Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3

1.Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры…………………………………………………………………


5

1.1.Понятие и место прокуратуры в системе государственных органов…
5

1.2. Правовые основы организации системы органов прокуратуры…….
8

1.3. Система принципов организации и деятельности прокуратуры…….
10

2.Основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры………………………………………………………………….


13

2.1. Принцип законности ……………………………………………………
13

2.2. Принцип независимости органов прокуратуры………………………
15

2.3. Принципы централизма и единства прокурорского надзора……….
18

2.4. Принцип единоначалия…………………………………………………
21

2.5. Принцип гласности……………………………………………………..
22

3.Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры…………………………………………………………………


26

3.1. Зональный принцип…………………………………………………….
26

3.2. Предметный принцип…………………………………………………..
28

Заключение……………………………………………………………………
32

Список использованной литературы……………………………………….
33

Работа содержит 1 файл

Принципы организации и деятельности прокуратуры.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на решении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры в целом. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

В соответствии с установленным распределением обязанностей прокуроры отделов обобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов об исполнении законов, анализируют соответствующие материалы (доклады, представления, протесты, обзоры, методические письма, решения коллегии и т.д.), участвуют в подготовке заданий и документов о реализации результатов обобщений, замечаний на проекты нормативных актов, подготав­ливают материалы для рассмотрения на коллегии, координа­ционном совещании правоохранительных органов. Эти прокуро­ры разрабатывают и вносят предложения по совершенствова­нию организации и осуществления прокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности правоохранительных органов, взаимодействия с другими государственными органами, общественными организациями и т.д.[24]

В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

Независимо от того, как организуется работа в структур­ном подразделении — при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, — неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

Обычно имеется круг вопросов, выделение которых в ка­честве «предметов ведения» во всех оперативных подразделе­ниях является обязательным для комплексного проведения анализов состояния законности и осуществления прокурорского надзора, практики расследования преступлений, координации деятельности правоохранительных органов, планирования работы; направления заданий нижестоящим прокурорам; контроля исполнения.

По закрепленным за соответствующими прокурорами вопросам регулярно, по мере необходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделений осуществляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратуры от горрайпрокуратур и других органов.

При подведении итогов работы за определенный период (квартал, полугодие, год) в том или ином отделе (управлении), при заслушивании отчетов горрайпрокуроров или их помощников и следователей полезно практиковать взаимное участие соответствующих зональных прокуроров других подразделений в целях оперативного получения информации о положении дел и принимаемых мерах.

По каждому выделенному вопросу прокурором области определяется головное подразделение, которое несет ответственность за организацию взаимодействия в целом по аппарату. Руководство всей организационной работой в аппарате по каждому выделенному вопросу возлагается на прокурора области или одного из его заместителей, курирующего работу головного подразделения. Взаимодействие сотрудников различных подразделений по выделенным вопросам осуществляется в соответствии с утвержденной приказом (указанием) соответствующего прокурора схемой. В ней перечисляются предметы ведения, имеющие сквозной для всего органа прокуратуры характер, указываются оперативные подразделения (в том числе «головное»), руководитель прокуратуры, ответственный за организацию взаимодействия по данному предмету ведения в аппарате в целом.

Решение вопроса о распределении обязанностей в структурном подразделении органа прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляется письменным распоряжением соответствующего начальника подразделения.

В распоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон и приоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объекты соответствующего (областного, краевого, республиканского) уровня, надзор за исполнением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Эти вопросы находят отражение и в положениях о структурных подразделениях органов прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных.

Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.

Принципы не следует смешивать с условиями и порядком выполнения прокурорами своих функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный характер. Закрепленные в законах принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечат деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции РФ и других законов государства.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Байкин И.М. Статус прокуратуры и законодательная ветвь власти / И.М. Байкин // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - N 12. – С. 15-16.

2.                  Бессарабов В.Г, Конах Е. Роль прокуратуры в правозащитной деятельности государства / В. Бессарабов, Е. Конах // Уголовное право. – 2008. – № 1. – С. 33-35.

3.                  Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы / С.Г. Бывальцева // Конституционное и муниципальное право.- 2011.- N 5.- С. 41.

4.                  Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны/ А.Ю. Гулягин // Журнал российского права. – 2011.- N 7.- С. 32-35.

5.                  Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – 448 с.

6.                  Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Гос. Власть и местное самоуправление. – 2004. – № 1. – С. 9-11.

