Процессуальное положение следователя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:51, реферат

Описание работы

Происходящие в стране экономические и социальные изменения привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскры

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 75.22 Кб (Скачать)

Введение 

 

 

 

Происходящие в стране экономические и социальные изменения  привели к резкому увеличению количества преступлений, техническому вооружению преступников, изощренным способам совершения преступлений. Современное  состояние преступности, ее постоянный рост и изменение качественных характеристик, прежде всего, повышение организованности – требуют кардинальных изменений в работе правоохранительных органов, в первую очередь, в деятельности следователей. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д..

 

Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.

 

Раскрытие и расследование  преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости  и оперативности, инициативы и самоотверженности  во многом зависит исход дела.

 

Отдельные стороны проблемы процессуального статуса следователя  неоднократно рассматривались в  правовой науке. В работе, в частности, используются работы таких ученых в  сфере уголовно-процессуального  и других отраслей права, как , и ряда других авторов, комментарии уголовно-процессуального законодательства, учебники уголовно-процессуального права.

 

Целью представленной работы выступает комплексный анализ проблем  процессуального статуса следователя, проведенный по следующим направления:

 

-  всесторонний анализ  правовых актов, действующих в  Российской Федерации как источников  процессуального статуса следователя;

 

-  рассмотрение проблем  применения правовых норм, регулирующих  процессуальный статус следователя.

 

В рамках данных направлений  предполагается решить следующие задачи:

 

-  выявить тенденции  развития норм, регулирующих процессуальный  статус следователя;

 

-  рассмотрение проблем  процессуального статуса следователя,  таких как процессуальная самостоятельность  следователя. 

 

Объектом научного анализа  настоящей работы являются проблемы

 

процессуального статуса  следователя как теоретическая  категория и как правовое явление  социальной действительности.

 

Методологической основой  исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

 

Работа состоит из следующих  основных частей: введения, главы 1 «Следователь, как участник уголовного процесса», в кторой будут рассмотрены вопросы о процессуальном положении и полномочиях следователя. Главы II, в которой будут раскрыты основные аспекты взаимодействия следователя с иными участниками уголовного процесса, заключения и списка использованных источников.

 

В Работе использованы работы таких ученых – процессуалистов, как И.В.Александров, Е.Д. Болташев, В.П. Божьев, Т.В. Моисеевой, А.М. Ларина, Н.Ф.Фатальниковой, А.В. Гриненко и др.

 

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования  правового статуса следователя  в уголовном процессе. Судебная практика представлена решениями федеральных  судов.

 

Глава 1. Следователь как  участник уголовного процесса

 

 

§1. Понятие и процессуальное положение следователя

 

Следователь – должностное  лицо, уполномоченное осуществлять предварительное  расследование уголовных дел  в форме предварительного следствия. Этот участник уголовного судопроизводства отнесен к числу участников со стороны обвинения. Но это не означает, что он во что бы то ни стало должен изобличать лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Закон требует от него, чтобы он, осуществляя доказывание, устанавливал также обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемого, исключающие преступность и наказуемость его деяния, а также влекущие за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания, т.е. способствовал всестороннему, полному и объективному разрешению уголовного дела.

 

В наши дни следователями  могут быть должностные лица, состоящие  на государственной службе в Следственном комитете при Прокуратуре РФ, органах  Министерства внутренних дел, Федеральной  службы безопасности и Федеральной  службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К их ведению отнесено расследование большинства уголовных дел о преступлениях, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и опасностью. При определенных в УПК РФ условиях они вправе осуществлять предварительное расследование и в форме дознания (п.7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

 

Все следователи пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами  и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Уже давно у нас в стране обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, который объединил бы «под одной крышей» всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности, однако, первые шаги к этому уже сделаны - Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ»[1] в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет, который, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ», состоит из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.

 

Для решения задач, которые  должны решаться в ходе предварительного расследования дел, следователям предоставлены  сравнительно широкие процессуальные полномочия :

 

– возбуждать уголовные  дела;

 

– принимать их к своему производству или передавать прокурору  для направления по подследственности;

 

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения  о производстве следственных и иных процессуальных действий (кроме случаев, когда необходимо получение судебного  решения

 

– давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных  следственных действий, оперативно-розыскных  мероприятий, об исполнении постановлений  и производстве иных процессуальных действий;

 

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.[2]

 

При производстве предварительного следствия следователь процессуально  самостоятелен. Это проявляется  не только в том, что он может сам  направлять ход расследования, но и  в том, что ему дано право при  определенных в законе обстоятельствах  не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе сделать это, если не согласен с указанием или решением прокурора: а) о привлечении лица в качестве обвиняемого; б) о квалификации преступления; в) об объеме обвинения; г) о передаче уголовного дела другому следователю.

