Прокурорский надзор за производством предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности и значения прокурорского надзора за предварительным следствием
Задачи данной работы:
- определение предмета и объекта прокурорского надзора за предварительным следствием;
- рассмотрение полномочий прокурора и правовых актов прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия;
- изучение сущности прокурорского надзора на всех этапах предварительного расследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………6
1.1.Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания…………………...6
1.2.Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия……8
ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ…………………………...14
2.1. Прокурорский надзор на этапе возбуждения уголовного дела…………..14
2.2. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования………………………………………………19
2.3. Прокурорский надзор на этапе окончания предварительного расследования обвинительным заключением или обвинительным актом…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа содержит 1 файл

упп.docx

— 54.96 Кб (Скачать)

9) разрешать отводы, заявления дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием основания такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением случаев передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и предавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием основания такой передачи;

13) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

14) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков

15) также осуществлять иные полномочия, предоставленные УПК РФ.

Для устранения выявленных в ходе осуществления прокурорского  надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия  прокурор уполномочен применять  следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в  уголовном судопроизводстве имеет  двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при  осуществлении прокурором надзора  за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление – это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению  совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального  законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых  целесообразно с его точки  зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как  квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении  и т. д.

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского  надзора в досудебных стадиях  уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное  дело для его проверки. Указанное  полномочие прокурора реализуется  посредством направления письменного  требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно  для исполнения.

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен  правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т. д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение2.

В соответствии со ст. 115 УПК  для обеспечения исполнения приговора  в части гражданского иска, других имущественных взысканий или  возможной конфискации имущества  дознаватель с согласия прокурора  возбуждают перед судом ходатайство  о наложении ареста на имущество  подозреваемого, обвиняемого или  лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального  принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым  условием для получения судебного  решения на производство этого процессуального  действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен  в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного  согласия прокурора3. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает  следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора  средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в  течение 30 суток сделать сообщение  о реабилитации4.

По требованию реабилитированного, а в случае его смерти – его  близких родственников или родственников  суд, прокурор, следователь, дознаватель  обязаны в срок не позднее 14 суток  направить письменные сообщения  о принятых решениях, оправдывающих  гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ

 

2.1. Прокурорский надзор на этапе возбуждения уголовного дела

 

Стадия возбуждения в  уголовном судопроизводстве имеет очень большое значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок  возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается  в осуществлении надзора за соблюдением  правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений  о происшествиях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации  повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения  уголовного дела служит установленный  уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные  органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном  или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление  совершено в условиях неочевидности  и нет подозреваемого лица, пострадавшим  нередко отказывают в приеме  заявлений и сообщений о преступлениях,  а принятые – не регистрируются  и не рассматриваются;

2) уголовно наказуемые  деяния квалифицируются как административные  проступки, а при очевидных  признаках состава преступления  принимаются незаконные решения  об отказе в возбуждении уголовного дела, учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные  законом сроки рассмотрения и  разрешения сообщений о преступлениях  и т. д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений  о преступлениях, сопоставляя для  этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских  учреждений об оказании помощи гражданам  по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Осуществляя надзор за исполнением  закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной  уголовно-процессуальным законом формы  поступившего повода для возбуждения  уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении  надзора за исполнением законов  в этой стадии прокурор должен уделить  срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела5. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник  органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости  проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного  органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя  вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным  в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.

Отдельного внимания заслуживает  подход к возможности осуществления  в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела могут быть проведены только три следственных действия – осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), осмотр трупа (ч. 4 ст. 178 УПК), освидетельствование (ч. 1 ст. 179 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию6.

При выявлении нарушений  порядка приема, регистрации и  разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Следователь, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении  о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении  уголовного дела, обязаны принять  решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление  и немедленно уведомить заявителя.

Следователь, вынеся постановление  о возбуждении уголовного дела, незамедлительно  приступает к расследованию. В свою очередь дознаватель обязан свое решение о возбуждении уголовного дела согласовать с начальником  органа дознания и прокурором.

Прокурор, признав постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив  при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных  действий.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в  течение 24 часов с момента его  вынесения направляется заявителю  и прокурору. При этом заявителю  разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны7.

Информация о работе Прокурорский надзор за производством предварительного расследования