7.                  Конституция Российской Федерации.  Принята  всенародным референдумом 12.12.1993г. Официальный текст. - М.: Проспект, 2006.

8.                  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ – По сост. на 22 августа 2009.// СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 4.

9.                  Победкин А.В., Яшин В.Н.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» / А.В. Победкин, В.Н. Яшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

10.             Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"// СПС Консультант Плюс

11.             Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 апреля 2008 г. N 67 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс

12.             Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"// СПС Консультант Плюс

13.             Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум/Под ред. проф. Винокурова Ю.Е. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН»,2008. – 697с.

14.             Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: Издательство НОРМА, 2009. – 741с.

15.             Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон  от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. – По сост. на  27 июля 2009// Собрание законодательства РФ. – 1996. - №22. – Ст. 289.

16.             Указ Президента РФ от 04.01.2009г. N 22 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации"// СПС Консультант Плюс.

17.             Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российский  Федерации». -  По сост. на 17.07.2009// СЗ РФ. -  1992.  - N 47. -  Ст. 4472.; 2009 . -№ 45. – Ст. 2587

18.             Шобухин В.Ю.Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений / В.Ю. Шобухин В.Ю.// Налоги" (газета).- 2008.-  N 12.- С. 11-14.

19.             Шобухин В.Ю.Прокурорское право - отрасль российского права/ В.Ю. Шобухин В.Ю.// Законность.- 2009.- N 7.- С. 25-26.

 

 

 

32

 



[1] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – С. 128

 

[2] Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей / А.Б. Елизаров // Государственная  власть и местное самоуправление. – 2004. – № 1. – С. 9.

 

[3] Байкин И.М. Статус прокуратуры и законодательная ветвь власти / И.М. Байкин // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - N 12. – С. 16.

[4] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – С. 75

 

[5] Бывальцева С.Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы / С.Г. Бывальцева // Конституционное и муниципальное право.- 2011.- N 5.- С. 41.

 

[6] Гулягин А.Ю. Прокуратура как государственно-правовой институт и ее положение в системе правоохраны/ А.Ю. Гулягин // Журнал российского права. – 2011.- N 7.- С. 32.

[7] Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российский  Федерации». -  По сост. на 17.07.2009// СЗ РФ. -  1992.  - N 47. -  Ст. 4472.; 2009 . -№ 45. – Ст. 2587

 

[8] Шобухин В.Ю.Прокурорское право - отрасль российского права/ В.Ю. Шобухин В.Ю.// Законность.- 2009.- N 7.- С. 25.

 

[9] Шобухин В.Ю.Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений / В.Ю. Шобухин В.Ю.// Налоги" (газета).- 2008.-  N 12.- С. 11.

 

[10] Конституция Российской Федерации.  Принята  всенародным референдумом 12.12.1993г. Официальный текст. - М.: Проспект, 2006.

 

[11] Бессарабов В.Г, Конах Е. Роль прокуратуры в правозащитной деятельности государства / В. Бессарабов, Е. Конах // Уголовное право. – 2008. – № 1. – С. 33.

 

[12] Победкин А.В., Яшин В.Н.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» / А.В. Победкин, В.Н. Яшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

 

[13] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2008. – С. 69

 

[14] Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: Издательство НОРМА, 2009. – С. 92

 

[15] Шобухин В.Ю.Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений / В.Ю. Шобухин В.Ю.// Налоги" (газета).- 2008.-  N 12.- С. 12.

[16] Там же

[17] Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум/Под ред. проф. Винокурова Ю.Е.  – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН»,2008. – С. 122

 

[18] Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум/Под ред. проф. Винокурова Ю.Е.  – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН»,2008. – С. 127

 

[19] Победкин А.В., Яшин В.Н.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» / А.В. Победкин, В.Н. Яшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

 

[20] Шобухин В.Ю.Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений / В.Ю. Шобухин В.Ю.// Налоги" (газета).- 2008.-  N 12.- С. 14.

[21] Там же

[22] Шобухин В.Ю.Прокурорское право - отрасль российского права/ В.Ю. Шобухин В.Ю.// Законность.- 2009.- N 7.- С. 26.

 

[23] Победкин А.В., Яшин В.Н.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический комментарий к ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» / А.В. Победкин, В.Н. Яшин // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.

 

[24] Приказ Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"// СПС Консультант Плюс

 


Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры