Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:14, дипломная работа
Россия в 1993 году официально признала себя демократическим правовым государством, закрепив это в статье 1 Конституции Российской Федерации. В этом же акте нашло отражение и одно из центральных положений судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 года и утвердившей возвращение суда присяжных.
Введение
Глава 1. Понятие суда присяжных и исторические аспекты его развития
§1.1 Понятие и общая характеристика суда присяжных
§1.2 История развития суда с участием присяжных заседателей в европейских странах
§1.3 История развития суда присяжных в России
§1.3.1 Реформа 1864г
§1.3.2 Реформы 1878 – 1889г.г
Глава 2. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей
§2.1 Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
§2.2 Особенности проведения предварительного слушания и оценки доказательств
§2.3 Формирование коллегии присяжных заседателей
§2.4.Права и обязанности присяжных заседателей
§2.5 Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
Глава 3. Специфика вынесения вердикта и приговора присяжными заседателями
§3.1 Особенности судебного следствия и прений сторон в суде с участием присяжных заседателей
§3.2 Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
§3.3 Обсуждение последствий вердикта
§3.4 Правовые последствия признания подсудимого заслуживающего снисхождения
§3.5 Виды решений, принимаемых председательствующим
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(ФИЛИАЛ) Академия труда и социальных отношений
Юридический факультет
Кафедра уголовного права, процесса и криминалистики
Дипломная работа
на тему «Рассмотрение дел судом присяжных»
Выполнила Каримова Камилла Халимовна
студентка 4 ЮБД, очной формы обучения
Научный руководитель
Абсатаров Х.Х.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Понятие суда присяжных и исторические аспекты его развития
§1.1 Понятие и общая характеристика суда присяжных
§1.2 История развития суда с участием присяжных заседателей в европейских странах
§1.3 История развития суда присяжных в России
§1.3.1 Реформа 1864г
§1.3.2 Реформы 1878 – 1889г.г
Глава 2. Процедура формирования коллегии присяжных заседателей
§2.1 Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
§2.2 Особенности проведения предварительного слушания и оценки доказательств
§2.3 Формирование коллегии присяжных заседателей
§2.4.Права и обязанности присяжных заседателей
§2.5 Правовые основы участия граждан между профессиональным судьёй и коллегией
Глава 3. Специфика вынесения вердикта и приговора присяжными заседателями
§3.1 Особенности судебного следствия и прений сторон в суде с участием присяжных заседателей
§3.2 Вынесение и провозглашение вердикта присяжных заседателей
§3.3 Обсуждение последствий вердикта
§3.4 Правовые последствия признания подсудимого заслуживающего снисхождения
§3.5 Виды решений, принимаемых председательствующим
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Россия в 1993 году официально признала себя демократическим правовым государством, закрепив это в статье 1 Конституции Российской Федерации. В этом же акте нашло отражение и одно из центральных положений судебной реформы в Российской Федерации, принятой 24 октября 1991 года и утвердившей возвращение суда присяжных.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы выражается в том, что сразу же после принятия Конституции суд присяжных стал предметом широкого обсуждения в научно-юридических и политических кругах.
Несмотря на новое, более прогрессивное законодательство о суде присяжных, нынешнее российское общество еще не в полной мере приспособлено к функционированию новой, нетрадиционной для него формы судопроизводства.
Поначалу появление суда присяжных вызвало крайне негативные отклики со стороны как правоохранительных органов, так и общественности. Теперь ситуация относительно нормализовалась, присяжные стали более квалифицированными, а их вердикты — более взвешенными и продуманными. Однако не стоит успокаиваться по поводу кажущегося улучшения обстановки вокруг суда присяжных.
Прежде всего следует отметить, что присяжные должны быть наделены широкими полномочиями. Им необходимо ответить на три ключевых вопроса, от решения которых зависит исход уголовного дела: Имело ли место рассматриваемое преступление? Совершил ли его подсудимый? Виновен ли он в совершении данного преступления?
Наше законодательство в отношении института суда присяжных содержит очень много противоречий. Присяжные должны вынести объективный и беспристрастный вердикт (как профессиональные судьи — приговор), как можно более полно и всесторонне исследовав материалы уголовного дела. Однако уголовно-процессуальными нормами они предельно ограничены в возможности сбора и получения необходимой для надлежащего решения юридической информации, а то и вовсе лишены ее. Им лишь, разрешено иметь доступ только к сведениям, относящимся к тем трем вопросам, по которым должен быть вынесен вердикт.
