Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:14, дипломная работа
Россия в 1993 году официально признала себя демократическим правовым государством, закрепив это в статье 1 Конституции Российской Федерации. В этом же акте нашло отражение и одно из центральных положений судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 года и утвердившей возвращение суда присяжных.
Введение
Глава 1. Понятие суда присяжных и исторические аспекты его развития
§1.1 Понятие и общая характеристика суда присяжных
§1.2 История развития суда с участием присяжных заседателей в европейских странах
§1.3 История развития суда присяжных в России
§1.3.1 Реформа 1864г
§1.3.2 Реформы 1878 – 1889г.г
Глава 2. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей
§2.1 Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
§2.2 Особенности проведения предварительного слушания и оценки доказательств
§2.3 Формирование коллегии присяжных заседателей
§2.4.Права и обязанности присяжных заседателей
§2.5 Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
Глава 3. Специфика вынесения вердикта и приговора присяжными заседателями
§3.1 Особенности судебного следствия и прений сторон в суде с участием присяжных заседателей
§3.2 Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
§3.3 Обсуждение последствий вердикта
§3.4 Правовые последствия признания подсудимого заслуживающего снисхождения
§3.5 Виды решений, принимаемых председательствующим
Заключение
Список использованной литературы
Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают большинством голосов старшину, который руководит ходом совещания присяжных заседателей, по их поручению обращается к председательствующему с вопросами и просьбами, подводит итоги голосования, оформляет вердикт и провозглашает его в судебном заседании (ст. 331 УПК РФ). После этого присяжные (основные и запасные), приводятся судьей к присяге. Текст присяги: «Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, как уличающие подсудимого, так и оправдывающие его, разрешать уголовное дело по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая виновного и не осуждая невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку» (ст. 332 УПК).
Огласив текст присяги, председательствующий называет последовательно по списку фамилии присяжных заседателей, каждый из которых на обращение к нему председательствующего отвечает: «Я клянусь». Все присутствующие в зале суда выслушивают текст присяги и ее принятие стоя. О принятии присяги делается запись в протоколе судебного заседания.
Текст присяги председательствующим должен быть произнесен дословно без всяких отступлений. В случае отказа присяжного заседателя принять присягу он должен быть отведен и заменен запасным. Принявшим присягу присяжным заседателям председательствующий разъясняет их права и обязанности, разъясняет процедуру судебного разбирательства, порядок участия присяжных в этом, последствия при нарушении обязанностей, в частности, о возможности их отстранения от участия в деле, о возможности отмены приговора. В необходимых случаях у присяжных заседателей отбирается подписка о неразглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Можно сделать вывод, что формирование коллегии присяжных заседателей представляет собой: формирование общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, объяснение присяжным стоящих перед ними задач, разрешение самоотводов и немотивированных отводов, разъяснение отобранным присяжным принадлежащих им прав и обязанностей, избрание коллегией присяжных старшины, оглашение текста присяги и др.
В настоящее время также высказываются мнения, что действующая структура суда присяжных заседателей неэффективна[45].
Приведу некоторые предложения по реформированию работы механизма суда с участием присяжных:
состав суда присяжных должен быть из трех профессиональных судей и четырех присяжных заседателей, составляющих одну коллегию совместно решающих все вопросы при рассмотрении уголовного дела путем голосования[46].
создать более эффективные механизмы установления подлинности данных о личности присяжных заседателей[47].
необходимо четкое закрепление в УПК статуса присяжного заседателя и определение его правового положения как субъекта уголовного судопроизводства, т.к. в действующем УПК в разделе II «Участники уголовного судопроизводства» понятия «присяжный заседатель» и «коллегия присяжных заседателей» как коллегиальный орган не встречаются.
§2.4 Права и обязанности присяжных заседателей
В ходе судебного следствия присяжные, в том числе запасные, в соответствии со ст. 333 УПК вправе:
1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
2. Присяжные заседатели не вправе:
1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
3. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса.
4. Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.[48]
К исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде граждане призываются один раз в год на 10 рабочих дней. В тех случаях, когда рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончено рассмотрением к моменту истечения этого срока, присяжные заседатели остаются исполнять свои обязанности на все время рассмотрения этого дела. Совершенно недопустимо привлекать для исполнения обязанностей одних и тех же присяжных заседателей в течение года.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ( ст.120,122), Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ст.9, 10, 16), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ст.1,2),Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (ст.12), Законом РФ от 26 июня 1992 г. « О статусе судей в РФ» (ст.16)
Присяжным заседателям за время исполнения ими своих обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение, возмещает командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Кроме того, за присяжным заседателем сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ[49]
Из вышеизложенного следует, что данный круг процессуальных полномочий присяжных в принципе крайне узок. Совершенно непонятно, каким образом присяжным в таких условиях надлежит выносить справедливый и обоснованный вердикт
§2.5 Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
Главной особенностью производства дел с участием присяжных заседателей является разграничение компетенции между профессиональным судьей и присяжными заседателями.
