптимальный состав лиц, которые будут принимать участие в его производстве, при наличии оснований и в установленном законом порядке применять меры процессуального принуждения, необходимые для надлежащего осуществления предварительного следствия.  

    Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного  комитета при Прокуратуре РФ, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011)
  4. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».
  5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: КноРус, 2010.
  6. Вандышев В.В. Уголовный процесс. Общая часть. М.: ВолтерсКлувер, 2011.
  7. Болтошев Е.Д. Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. – М., 2002.
  8. Запаренко А.М. Функции управления органов предварительного следствия МВД России в системе расследования преступлений // Актуальные проблемы российского права № 1, 2009.
  9. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. - М., - 2009.
  10. Кашепов В., Кошаева Т., Руднев В., Чуркин А. Обзор судебной практики // Комментарий судебной практики. Выпуск 10. – М.: Юрид. лит., 2004.
  11. Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. – Самара, 2000.
  12. Рохлин В. Следователь: положение и полномочия // Законность. - 2005. - № 10.
  13. Рохлин В. Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство // Законность. 2004. N 9.
  14. Россинский С.Б. Уголовный процесс России. М. Эксмо, 2008.
  15. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Под редакцией Г. И. Загорского. М.: ВолтерсКлувер, 2010.
  16. Хомич В. Предварительная проверка материалов, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела. // Законность. – № 12. – 1995.
  17. Хажнагоев А.З. Процессуальная самостоятельность следователя и прокурорский надзор // Российский следователь. 2005. № 6. С. 12-13.

Информация о работе Следователь как участник уголовного судопроизводства