Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:57, курсовая работа
В качестве назначения уголовного судопроизводства в ст. 6 УПК РФ определены защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Указанная норма пронизывает все содержание деятельности органов и должностных лиц уголовного судопроизводства, нацеливает их на реализацию поставленных задач и одновременно на всемерную защиту личности от противоправного воздействия со стороны кого бы то ни было.
Содержание.
Введение. 2
1. Понятие следователя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Особенности органов предварительного следствия системы МВД России. 3
2. Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность. 12
3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя. 19
Заключение. 25
Список литературы. 27
Предварительное расследование - это следующая за возбуждением уголовного дела досудебная стадия уголовного процесса, непосредственно предшествующая судебному производству.
Предварительное расследование производится в двух формах - в форме предварительного следствия либо в форме дознания. По общему правилу по уголовным делам проводится предварительное следствие.
Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи:
1. прокуратуры;
2. ФСБ;
3. следственных подразделений при ОВД;
4.
следователи Государственного
На органы предварительного следствия возложены следующие задачи:
- быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
- всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
-
обнаружение и процессуальное
закрепление доказательств для
последующего их использования
в процессе судебного
-
обеспечение законности и
-
обеспечение участия
-
установление наличия или
-
выявление причин и условий,
способствовавших совершению
Можно выделить следующие полномочия следователей ОВД, следственного комитета при Прокуратуре РФ, Федеральной службы безопасности:
следователи органов внутренних дел уполномочены расследовать дела о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д.), в том числе о всех преступлениях несовершеннолетних.
следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел, работники таможенной службы и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
следователи федеральной службы безопасности уполномочены расследовать дела о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
Во
время предварительного расследования
следователи руководствуются
-
следователь процессуально
-
вправе давать указания о
-
самостоятельно принимает
-
выполняет указания прокурора,
касающиеся производства
Создаются следственные аппараты. Следователи имеют должностные наименования, классные чины и звания.
Ведущая
роль в управлении органами предварительного
следствия принадлежит
Процессуальная
самостоятельность следователя
как нормативное положение
Большинство авторов процессуальную самостоятельность определяют как элемент его полномочий, состоящий в праве самостоятельно принимать все решения о направлении предварительного следствия и производстве следственных действий и полной ответственности за их законное и своевременное проведение. Как указывает профессор В.П. Божьев, «…наделение следователя самостоятельностью в решении разнообразных вопросов в ходе проведения расследование – необходимое условие выполнение возлагаемых на него обязанностей. Без свободы выбора ни следователь, ни прокурор не могут осуществлять своих уголовно-процессуальных обязанностей»7. Понятия «процессуальная самостоятельность следователя» и «полномочия следователя» соотносятся между собой как философские категории «причина» и «следствие». Наличие у следователя процессуальной самостоятельности является исходным положением, определяющим его процессуальные полномочия. Там, где процессуальная самостоятельность следователя ограничивается, ограничиваются и его полномочия (пример, при получении судебных решений на производство следственных действий, указанных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ следователь обращается в суд с ходатайством, получив на это согласие прокурора).
Действуя в пределах предоставленной ему законом процессуальной самостоятельности, следователь вправе выбирать различные варианты поведения из числа дозволенных. Нельзя не заметить, что на выбор вариантов поведения следователя влияют самые разнообразные факторы. Авторы обоснованно выделяют в качестве главных из них следующие: социально-политические условия, в которых действует данная система судоустройства и судопроизводства; задачи, поставленные перед этой областью государственной деятельности и принимаемые в ней решения; уровень правового регулирования по принятию решений; особенности правил принятия решений; гносеологические принципы, лежащие в основе познания фактических оснований решений; идеологическое обеспечение правоприменения (правосознание, правовая культура); социально-психологическая детерминация решений, психологический механизм действия правовых и моральных норм, мотивация решений; ценностная детерминация в профессиональной ориентации правоприменителя; личностные свойства лица, принимающего решения (образование, возраст, стаж работы, профессиональные знания, умения, навыки); и, наконец, условия труда, загруженность, техническое и научное оснащение, научная организация труда и др.