"Любой гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только на отдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так, присяжными заседателями не могут быть лица:
- не достигшие 25-летнего возраста;
- имеющие не погашённую или не снятую судимость, а также подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
- недееспособные или ограниченные в дееспособности;
- состоящие на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
- имеющие иные физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;
- не владеющие языком уголовного судопроизводства[50]
Разделение функций в суде присяжных между профессиональным судьей и коллегией заседателей способствует соединению в уголовном процессе публичности и непосредственности, что имеет своей целью познание индивидуальности обвиняемого, особенностей его жизни, мотивов его поведения, его характера, умственного и нравственного развития.
Ведь присяжные заседатели в своих воззрениях на жизнь и право исходят, благодаря наблюдениям и опыту, из разнообразных точек зрения, разносторонних взглядов на вещи. И этим они отличаются от профессиональных судей, которые имеют много общего в образовании, знаниях, практике. Юристы видят в преступном деянии, главным образом, выражение законом установленных признаков преступления, между тем как не юристы рассматривают деяние с его нравственной и человеческой стороны и при оценке его исходят из мира конкретных явлений.
Сказанное обнаруживается особенно резко в тех случаях, когда действие подходит под букву закона, а виновник его не видел в нем нарушения ни права, ни нравственности, как например, при превышении необходимой обороны, угрозах, сопротивлении властям. Юрист в подобных случаях слишком проникнут содержанием закона, чтобы не применять его к таким проступкам, которые ни один не юрист не признает наказуемыми.
Положительные стороны в разграничении компетенции находит и В.В. Мельник, который считает, что благодаря этому «в суде присяжных более строго соблюдаются процессуальные нормы, защитник, обвинитель, председательствующий и присяжные заседатели проявляют большую сознательность, активность и интерес к судебному разбирательству»[51].
Конечно, разграничение компетенции между профессиональными судьями и присяжными заседателями имеет и отрицательные стороны. Разделение труда порождает опасность взаимного непонимания, отсутствие солидарности во взглядах, что, в свою очередь, может послужить основой неправильных приговоров. Однако, как правильно заметили, радикальных средств для отвращения этого взаимного непонимания между коллегиями присяжных и судей наука не придумала, да и придумать не может, не отказавшись от самого принципа разделения труда, т.е. не поставивши на место двух коллегий с разнородными членами одну с вполне однородными.
Но если не гнаться за идеалом, то возможно некоторое (пусть даже не полное) устранение выявленных недостатков при помощи следующих мер. Во-первых, вопросы, которые предлагаются на разрешение коллегии присяжных заседателей, должны содержать в себе все то, что относится к компетенции последних, а именно фактические обстоятельства рассматриваемого деяния и признаки преступления, образующие его состав, под которые необходимо присяжным подвести установленные факты, т.е. вопрос о виновности в полном объеме. Во-вторых, вопросы должны охватывать все версии, которые были предметом рассмотрения во время судебного следствия (и версию обвинения, и версию защиты). И, в-третьих, вопросы должны быть понятны присяжным, последовательны и так отредактированы, чтобы ответить на них можно простым утверждением или отрицанием.
В уголовно-процессуальном праве существуют две теории относительно разграничения компетенции между председательствующим судьей и коллегией присяжных заседателей. Первая – теория «факта и права» (согласно данной теории присяжные заседатели решают только фактические вопросы, а председательствующий судья – только правовые); вторая – «виновности и наказания» (присяжные заседатели разрешают комплексный вопрос о виновности, включающий установление фактических обстоятельств дела и подведение их под моральные и юридические понятия, а председательствующий судья на основании вынесенного вердикта назначает подсудимому наказание).
Вместе с тем в науке уголовного процесса существует и противоположная точка зрения, согласно которой присяжных по самой природе судебной деятельности невозможно совершенно устранить от решения правовых вопросов. Так, профессор И.Я. Фойницкий писал о теории права и факта: «Теория эта неверна ввиду невозможности установить точные границы ведомства между присяжными заседателями, с одной стороны, и коронными судьями — с другой, так как в действительности области права и факта соприкасаются и незаметно переходят одна в другую».[52]
В самом деле, вопрос о виновности, вопросы, связанные с наличием или отсутствием квалифицирующих признаков состава преступления, обстоятельств, влияющих на степень виновности, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность подсудимого, таких, например, как необходимая оборона, крайняя необходимость и др., которые могут ставиться присяжным заседателям, имеют непосредственно правовое содержание и часто определяют юридическую оценку по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 339 УПК РФ по каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения (ч. 4 ст. 339 УПК РФ). Все остальные вопросы, на которые необходимо ответить для вынесения обоснованного и справедливого приговора, решаются судьей единолично, без участия присяжных заседателей.[53]
Квалификация содеянного нередко даже у опытных юристов вызывает затруднения. В суде присяжных право решать это предоставлено людям, некомпетентным в правовых вопросах, руководствующимся лишь своими эмоциями и находящимся под сильным воздействием общественного мнения, которое далеко не всегда объективно. В то же время решение важнейшего для подсудимого вопроса о мере наказания, который больше всего его интересует, предоставлено профессиональному судье – человеку, который повседневно сталкивается с криминальными ситуациями, неизбежно черствеет душой и далеко не всегда глубоко задумывается над дальнейшей судьбой стоящего перед ним человека. Нельзя упускать из виду и то, что судье могут в значительной мере больше угрожать или предпринимать попытки подкупа, добиваясь минимального наказания, чем присяжным заседателям, которых много[54].