Прокурорский надзор за производством предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием
Задачи данной работы:
- определение предмета и объекта прокурорского надзора за предварительным следствием;
- рассмотрение полномочий прокурора и правовых актов прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия;
- изучение сущности прокурорского надзора на всех этапах предварительного расследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………6
1.1.Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания…………………...6
1.2.Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия……8
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ…………………………...14
2.1. Прокурорский надзор на этапе возбуждения уголовного дела…………..14
2.2. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования………………………………………………19
2.3. Прокурорский надзор на этапе окончания предварительного расследования обвинительным заключением или обвинительным актом…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

упп.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  казенное учреждение высшего профессионального  образования Санкт-Петербургский  университет Министерства внутренних дел Российской федерации

 

 

Калининградский филиал

 

Кафедра уголовного процесса

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Прокурорский надзор за производством предварительного расследования»

 

Выполнил: рядовой полиции  Матвеева         Ксения Олеговна, 3 курс (набор                  2009 г.), 1 взвод, специальность         «Юриспруденция», очная форма обучения

 

Проверил: к.ю.н., доцент, начальник        кафедры уголовного процесса, полковник       полиции  Авдеев Виктор Николаевич

 

 

К защите _______________________________

(допущена, не допущена)

Руководитель ___________________________

                                        (подпись)

Дата защиты: ____________ Оценка_______________

 

 

Калининград 2012

CОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………6

1.1.Объекты, предмет и  пределы прокурорского надзора  за исполнением законов органами  предварительного следствия и  дознания…………………...6

1.2.Полномочия прокурора  и правовые акты прокурорского  надзора за исполнением законов  органами дознания и предварительного  следствия……8

ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ…………………………...14

2.1. Прокурорский надзор  на этапе возбуждения уголовного  дела…………..14

2.2. Надзор прокурора за  соблюдением законности на стадии  предварительного расследования………………………………………………19

2.3. Прокурорский надзор  на этапе окончания предварительного  расследования обвинительным заключением  или обвинительным актом…..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прокурорский надзор является специфическим видом государственной  деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

Несмотря на имеющееся  семантическое сходство терминов «контроль» и «надзор», в правовом отношении  прокурорский надзор следует отличать от судебного контроля, а также  от контрольных функций федеральных  органов исполнительной власти –  государственного контроля.

В научной литературе под  судебным контролем понимают особую форму осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного  судопроизводства.

Судебный контроль отличается от прокурорского надзора по:

– реализующим его субъектам: судебный контроль осуществляется только судом, а прокурорский надзор – органами прокуратуры;

– формам деятельности: судебный контроль осуществляется исключительно  в установленных законом особых процессуальных формах, а прокурорский надзор реализуется как в административных, так и в процессуальных формах;

– предмету деятельности: судебный контроль осуществляется с целью  рассмотрения и разрешения дел, проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений, а также  соблюдения конституционных прав, свобод и законных интересов граждан  путем осуществления правосудия. Деятельность прокуратуры не связана  с отправлением правосудия. Задача органов прокуратуры заключается в выявлении и пресечении нарушений Конституции и федеральных законов с помощью правовых способов и средств прокурорского реагирования;

– правовым последствиям: судебный контроль в отличие от прокурорского  надзора завершается принятием  особого судебного решения –  акта правосудия.

Следует различать также  прокурорский надзор и государственный  контроль. Под последним понимают проведение специально уполномоченными  органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или  частными предпринимателями при  осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам  и т. д.), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во-первых, прокурорский надзор отличается от государственного контроля тем, что надзорные полномочия прокурора  не включают в себя возможность осуществления  распорядительной деятельности, выражающейся в возможности отмены нормативно-правового  акта, возложении обязанности проведения какого-либо действия, наложении взыскания, определении целесообразности расстановки  сил и средств и т. п.

Во-вторых, контрольные функции  государственной власти распределены между министерствами и ведомствами, которые реализуют их исключительно  в рамках предоставленных им полномочий. Прокурорский надзор отличается всеобъемлющим  характером и осуществляется по отношению как к подконтрольным органам, так и к контролирующим организациям и их должностным лицам.

В-третьих, государственные  контролирующие органы оценивают организацию  и деятельность подконтрольных структур не только с точки зрения законности, но и с позиции эффективности  и целесообразности. Прокурорский надзор всегда направлен только на проверку соблюдения законности и носит правовой характер. Реализуя свои полномочия, прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия  понимается урегулированная нормами  права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях  уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении  уголовного преследования.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что прокурорский надзор позволяет более эффективно проводить предварительное расследование, а именно не допустить нарушение законности в производстве предварительного следствия или дознания.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием

Задачи данной работы:

- определение предмета  и объекта прокурорского надзора  за предварительным следствием;

- рассмотрение полномочий  прокурора и правовых актов  прокурорского надзора за деятельностью  органов дознания и предварительного  следствия;

-  изучение сущности прокурорского надзора на всех этапах предварительного расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

    1. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за

исполнением законов  органами предварительного следствия  и дознания

 

К объектам прокурорского  надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные  органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и  дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК  предварительное расследование  осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД РФ, следователями ФСБ РФ, следователями ФСКН РФ.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные  полномочия прокурора, является орган  дознания. В соответствии со ст. 40 УПК  к органам дознания относятся:

– органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

– органы Федеральной службы судебных приставов;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

– органы Государственного пожарного надзора федеральной  противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом  на органы дознания возлагаются следующие  полномочия: дознание по уголовным  делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Предметом прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека  и гражданина в ходе осуществления  уголовного преследования;

2) установленного законом  порядка разрешения заявлений  и сообщений о совершаемых,  совершенных и готовящихся преступлениях;

3) законности проведения  предварительного расследования;

4) законов при принятии  решений органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие1.

Законодательно установлены  также пределы прокурорского  надзора.

1. Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  предварительное следствие и  дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут  осуществлять Генеральный прокурор  РФ и подчиненные ему прокуроры,  их заместители и помощники  прокуроров, которые участвуют в  уголовном судопроизводстве. Вместе  с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют  право по поручению надзирающего  прокурора принимать участие  в проверке исполнения требований  уголовно-процессуального закона  органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется  только в рамках УПК и Закона  о прокуратуре и касается исключительно  процессуальных аспектов. Вмешиваться  в организационно-распорядительную  деятельность органов, проводимых  предварительное следствие и  дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего  прокурора не всегда являются  безусловными для исполнения  и могут быть обжалованы вышестоящему  прокурору.

 

1.2.Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

 

Полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются  уголовно-процессуальным законодательством  РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие  законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение  требований федерального закона  при приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений федерального  законодательства, допущенных в  ходе дознания и предварительного  следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю  на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании, отмене  или изменении меры пресечения  либо о производстве иного  процессуального действия, которое  допускается на основании судебного  решения;

5.1) истребовать и проверять  законность и обоснованность  решений следователя или руководителя  следственного органа об отказе  в возбуждении, приостановлении  или прекращении уголовного дела  и принимать по ним решение  в соответствии с УПК РФ;

6) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные и необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решения;

8) рассматривать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе судебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения по стражу либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ;

Информация о работе Прокурорский надзор за производством предварительного расследования