Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:57, курсовая работа
В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 УПК РФ определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.
Содержание.
Введение. 2
1. Понятие следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Особенности органов предварительного следствия системы МВД России. 3
2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность. 12
3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. 19
Заключение. 25
Список литературы. 27
В п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ установлено, что прокурор вправе возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследования дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. При этом постановление прокурора о возбуждении уголовного дела является для следователя обязательным. Однако если в ходе последующего предварительного расследования будет установлено, что уголовное дело было прокурором возбуждено незаконно и (или) необоснованно, то следователь при наличии соответствующего основания вправе его прекратить.
Поручение прокурором производства по уголовному делу конкретному следователю является для этого следователя обязательным. Следователь, получив от прокурора уголовное дело, выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия. Данные полномочия прокурора частично «перекрывают» полномочия следователя, так как они позволяют прокурору активно участвовать в производстве предварительного следствия, осуществляемом следователем9.
Заметим, что в данной норме первая и вторая ее части закрепляют полномочия прокурора несколько неточно. Так, неясно, то ли положение об участии прокурора в производстве предварительного расследования – это самостоятельное полномочие, то ли оно является общим указанием, а далее перечисленные полномочия конкретизируют этот тезис. По нашему мнению, основанному на результатах изучения следственной практики, прокурор при участии в предварительном следствии, производимом следователем, не имеет иных полномочий, помимо прямо перечисленных в п.3 ч.2 ст.37 УПК РФ.
Грамматическое толкование данной нормы также позволяет сделать вывод о том, что указание на возможность участвовать в следственные действия и последующее перечисление форм такого участия соотносятся между собой определенные образом: вначале дано общее направление деятельности, а затем произведена конкретизация. Вне перечисленных действий участие прокурора в производстве предварительного расследования не осуществляется.
Наличие у прокурора полномочий по даче следователю письменных указаний о направлении расследования предполагает, что прокурор вправе поручать следователю проверку тех либо иных версий, установление определенных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и т.п. При этом способы проверки следователь устанавливает самостоятельно. Если же прокурор дает письменные указания о том, каким именно образом следует осуществить проверку, возникает иная форма участия прокурора в производстве предварительного расследования – указание о производстве следственных или иных процессуальных действий.
Также следует заметить, что необходимость производства прокурором отдельных следственных и иных процессуальных действий в настоящее время процессуально никак не оформляется. Представляется целесообразным, чтобы в постановлении о производстве процессуального действия (если его вынесение требуется в соответствии с ч.1 ст. 164 УПК РФ) или в протоколе данного следственного действия прокурор указывал, чем вызвана необходимость его производства именно им, а не следователем.
При реализации прокурором данного полномочия возникает еще одна существенная проблема. Из содержания данной нормы следует, что прокурор или поручает производство отдельных следственных действий, или лично их производит. Вместе с тем законодательно не установлена процедура, в рамках которой прокурор принимает участие в следственном действии, осуществляемом следователем. Изучение практики показывает, что такое участие имеет место в случаях производства осмотра места происшествия, реже - следственного эксперимента, проверки показаний на месте. Возможно участие прокурора в производстве и иных следственных действий, что требует законодательного оформления.
Центральное место в системе контроля и надзора за процессуальной деятельностью следователя занимают прокурорский надзор и судебный контроль, которые начинают реализоваться со стадии возбуждения каждого дела и в различного рода формах «сопровождают» его практически на всех этапах судопроизводства.
Прокурорскому
надзору современное уголовно-
Существенную роль в обеспечении эффективной борьбы с преступностью, а равно соблюдения прав и законных интересов граждан призваны играть и полномочия прокурора, которые он обязан выполнять в связи с возложенным на него надзором за надлежащим выполнением, в первую очередь органами дознания, предусмотренной в ч. 1 ст. 144 УПК РФ обязанности по приему сообщений о преступлениях, их учету и регистрации, по своевременному принятию энергичных мер, направленных на раскрытие преступлений и изобличение виновных.
Не менее существенно и то, что в соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 119 УПК прокурор наделен необходимыми полномочиями по рассмотрению ходатайств. Реализация таких полномочий позволяет ему оказывать участникам судопроизводства содействие в осуществлении ими своих прав, в частности, в собирании доказательств и установлении обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.
Достаточно результативным средством, используемым прокурорами при осуществлении надзора за законностью решений и действий органов и должностных лиц в ходе возбуждения уголовных дел и их предварительного расследования, являются их полномочия по рассмотрению жалоб участников уголовного судопроизводства, иных лиц и, разумеется, по исправлению по результатам такого рассмотрения ошибок правоохранительных органов (ст. 124 УПК РФ).
Приказ
Генеральной прокуратуры РФ от 2
июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского
надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного следствия»
устанавливает следующие
-
систематически проверять
-
во всех случаях обращать
-принимая
решение о передаче сообщения
о преступлении из одного
-
при наличии данных, указывающих
на особую значимость
-
выявляя нарушения порядка
-
по фактам укрытия
-
обращать внимание на
-
проверяя законность и
-
обеспечить надлежащий надзор
за исполнением органами
- своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В случаях нарушения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока направления сообщения прокурору о произведенном задержании принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.
- обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
-
следить за соблюдением
Но прокурорский надзор не является единственным средством, призванным обеспечивать законность и обоснованность всего того, что происходит и должно происходить в рассматриваемых стадиях уголовного процесса.
Существуют
различные подходы в
Рассмотрим для начала более подробно такое полномочие суда, как избрание новой меры пресечения – домашнего ареста.
До настоящего времени в уголовном судопроизводстве господствовали две меры пресечения: заключение под стражу и подписка о невыезде. Доля всех остальных, вместе взятых, мер пресечения не превышала и нескольких процентов. Очевидно, что новая мера пресечения должна изменить это соотношение. В том числе она призвана в некоторой степени уменьшить число лиц, заключаемых под стражу, и таким образом разгрузить следственные изоляторы.
В
соответствии со ст. 107 УПК РФ домашний
арест заключается в
1)
общаться с определенными
2)
получать и отправлять
3)
вести переговоры с
Если проанализировать статьи УПК РФ о мерах пресечения, то можно заметить, что за нарушение взятых на себя обязательств в определенных случаях предусмотрена ответственность в виде наложения денежного взыскания или в другой форме. Например, денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда предусмотрено для поручителей (за невыполнение своих обязательств по личному поручительству), а также для лиц, которым отдан под присмотр несовершеннолетний обвиняемый, подозреваемый. Закон предусматривает и возможность обращения в доход государства залога в случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым взятых на себя обязательств.
Информация о работе Следователь как участник уголовного судопроизводства