Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное реше
Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник процесса………………………………………….....5
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия следователя………………………………………………18
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………………21
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы………………………………………………………………34
В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерацииподчеркивается, что граждане, конституционные права которых нарушены в ходе предварительного расследования, вправе обжаловать в суд действия и решения органа дознания, следователя или прокурора. В частности, к таким решениям и действиям отнесены те, которые связаны: с задержанием, арестом, содержанием под стражей и продлением срока содержания под стражей; с отказом в возбуждении уголовного дела; с прекращением производства по делу; с обыском; с наложением ареста на имущество; с приостановлением производства по делу; с продлением срока предварительного расследования. Как видим, перечень достаточно велик. Если его еще расширить, то появится опасность, что суд станет активным субъектом предварительного расследования. Его решения о законности либо незаконности следственных действий могут негативно сказаться на самостоятельности следователя.
Встречается и такое мнение, что в силу объективных причин, невозможно осуществить своевременный и качественный судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса. Так же преждевременное усиление контроля за следствием, повышение требований к его результатам без модернизации и укрепления следственного аппарата и правоохранительных органов не будут способствовать выполнению задач уголовного судопроизводства, приведут к утрате многих доказательств обвинения вследствие формального подхода к нарушениям прав граждан при их сборе. Сторонники взвешенного подхода к расширению контроля со стороны суда приводят убедительный пример , как государство пыталось взять на себя обязанность по возмещению вреда, причиненного потерпевшему преступлением, но оказалось не готовым к реализации этой конституционной нормы (ст. 52 Конституции РФ). Поэтому ученым и практическим работникам надлежит определить разумные пределы судебного контроля на современном этапе развития общества при одновременном соблюдении судебной защиты прав и свобод граждан, а также самостоятельности органов следствия при расследовании уголовных дел.
Распространение контроля на досудебные стадии уголовного процесса - не чья-либо прихоть, а объективная необходимость. Более низкий уровень ведомственного и прокурорского контроля порождает судебные ошибки, влечет нарушение конституционных прав и интересов граждан, делает недопустимым то или иное доказательство по уголовным делам.
Действительно, вследствие осуществления контрольных функций на досудебных стадиях сужается число судей, которые имеют право на рассмотрение уголовных дел после направления их в суд.
Жалобы на действия
органов предварительного следствия
для рассмотрения УПК должны приниматься
лишь от участников уголовно - процессуальных
отношений, в том числе, как указал
в своем постановлении
Вопрос о подсудности материалов представляет собой особую сложность. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации", подобные материалы рассматривают областные, краевые и приравненные к ним суды по месту совершения действий. Жалобы на решения и действия органов следствия должны рассматриваться в силу ст. 47 Конституции Российской Федерации районными судами по месту производства следственного действий, нахождения задержанного или вынесения соответствующего решения. Принцип территориальной подсудности материалов сохраняется.30
Участниками закрытого
судебного заседания при
Таким образом,
вопрос о расширении судебного контроля
за деятельностью правоохранительных
органов и эффективной защите конституционных
прав и интересов человека и гражданина
весьма актуален, требует к себе пристального
внимания со стороны научных и практических
работников. От его законодательного решения
во многом зависит отношение граждан к
судебной системе в целом.
§4. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел
Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность данных субъектов, осуществляемая в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также розыска преступников.
В соответствии с возложенными задачами органы предварительного следствия организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.32
Согласно Федерального Закона об Оперативно - розыскной деятельности, в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить ОРД. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории России предоставлено семи оперативно-розыскным органам. Ими являются: Органы внутренних дел, органы ФСБ, Федеральных органов государственной охраны, органы ФТС, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, ФСИН, Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД, право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям разведки Минобороны.
Правовой основой
взаимодействия следователя с работниками
органов дознания (оперативно-розыскными
службами) являются п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК
РФ и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона
"Об оперативно-розыскной
Статья 40 УПК
РФ содержит перечень органов дознания.
Сразу необходимо оговориться, что
значительная часть указанных в
статье 40 УПК РФ ведомств, наделенных
полномочиями органов дознания, не
наделена вместе с тем правом проведения
оперативно-розыскных
В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем и оперативным работником, начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю33. Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются таким образом :
1. пределами самих поручений;
2. кругом тех
следственных действий, проведение
которых может быть поручено
по делам, находящимся в
Одним из основных
нормативных актов, регулирующим
процесс взаимодействия дознания и предварительного
следствия ОВД является Приказ МВД России от
26 марта 2008года № 280 дсп «
Основными задачами взаимодействия являются: 34
обеспечение неотложных
следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий для раскрытия
всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное установление и изобличение и привлечение к установленной законом ответственности совершивших их лиц;
организация розыска по «горячим следам» скрывшихся преступников;
осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям преступными действиями виновных лиц.
Данные формы выведенные наукой нашли свое отражение в нормативной базе деятельности ОВД практически без изменений.
Поручение следователя
органу дознания о производстве оперативно-розыскных
действий является наиболее важной процессуальной
формой их взаимодействия при проведении
расследования преступлений. Именно
в максимальном использовании оперативно-
1. возбуждаемые по материалам оперативно-розыскной деятельности;
2. возбуждаемые по факту неочевидных преступлений, виновники которых остались не установленными.
Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций.
Содействие органа
дознания следователю в производстве
отдельных следственных действий представляет
собой помощь, которая оказывается
ему работниками этих органов
в процессуальных действиях, выполняемых
самим следователем. Потребность
в оказании следователю такой
помощи возникает тогда, когда одному
ему фактически трудно (а подчас
и не возможно) осуществить данное
следственное действие, а также когда
в связи с таким действием
возникает необходимость
Взаимодействие
позволяет существенно
Подводя итог можно
сказать о том, что одним из
существенных признаков взаимодействия
выступает согласованность, которая
достигается в работе посредством
рационального сочетания мер, предпринимаемых
субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие
предполагает также и четкое разграничение
прав и обязанностей между участниками
такой совместной деятельности. Каждый
из них, действуя в пределах своей
компетенции, используя свои средства
и методы, в конечном итоге стремится
к достижению единой цели - быстрому
и полному раскрытию