Элементами процессуальной самостоятельности следователя А.А.Власов считает: избрание путей выполнения принятых им решений, планирование и тактика процессуальных действий, необходимых для решения задач предварительного следствия. Вместе с тем представляется, что планирование и тактика производства процессуальных действий относятся к сфере криминалистики и законодательного выражения не имеют. Не случайно в ч. 2 ст. 189 УПК РФ говорится о том, что «следователь свободен в выборе тактики допроса». По нашему мнению, такая свобода должна быть у следователя и при производстве иных процессуальных действий. Хотя многие из опрошенных следователей (73,8%) настаивают на более детальном урегулировании вопросов, связанных с планированием и тактикой следственных действий, представляется, что в данном случае, поскольку имеет место «свободный» режим выбора тактики и тем более планирования, более целесообразным будет детальная разработка этих вопросов на уровне методических рекомендаций, а не путем внесения изменений в действующее законодательство.
Весьма актуальным является вопрос о соотношении понятий «самостоятельность» и «независимость» применительно к процессуальной фигуре следователя. Эти понятия сходные, но не тождественные. Независимость - категория, которая охватывает не столько уголовно-процессуальную, сколько иную, организационно-управленческую сферу деятельности. Независимость следователя проявляется по следующим основным направлениям: 1) независимость от влияния каких бы то ни было государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и их представителей; 2) независимость от комплектующих органов и их должностных лиц, которые не вправе оказывать на следователя давление в связи с производством по конкретному уголовному делу; 3) независимость от должностных лиц органа дознания, на территории которого следователь осуществляет свои полномочия; 4) независимость от вышестоящих работников органов предварительного следствия, которые не осуществляют непосредственного процессуального контроля за деятельностью следователя.
Самостоятельность же следователя – это более узкая по своему содержанию категория. Она определяет именно то, какие процессуальные решения и процессуальные действия следователь вправе осуществлять самостоятельно, без согласования с иными должностными лицами уголовного судопроизводства. Второй составляющей процессуальной самостоятельности следователя является указание закона на то, какие действия следователя могут быть признаны не имеющими юридической силы и какие процессуальные решения отменены как незаконные или необоснованные.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что процессуальная самостоятельность следователя представляет собой нормативное предписание, обеспечивающее возможность осуществления данным должностным лицом процессуальных действий и принятия процессуальных решений по своему внутреннему убеждению, основанному на законе и совести.
Процессуальная самостоятельность следователя, как уже отмечалось, проявляется не только в том, что он имеет возможность осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения, но и в его взаимодействии с иными органами и должностными лицами уголовного судопроизводства. В этой связи актуальным является вопрос об установлении четких пределов процессуальной самостоятельности следователя.
Процессуальная самостоятельность следователя по отношению к прокурору проявляется в том, что в УПК РФ закреплены две группы взаимосвязанных и взаимообусловленных норм. В ст. 37 УПК РФ полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены в ч. 2. Кроме того, ч. 3 ст. 38 УПК РФ закрепляет алгоритм действий следователя в тех случаях, когда он не согласен с действиями (бездействием) и решениями прокурора. В этой связи мы категорически возражаем против предложения А.З. Хажнагоева считать следователя лишь помощником прокурора, его «процессуальным агентом», по сути не обладающим никакими процессуальными полномочиями8. В поддержку своей позиции автор приводит содержание п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства», где говорится, что в досудебном производство прокурор является руководителем уголовного преследования. Во-первых, подзаконный акт, к которому относится и настоящий приказ, должен соответствовать закону, т.е. УПК РФ, а в п. 47 ст. 5 Кодекса прокурор указан в числе иных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Во-вторых, фраза А.З. Хожнагоева о том, что прокурор - «хозяин досудебного уголовного преследования», выглядит не вполне корректно, поскольку термин «хозяин» применяется лишь в гражданско-правовых отношениях, но никак не в уголовно-процессуальной деятельности. Если же говорить по существу полномочий прокурора, то в большей степени возможность самостоятельно осуществлять уголовное преследование у прокурора имеется не в досудебном процессе, а при рассмотрении уголовного дела в суде.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор осуществляет проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В рамках данной деятельности прокурор вправе истребовать необходимую документацию, проверять соблюдение закона и подзаконных нормативных правовых актов, а также оценивать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждения с точки зрения его законности и обоснованности. Так, в соответствии с п. 2 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» прокурор обязан тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, при поступлении от следователя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения.
Информация о работе Следователь как участник уголовного судопроизводства