Иными словами, закреплено, что присяжные не должны осознавать важность тех действий, которые они выполняют в ходе судебного разбирательства. Присяжных лишь информируют, что они участвуют в отправлении правосудия, умалчивая о том, какова их роль в процессе. В итоге формируется убеждение, что концепция суда присяжных насквозь противоречива, непродуманна и необоснованна с точки зрения природы уголовного судопроизводства.
Поэтому многие, связанные с судом присяжных проблемы как теоретического, так и практического характера, остаются неразрешенными. Учитывая и слабое развитие нашего права и некрепкий правопорядок, а также отчуждение общества от государства, мы должны признать, что опыт западных стран ценен для нас именно тем, что он показывает необходимость и важность суда присяжных в тот период, когда правосудие не может само встать на ноги, не вызывает доверия у людей и нуждается в поддержке.
Преимущества суда присяжных вполне очевидны - это прямое вовлечение общества в правосудие и повышение его авторитета. Тем самым, надеемся, будет создана связь между обществом и государством, в которой сегодня нуждаются оба. Это - повышение роли права в повседневной, несудебной жизни.
Возражения против суда присяжных - а они, без сомнения, существуют- важны даже не содержанием, а самим фактом. Любой успех применения этого института окрыляет сторонников, гасит энтузиазм колеблющихся и изменяет логику противостояния яростных противников. Сопротивление профессионального общества изменениям в собственной деятельности прикрывается аргументами о неготовности современного общества к непосредственному отправлению правосудия, низкое качество работы профессиональных юристов представляют как некомпетентность присяжных и т.д. Дополнительную актуальность данной проблеме придает то, что на данный момент еще нет детально разработанного и отлаженного механизма деятельности суда присяжных.
Таким образом, необходимость всестороннего и тщательного изучения института суда с участием присяжных заседателей определяется потребностями развивающего российского общества, шаг за шагом внедряющего в себя демократические принципы судебной реформы.
Объектом исследования является механизм рассмотрения дел судом присяжных в соответствии с законодательством РФ.
Предметом исследования являются процессуальные особенности:
-формирования коллегии суда присяжных;
-проведения предварительного слушания;
-судебного разбирательства;
-вынесения вердикта присяжных, а также порядок постановления приговора и иные решения.
Цели и задачи дипломной работы. Цель моей работы – это освещение вопросов, связанных с производством в суде с участием присяжных заседателей, порядок рассмотрения дел, а так же осветить проблемные вопросы, существующие в институте присяжных заседателей и найти пути их решения.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Провести исторический сравнительный анализ развития суда присяжных в России и Европейских странах
2. Определить особенности судопроизводства в суде присяжных
3. Рассмотреть основные вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, процессуальный порядок вынесения и провозглашения, обсуждения правовых последствий вердикта присяжных заседателей.
Методология исследования. В процессе написания работы были использованы методы анализа, синтеза, системный метод.
В том или ином аспекте проблемы, связанные с институтом суда присяжных в свое время подвергались глубокому и серьезному исследованию в трудах ученых-юристов, профессоров: А.М. Ларин, С.В. Боботов, Н.П. Ерошкин, И.Я. Фойницкий, В.В. Мельник, Б.Д. Завидов, Л.М. Карнозова, М.В. Немытина и др.
Естественно, в подавляющем большинстве работ, посвященных институту суда присяжных, не могли учитываться новые требования Российского законодательства (в частности, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), Но именно эти труды создали основу для дальнейшего развития теоретических знаний о суде присяжных, и совершенствования средств его реализации.
Эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования 30 госслужащих Верховного суда РФ и статистики уголовных дел рассмотренных судами присяжных с 2000 - 2009 г.г. в Верховном суде Российской Федерации и дел рассмотренных с 2003-2009 г.г. в Верховном суде Республики Башкортостан
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, тринадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Понятие суда присяжных и исторические аспекты его развития
§1.1 Понятие и общая характеристика суда присяжных
Одним из фундаментальных основ демократического государства и гражданского общества является независимый суд, осуществляющий правосудие от имени государства с участием народа.
