Прокурорский надзор за производством предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием
Задачи данной работы:
- определение предмета и объекта прокурорского надзора за предварительным следствием;
- рассмотрение полномочий прокурора и правовых актов прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия;
- изучение сущности прокурорского надзора на всех этапах предварительного расследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………6
1.1.Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания…………………...6
1.2.Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия……8
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ…………………………...14
2.1. Прокурорский надзор на этапе возбуждения уголовного дела…………..14
2.2. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования………………………………………………19
2.3. Прокурорский надзор на этапе окончания предварительного расследования обвинительным заключением или обвинительным актом…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

упп.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

Генеральный прокурор возлагает  на надзирающих прокуроров безотлагательно  рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении  уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований  для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать  однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры  должны незамедлительно требовать  от органа дознания, дознавателя представления  материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление  о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий  прокурор выносит постановление  о его отмене в течение 24 часов  с момента получения указанных  материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились  ли по делу следственные действия.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного  органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК  прокурор, руководитель следственного  органа рассматривают жалобу в течение  трех суток со дня ее получения. В  исключительных случаях, когда для  проверки жалобы необходимо истребовать  дополнительные материалы либо принять  иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем  извещается заявитель. По результатам  ее рассмотрения прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление  о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования8.

 

2.2. Надзор прокурора  за соблюдением законности на  стадии предварительного расследования

 

Прокурор может выявить  нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, путем ознакомления с материалами  предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных  органов и должностных лиц, ведущих  уголовный процесс, обобщения практики расследования преступлений.

Ознакомление с материалами  уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целях проверки обеспечения  допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и  в первую очередь потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

Для решения этих задач  прокурор может вызвать следователя  или дознавателя и заслушать  их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным  эпизодам расследования9. Прокурор также может ознакомиться с наблюдательным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих решения следователя, дознавателя.

Однако наиболее эффективной  формой прокурорского надзора в  этом направлении является непосредственное ознакомление прокурора с материалами  уголовного дела.

Изучая уголовное дело, прокурор в первую очередь должен обратить внимание на законность и  обоснованность задержания лица по подозрению в совершении преступления. Прокурор должен следить за тем, чтобы задержание лица происходило в точном соответствии с требованиями ст. 91 и 92 УПК и  процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее трех часов после фактического доставления подозреваемого в орган  дознания или следователю.

Прокурор должен решительно пресекать случаи задержания подозреваемых  в совершении преступлений на основании  протоколов об административных правонарушениях. Он должен безотлагательно принимать  меры к освобождению незаконно задержанных  лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под  стражу, а также находящихся под  стражей без продления сроков.

В этих целях он обязан ежедневно  проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах10. Прокурор должен безотлагательно реагировать на нарушения порядка задержания, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

Большая роль прокурорского надзора и за соблюдением законности при избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.

При рассмотрении вопросов о даче дознавателю согласия на возбуждение  перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу иметь в виду, что  в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий  перечень условий для заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого11. Прокурор должен тщательно проверять доводы подозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и др.

Осуществляя надзор за исполнением  законов, связанных с пресечением  и раскрытием преступлений, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.

К недопустимым доказательствам  относятся:

а) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного  производства по уголовному делу в  отсутствии защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

в) иные доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального  закона.

Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий, дают письменные указания о производстве отдельных следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий12.

Прокурор принимает меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного  решения, проводились в строгом  соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Прокурор обеспечивает незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

К наиболее типичным ошибкам  при производстве расследования, ставшим  причиной оправдательных приговоров, могут быть отнесены следующие:

1) несвоевременное возбуждение  уголовного дела и проведение  осмотра места происшествия;

2) не устраненная в  ходе расследования противоречивость  информации, что влечет за собой  ее невосполнимость и недостаточность в стадии судебного разбирательства;

3) непринятие следователем, дознавателем исчерпывающих мер  к закреплению добытых доказательств  путем проведения следственного  эксперимента, проверки показаний на месте, обыска, выемки и т. д., что может повлечь за собой отказ обвиняемых и свидетелей в суде от прежних показаний;

4) нарушение конституционных  и процессуальных прав подозреваемого  и обвиняемого, в том числе  права не свидетельствовать против  самого себя и своих близких  родственников;

5) нарушение процессуального  порядка производства следственных  действий и иные процессуальные  упущения, которые могут привести  к признанию собранных по уголовному  делу доказательств недопустимыми, и т. д.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного.

Прокурор устанавливает  действенный надзор за законностью  и обоснованностью прекращения  уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Он безотлагательно рассматривает  постановление следователя о  прекращении уголовного дела или  уголовного преследования. Признав  эти решения незаконными или  необоснованными, прокурор выносит  мотивированное постановление о  направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене этих решений.

Прокурор систематически проверяет законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, а также своевременность и эффективность мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Прокурор дает согласие дознавателю  на прекращение уголовного дела, а  также на освобождение лица от уголовной  ответственности в связи с  деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения мер принудительного воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК.

В отдельных случаях прокурор проверяет, не является ли заявление  потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом  незаконного воздействия на него со стороны каких-либо лиц или  участников уголовного судопроизводства.

 

2.3. Прокурорский  надзор на этапе окончания  предварительного расследования  обвинительным заключением или  обвинительным актом

 

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны следователь составляет обвинительное  заключение, а дознаватель – обвинительный  акт13.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником  органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом  направляются прокурору. При утверждении обвинительного акта прокурор изучает соответствие выводов органов предварительного расследования фактическим обстоятельствам дела, соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий, соответствие составленных в ходе расследования документов требованиям УПК.

В соответствии с положениями  уголовно-процессуального законодательства прокурор по поступившему к нему от следователя уголовному делу с обвинительным заключением обязан в 10-дневный срок принять одно из следующих решений о:

1) утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд;

2) возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3)о направлении уголовного  дела вышестоящему прокурору  для утверждения обвинительного  заключения, если оно подсудно  вышестоящему суду.

В случае сложности или  большого объема уголовного дела 10-дневный  срок может быть продлен по мотивированному  ходатайству прокурора вышестоящим  прокурором до 30 суток.

Установив, что следователь  нарушил требования части 5 статьи 109 УПК, а предельный срок содержания под  стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

Постановление прокурора  о возвращении уголовного дела следователю  может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления  к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением – Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти. Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

    1. Об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;
    2. Об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае нижестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное  дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушанья в порядке, установленном главой 15 УПК.

По окончании дознания прокурор, рассматривая, поступившее  к нему уголовное дело с обвинительным  актом в течение двух суток  принимает по нему одно из следующих  решений:

1) об утверждении обвинительного  акта и о направлении уголовного  дела в суд;

Информация о работе Прокурорский надзор за производством предварительного расследования