Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют координальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное реше
Введение…………………………………………………………………….……..3 Следователь как участник процесса………………………………………….....5
§1. Понятия и процессуальное положение следователя…………………5
§2.Полномочия следователя………………………………………………18
Глава 2. Взаимодействия следователя с иными с иными участниками
процесса…………………………………………………………………21
§1. Ведомственный контроль за деятельностью следователя………..…21
§2.Прокурорский надзор за деятельностью следователя……………...22
§3. Судебный контроль за деятельностью следователя…………...……24
§4. Взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании
уголовных дел…………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….………32
Список литературы………………………………………………………………34
Было отмечено, что норма о самостоятельности следователя на практике не реализуется, так как для следователей руководители следственных органов являются непосредственными руководителеми, от решения которых зависят многие служебные вопросы.
Несомненно, что
ограничения самостоятельности
следователя приводят и к недостаткам
в расследовании уголовных дел,
обеспечении прав участников процесса.
B. C. Шадрин в недостаточной процессуальной
самостоятельности видит одну из
причин незаконного и необоснованного
привлечения граждан к
В. П. Божьев и А. И. Трусов отмечают, следователем можно считать такое лицо, которому «... достаточно надежно гарантированы процессуальная самостоятельность, независимость и подчинение только закону... ».17
Аналогичная точка зрения высказывалась и иными авторами. Вышеизложенные взгляды, анализ научной литературы и изучение мнения практических работников18 показали, что большинство считают определённую действующим законом процессуальную самостоятельность следователя недостаточной.
Несмотря на стремления укрепить и закрепить правовое положение следователя и придать данной процессуальной фигуре истинную самостоятельность, она оказалась значительна урезана.
По действующему
процессуальному
Несмотря на передачу от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы человека и гражданина, прокурорский надзор за деятельностью следователя не только сохранен, но и расширен. Следователь обязан согласовывать с руководителем следственного органа все решения о возбуждении ходатайства о проведении следственных мероприятий перед судом.
Прокурор вправе участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб, отменять незаконные и необоснованные постановления, продлевать срок предварительного расследования, утверждать обвинительное заключение, возвращать уголовное дело на дополнительное расследование. Как мы видим перечень действий следователя, на которые требуется согласие прокурора, значителен. По Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР 1960 года не требовалось согласие прокурора на возбуждение уголовного дела, и ряд других решений следователя. Тем не менее, предложений сузить круг процессуальных действий, принимаемых с согласия прокурора, в период его действия высказывалось достаточно много]B. C. Шадрин считает, что зависимость следователя от прокурора при осуществлении им своих действий и решений выходит далеко за пределы исключений, когда законом предусмотрено получение санкции, «хотя расследование ведёт следователь, прокурор имеет все возможности в любой момент вмешаться в него и побудить следователя к правильной, с его точки зрения, корректировке хода и результатов расследования в порядке осуществления надзора за исполнением следователем требований закона».20
При столь значительном
расширении форм судебного контроля
на предварительном следствии
При рассмотрении данной проблемы заслуживает интерес мнение И. Л. Петрухина. Он считает, что нет надобности в том, чтобы одни и те же контрольные функции выполняли различные органами. В связи с этим он предлагает, чтобы при обращении в суд следственный орган ставил в известность прокурора и при отсутствии возражений передавал материалы в суд, где сам обосновывал бы необходимость проведения следственного действия. При этом прокурор оставляет за собой право участвовать в суде, если его участие будет способствовать принятию законного и обоснованного решения. Данный вариант представляется вполне приемлемым, тем более в связи с расширением сферы судебного обжалования действий любого органа государственной власти, права граждан в случае возможных нарушений будут восстановлены.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ наделил обширными
УПК РФ наделил следователя одним из основных процессуальных полномочий – правом на возбуждение уголовного дела. Следователь несет ответственность за законность возбуждения уголовного дела и соответственно за дальнейший результат расследования.21
Уголовно-процессуальный кодекс РФ указывает на обязательность для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требований, поручений и запросов следователя, но при этом не предусматривает последствий их неисполнения и ответственности. «Нет ответственности за неявку к следователю без уважительных причин, за нарушение порядка во время проведения следственных действий, отказ в предоставлении информации, документов, выделении специалистов и т. д. Подобные действия должны наказываться в административном порядке, причём далеко не символическим штрафом» –пишет О. Темираев. Новый кодекс ограничил право следователя на внесение представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Если раньше следователь мог внести его на любом этапе расследования, то теперь только при окончании предварительного расследования. При этом закон обязывает рассмотреть представление не позднее одного месяца со дня его вынесения с обязательным уведомлением о принятых мерах.
Обеспечение процессуальной
самостоятельности следователя
имеет огромное значение при выполнении
задач предварительного следствия.
Представление
Процессуальную
самостоятельность следователя, также
и его независимость необходимо
отнести к принципам уголовного
судопроизводства. Хотя самостоятельность
следователя и реализуется
Поэтому, если на
данном этапе не будут обеспечены
гарантии деятельности следователя, то
это приведёт к дальнейшему обезличиванию
этой процессуальной фигуры, снижению
престижа этой профессии и утрате
профессиональной, действенной
категории юристов.
§2. Полномочия следователя
Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.
Следователь занимает
специфичное положение в
Неразрывная связь
процессуальных прав и обязанностей
- характерная особенность
Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, должен осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма.
Следователь также обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).
С этой целью
следователь вправе по находящимся
в его производстве делам вызывать
любое лицо для допроса или
дачи заключения в качестве эксперта,
производить осмотры, обыски и другие,
предусмотренные законом
Следователь вправе
прекратить уголовное преследование
своим постановлением при наличии
обстоятельств, предусмотренных ст.ст.
24 - 28 Уголовно-процессуального