Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное реше
Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник процесса………………………………………….....5
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия следователя………………………………………………18
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………………21
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы………………………………………………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия
следователя………………………………………………
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4.
Взаимодействия следователя с органами
дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку и исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, и определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и так далее.
Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, который осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
Раскрытие и расследование преступлений, а также изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.
Отдельные стороны проблемы процессуального статуса следователя неоднократно рассматривались в правовой науке. В работе, в частности, применяются работы таких ученых в сфере уголовно-процессуального и других отраслей права, как , и ряда других авторов, комментарии уголовно-процессуального законодательства, учебники уголовно-процессуального права.
Целью представленной работы является комплексный анализ проблем процессуального статуса следователя, который проведен по следующим направления:
- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников процессуального статуса следователя;
- рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих процессуальный статус следователя.
В рамках этих направлений предполагается решить следующие задачи:
- выявить тенденции развития данных норм, регулирующих процессуальный статус следователя;
- рассмотрение проблем процессуального статуса следователя, таких как процессуальная самостоятельность следователя.
Объектом научного анализа настоящей работы являются проблемы
процессуального статуса следователя как теоретическая категория так и правовое явление социальной действительности.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе этого исследования использовались общенаучные и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Работа состоит из следующих основных частей: введения, главы 1 «Следователь, как участник уголовного процесса», в которой будут рассмотрены вопросы о процессуальном положении и полномочиях следователя. Главы II, в которой будут раскрыты основные аспекты взаимодействия следователя с иными участниками уголовного процесса, заключения и списка использованных источников.
В Работе использованы работы таких ученых – процессуалистов, как И.В.Александров, Е.Д. Болташев, Шимановский В.В , В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко и других.
Нормативную базу составили такие нормативные акты как: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования правового статуса следователя в уголовном процессе. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Глава 1.
Следователь как
участник уголовного
процесса
§1. Понятие и процессуальное положение следователя
Следователь –это должностное лицо, которое уполномочено осуществлять предварительное расследование уголовных дел ввиде предварительного следствия. Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения. Но это не означает, что следователь должен изобличать лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е. способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.
В настоящее время, следователями могут быть должностные лица, состоящие на государственной службе в Следственном комитете при Прокуратуре РФ, органах Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ. К ведению этих органов отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в УПК РФ условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Все следователи
пользуются при расследовании преступлений
равными процессуальными
Для решения задач и вопросов , которые должны решаться в ходе предварительного расследования дел, следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия :
– возбуждать уголовные дела;
– принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности;
– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда необходимо получение судебного решения
– давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, об исполнении постановлений и производстве иных процессуальных действий;
– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.2
При производстве предварительного следствия, следователь процессуально самостоятелен. Это проявляется не только в том, что он может сам направлять ход расследования, но и в том, что ему дано право при определенных в законе обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) о передаче уголовного дела другому следователю.
Для решения возложенных на следователя задач (раскрыть преступление, изобличить виновного, не допустить привлечения в качестве обвиняемого невиновного и др.) следователь наделен значительными властными полномочиями:
– по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших и других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение других предусмотренных законом действий);
– по принятию решений, например, о привлечении в качестве обвиняемого, о признании потерпевшим, об окончании предварительного следствия (как правило, следователь составляет обвинительное заключение или прекращает уголовное дело).
Процессуальная самостоятельность следователя – это положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного разрешения) и несет всю ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года обладает руководитель следственного органа путем дачи ему письменных указаний, заявлений о производстве следствия. В это же время следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, а также при этом высказывать свои возражения.3
Следователь осуществляет
государственно-правовую функцию расследования
преступлений. Для ее понимания, осуществления
и совершенствования важно
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает необходимые гарантии законности а также обоснованности принимаемых следователем процессуальных решений. К этим гарантиям относятся закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, язык, на котором проводится предварительное расследование и другие.
В юридической литературе высказаны суждения об отнесении к основополагающим руководящим началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельности следователя. Тем самым и подчеркивается определенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законности и улучшения всей следственной работы.
Принципы уголовного процесса – вытекающие из природы Российского государства, теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятельность на достижение задач и целей, поставленных государством перед уголовным судопроизводством в целом и стадии предварительного расследования в частности. 5
Все эти принципы составляют единую систему, ибо в своем осуществлении взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такая взаимосвязь проявится в любом действии, при вынесении любого процессуального решения следователя. Каждый принцип , вместе с тем условие обеспечивает эффективность других принципов, а также всего процесса в целом.
Принцип процессуальной самостоятельности следователя представляет собой реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает ему возможность в пределах установленной законодательством компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.6