 

Для решения возложенных  на него задач (раскрыть преступление, изобличить виновного, не допустить  привлечения в качестве обвиняемого  невиновного и др.) следователь наделен значительными властными полномочиями:

 

– по собиранию доказательств (вызов и допрос свидетелей, потерпевших  и других лиц, назначение экспертизы, производство обысков, выемок, осмотров, совершение других предусмотренных  законом действий);

 

– по принятию решений, например, о привлечении в качестве обвиняемого, о признании потерпевшим, об окончании  предварительного следствия (как правило, следователь составляет обвинительное  заключение или прекращает уголовное дело).

 

Процессуальная самостоятельность  следователя – положение уголовно-процессуального  законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает  все решения о направлении  следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда  законом предусмотрено получение  судебного разрешения) и несет  полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя с 2007 года обладает руководитель следственного  органа путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то же время следователю предоставлено  право отстаивать свое мнение об основных решениях, принимаемых по делу, и при этом высказывать свои возражения.[3]

 

Следователь осуществляет государственно-правовую функцию расследования преступлений. Для ее понимания, осуществления  и совершенствования важно исследование сущности принципа процессуальной самостоятельности  следователя как субъекта расследования. Следователь является основным субъектом  расследования потому, что он самостоятельно производит основное количество следственных и иных процессуальных действий.[4]

 

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает необходимые гарантии законности и обоснованности принимаемых  следователем процессуальных решений. К таким гарантиям относятся закрепленные в действующих нормах принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности, обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, язык, на котором ведется предварительное расследование и другие.

 

В юридической литературе высказаны суждения об отнесении  к основополагающим руководящим  началам, имеющий нормативно-правовой характер в уголовном судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельности  следователя. Тем самым подчеркивается определенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законности и улучшения всей следственной работы.

 

Принципы уголовного процесса – это вытекающие из природы Российского  государства, теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, которые выражают демократическую и гуманистическую  сущность уголовного процесса, определяют построение всех его процессуальных форм, стадий и институтов и направляют уголовно-процессуальную деятельность на достижение задач и целей, поставленных государством перед уголовным судопроизводством  в целом и стадии предварительного расследования в частности.[5]

 

Все они составляют единую систему, ибо в своем осуществлении  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется  в любом действии, при вынесении  любого процессуального решения  следователя. Каждый принцип есть вместе с тем условие обеспечения  эффективности других принципов  и всего процесса в целом.

 

Принцип процессуальной самостоятельности  следователя представляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальных решений следователя, поскольку дает ему возможность  в пределах установленной законодательством  компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы и суждения на основе проверенных достоверных  доказательств. Презюмируется при этом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и кто лично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не может оценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные и верные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.[6]

 

Это – одна из важнейших  сторон рассматриваемой проблемы.

 

Необходимо, далее, учитывать, что положение о процессуальной самостоятельности следователя  относится к принципам так  же, как применительно к судебной деятельности к ним относится  независимость судей, присяжных  заседателей и подчинение их только закону; оба они выражают одинаковую сущность процессуальной деятельности ее участников – государственных  органов.

 

Недостаточно четкой представляется в связи с этим трактовка процессуальной самостоятельности следователя  не как принципа уголовного процесса, а лишь как условия осуществления  независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону или как положения, ограждающего внутреннее убеждение следователя.[7] Несомненна, конечно, связь между  указанными принципами, так же как  их самостоятельное значение; термины «независимость» и «самостоятельность» могут в данном случае рассматриваться как синонимы при определении сущности процессуальной деятельности следователей и судей. Конечно, процессуальная самостоятельность и независимость следователя и независимость судей – понятия отнюдь не тождественные.[8] Если следственная деятельность осуществляется под постоянным контролем руководителя следственного органа и надзором прокурора, которые вправе давать следователю обязательные письменные указания по расследуемому им делу, то судьям такого рода указания по расследуемому им делу никто давать не может. Сущность процессуальной деятельности, в основе которой лежат принципы процессуальной самостоятельности участников процесса –государственных органов неизменна, но условия их осуществления различны.

Информация о работе Процессуальное положение следователя