Суд с участием присяжных заседателей – это такая форма организации суда, когда рассмотрение и рассмотрение и разрешение в судебном разбирательстве одного дела осуществляется двумя раздельными составами – во-первых, жюри, состоящим из народных представителей, и, во-вторых, профессиональными судьями (судьей), причем первые разрешают вопрос о виновности подсудимого, а вторые – о применении к данному случаю норм права на основе решения (вердикта) присяжных.
Главная сущность суда с участием присяжных состоит в том, что разрешение вопроса о виновности является исключительной прерогативой народных представителей, а не профессиональных судей.[1]
Согласно проведенному анкетному вопросу 30 госслужащих Верховного суда Республики Башкортостан, на вопросы: « Считаете ли Вы необходимым рассмотрение дел с участием присяжных заседателей?» и «Является ли суд присяжных более демократичной формой судебного разбирательства в сравнении с обычной формой судопроизводства?» 100% ответило, что такая форма судоустройства необходима, и она является белее демократической. [2]Тем самым, делается вывод, что граждане нуждаются в независимой и демократической форме судопроизводства.
Суд присяжных является весьма специфичной формой осуществления правосудия, что прослеживается через перечень присущих ему признаков:
1) сочетание профессионального и народного элементов (соответственно судья и коллегия присяжных заседателей), среди которых функции разделены: уголовный закон применяется профессиональным судьей (то есть именно он решает вопросы права), а вердикт о виновности или невиновности лица, который служит основанием для применения уголовного закона, принимается не профессиональным судьей, а специально призванными для этих целей гражданами;
2) неоднородность коллегии присяжных заседателей по своему составу, поскольку она может быть представлена гражданами различного социального статуса, имущественного положения, уровня правосознания и правовой культуры, возрастных категорий;
3) существование особого порядка избрания присяжных заседателей, причем их функции не являются пожизненными или долгосрочными, а реализуются единожды при рассмотрении конкретного уголовного дела;
4) принятие вердикта присяжными заседателями на основании тех доказательств, которые были исследованы на стадии судебного разбирательства, производимого на основании принципа состязательности, под руководством профессионального судьи;
5) вынесение вердикта присяжными заседателями без объяснения мотивов принятого решения.
Процедура рассмотрения дел с участием присяжных включает несколько этапов: подготовительная часть, формирование коллегии, совещание и т. д., которые подробно изложены в Уголовно - процессуальном кодексе РФ.
В процессе рассмотрения уголовного дела присяжные участвуют в исследовании доказательств: слушают показания свидетелей, подсудимого, знакомятся с результатами экспертиз. Потом присяжные удаляются на совещание и решают "вопрос факта", то есть, достаточно ли предъявлено суду доказательств, чтобы признать подсудимого виновным. Заседают присяжные отдельно от судей - это важнейшее условие их работы.
Ставка делается на оценку весомости обвинения именно с точки зрения обычного здравого смысла, поэтому от присяжных и не требуется юридическое образование. Затем по решению присяжных судьи определяют "вопрос права", то есть степень вины подсудимого, и назначают наказание.
При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки.
§1.2 История развития суда с участием присяжных заседателей в европейских странах
Предками современного суда присяжных в истории явились афинская гелиэя и римский суд постоянных комиссий (квестий). Гелиэя (от греч. helios - солнце) вела свое происхождение от народных собраний, проходивших лишь днем, при свете солнца, и выполнявших в глубокой древности помимо политических и судебные функции. Гелиэя выполняла переходную роль между судом народного собрания и судом присяжных. Она появилась и окрепла в результате реформ, проведенных в' VI-V вв. до н. э. такими выдающимися политическими деятелями, как Солон, Клисфен, Эфиальт и Перикл.
В Риме суд присяжных возник во II-I вв. до н. э. как суд постоянных комиссий, или квестий (лат. quaestio - исследование, рассмотрение). Каждой из комиссий был подсуден определенный круг дел в зависимости от рода преступлений (о должностных преступлениях, о подлогах, о злоупотреблениях на выборах, об отравлениях и т. д.). Дело рассматривалось под председательством особого претора с участием нескольких десятков присяжных, избираемых для каждого дела из общего годового списка. Состав присяжных был предметом острого политического противоборства; в основном присяжными были представители высших римских сословий сенаторов и всадников.