Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) рассмотреть историю становления и развития суда присяжных в России
2) изучить особенности и проблемы формирования коллегии присяжных заседателей;
3) исследовать правовое положение присяжных заседателей, а именно их права, обязанности, гарантии;
4) рассмотреть психолого-правовой аспект деятельности присяжных заседателей;
5) изучить проблемы, противоречия и тенденции развития суда присяжных, на основе чего выделить основные способы решения наиболее значимых проблем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ КАК УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. ………………………………………………………..7
§1История становления и развития суда присяжных в России…………7
§2Формирование коллегии суда присяжных заседателей……………...10
§3Правовое положение заседателей по УПК РФ ……………………....15
§4Психолого-правововой аспект деятельности присяжных заседателей.19
§5 Проблемы и противоречия суда присяжных в России……………...22
ГЛАВА2. СУД ПРИСЯЖНЫХ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ……………….28
§1 Анализ судебной практики …………………………………………..28
§2Перспективы развития суда присяжных в России …..………...……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………40
Анализ судебной практики отмененных оправдательных приговоров свидетельствует о следующих наиболее распространенных случаях нарушений норм УПК РФ. Влияющих на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них: 1) неправильное формулирование председательствующим судьей вопросов в вопросном листе и непринятие мер по соблюдению процедуры судопроизводства;
2) нарушение
процедуры судопроизводства
§2 Перспективы развития суда присяжных в России
В целом
необходимо заметить, что развитие
и совершенствование
В настоящее время анализ литературы и судебной практики позволяет определились основные направления совершенствования деятельности судов присяжных в России:
1. обеспечить
гражданам право предстать
2. создать
за счет средств федерального
и региональных бюджетов фонд,
куда сторона защиты, потерпевший
и его представитель могут
обращаться за компенсацией
3. предусмотреть
право сторон присутствовать
при отборе должностными
4. вопросы
присяжным заседателям
5. увеличить
число голосов присяжных
6. добиться
неколебимости оправдательных
Введение
изложенных новшеств должно сопровождаться
повышением квалификации правоприменителей,
демократической и
Также авторы вносят и другие предложения, направленные на изменение порядка функционирования суда присяжных.
Так. А.А. Леви предлагает такой процессуальный порядок рассмотрения уголовного дела в суде присяжных: "Виновность подсудимого, квалификацию его действий должен определять специалист - профессиональный судья, а назначение меры наказания следовало бы поручить присяжным заседателям".54
На мой взгляд, большинство процессуалистов справедливо указывают на преимущества коллективного рассмотрения уголовного дела. Так, например, Ю.К. Якимович считает, что в состав суда, рассматривающего коллегиально дело по первой инстанции, должны входить и профессиональные судьи, и заседатели, как при решении вопроса о виновности, так и при решении вопроса о наказании.55
Близкую позицию высказывает и А.А. Демичев, который полагает, что присяжные заседатели должны быть соединены в единую коллегию с профессиональным судьей и наделены равными правами с последним, и соотношение 5:1 достаточно, чтобы авторитет профессионального судьи не был доминирующим.56
Быков В. считает, что совершенствование
правового положения присяжных
заседателей в рамках действующего
суда присяжных не может быть осуществлено.
Суд присяжных может эффективно
действовать как орган
Изучив различные точки зрения на суд присяжных, его проблемы и перспективы развития, я пришла к выводу, что наиболее важными в рамках изучаемой мной темы является проблемы, возникающие при формировании коллегии присяжных заседателей, поскольку именно от качественного состава коллегии присяжных заседателей зачастую зависит характер выносимого ею вердикта по делу. В связи с этим, я считаю необходимым внести изменения в действующее законодательство в части порядка формирования коллегии присяжных заседателей.
Формирование коллегии присяжных, как представляется, должно идти в два основных этапа. До судебного разбирательства должна быть проведена предварительная проверка лиц, включенных в списки возможных кандидатов, а именно установление личности, анкетирование кандидатов, их опрос. Затем необходим перерыв. Длительность перерыва будет определяться по усмотрению председательствующего с учетом мнения сторон либо по ходатайствам сторон. Цель перерыва - проверка достоверности сведений, сообщенных кандидатами в присяжные заседатели. Проверку, как представляется, следует поручать службе судебных приставов. Исходя из результатов проверки, стороны, а также иные заинтересованные участники получают возможность заявить мотивированные и немотивированные отводы.
И все-таки при самом безупречном механизме формирования коллегии, при действенной системе защиты присяжных желаемый результат может быть не достигнут. Суд присяжных - зеркало общественных отношений. "Господство в обществе уважения к праву и порядку тотчас найдет свое выражение в суде присяжных, как найдет свое выражение раболепство и покорность деспотизму", - слова Н.Н. Розина можно дополнить лишь немногим: как найдет свое отражение и уровень нравственности общества, его идеология. При безмотивности вердикта присяжные должны обладать чувством высокой ответственности и нравственного долга. А воспитание этого чувства - вне границ закона, это задача общества.
В конце главы можно прийти к следующим выводам:
1. Понятие
«внутренне убеждение»
Присяжные
заседатели при принятии решения
и вынесении вердикта должны, опираясь
на данные категории, руководствоваться
общеобязательными правилами
2. На протяжении всего
существования суда присяжных
вокруг него не прекращаются
острые споры и дискуссии в
связи с проблемами его
3. Определены основные направления совершенствования деятельности судов присяжных в России. Рассмотренны предложения ученых, которые направлены на полное изменение порядка функционирования суда присяжных и внесение изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство. На мой взгляд наиболее важными являются проблемы, возникающие при формировании коллегии присяжных заседателей, поскольку от качественного состава коллегии присяжных заседателей зачастую зависит характер выносимого ею вердикта по делу. В связи с этим, я считаю необходимым внести изменения в действующее законодательство именно в части касающейся порядка формирования коллегии присяжных заседателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конце курсовой работы я могу сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что
официально считается, что
2. Необходимыми аспектами
вопроса формирования коллегии
присяжных заседателей
3. Правовое
положение присяжных
4. Основой
психолого-правового аспекта
5. На протяжении всего
существования суда присяжных
вокруг него не прекращаются
острые споры и дискуссии в
связи с проблемами его
6. Определены основные направления совершенствования деятельности судов присяжных в России. Кроме этого, некоторые ученые вносят предложения, направленные на полное изменение порядка функционирования суда присяжных и внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство. На мой взгляд наиболее важными являются проблемы, возникающие при формировании коллегии присяжных заседателей, поскольку от качественного состава коллегии присяжных заседателей зачастую зависит характер выносимого ею вердикта по делу. В связи с этим, я считаю необходимым внести изменения в действующее законодательство именно в части касающейся порядка формирования коллегии присяжных заседателей, которое, как представляется, должно идти в два этапа. И соответственно Для законодательного закрепления указанной процедуры предлагаем дополнить ст. 328 УПК РФ частью следующего содержания: "После завершения опроса кандидатов сторонами председательствующий объявляет перерыв. Судебному приставу передается список кандидатов для проверки достоверности сообщенных кандидатами личных данных. После возобновления судебного разбирательства секретарь докладывает суду результаты проверки. Затем стороны вправе заявить кандидатам отводы".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Инфра - М, 1995
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. [Текст]: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г., № 174-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 15. 01. 2008 г. - Новосибирск: Сиб. Унив., 2008.
3. Закон Российской
Федерации "О присяжных
Информация о работе Пути совершенствования работы суда присяжных