Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:22, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. Стремление к демократическим преобразованиям государственного и общественного строя в России в 90-х годах XX века послужили предпосылкой для принятия целого ряда новых нормативных актов. Провозглашение в Конституции РФ в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а обязанности государства – их признание, соблюдение и защиту, предопределили характер новых нормативных актов и изменения ранее действовавших. В них проявилось стремление публичной власти к созданию оптимального соотношения интересов государства и личности.
На
правах рукописи
Дядченко
Александр Александрович
Правовое
положение начальника
органа дознания в российском
уголовном судопроизводстве:
теория и практика
Специальность
12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика
и судебная экспертиза; оперативно-розыскная
деятельность
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата
юридических наук
Москва
2009
Работа
выполнена на кафедре уголовно-
Научный руководитель – кандидат юридических наук, доцент
Качалов
Виктор Иванович
Официальные оппоненты – доктор юридических наук, профессор
Ведущая
организация – Воронежский государственный
университет
Защита
диссертации состоится 26 мая 2009 года
в 16 часов на заседании диссертационного
совета Д 170.003.01 при ГОУ ВПО «Российская
академия правосудия» по адресу: 117418, г.
Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69 «а»,
ауд. 910
С диссертацией
можно ознакомиться в библиотеке
Российской академии правосудия.
Автореферат
разослан « » апреля 2009 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор
юридических наук, профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Стремление к демократическим преобразованиям государственного и общественного строя в России в 90-х годах XX века послужили предпосылкой для принятия целого ряда новых нормативных актов. Провозглашение в Конституции РФ в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а обязанности государства – их признание, соблюдение и защиту, предопределили характер новых нормативных актов и изменения ранее действовавших. В них проявилось стремление публичной власти к созданию оптимального соотношения интересов государства и личности.
Не стало исключением и уголовно-процессуальное законодательство. Принятие УПК РФ изменило процессуальную регламентацию многих участников уголовного судопроизводства, но вместе с тем их процессуальный статус не обрел, на наш взгляд, достаточной определенности, что явилось следствием последующих изменений в российском уголовно-процессуальном законодательстве.
Уделив повышенное внимание процессуальной регламентации полномочий суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого и подсудимого, законодатель не предпринял тех же мер в отношении уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания. Несмотря на введение в число самостоятельных участников уголовного судопроизводства начальника подразделения дознания1, процессуальная фигура начальника органа дознания не была устранена законодателем, что явилось следствием споров о соотношении полномочий данных должностных лиц и вызвало затруднения в правоприменительной деятельности.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство наделяет начальника органа дознания некоторыми процессуальными полномочиями, но в то же время недостаточно четко определяет должностных лиц, правомочных на их осуществление.
Несмотря
на наличие значительного
Исследование проблем процессуальной деятельности начальника органа дознания в системе органов внутренних дел объясняется тем, что именно в органах внутренних дел выполняется значительный объем уголовно-процессуальной деятельности. Об этом свидетельствуют статистические данные, показывающие значительный рост нагрузки по количеству расследуемых уголовных дел дознавателями ОВД. Так, по сравнению с 2006 годом, когда данный показатель составлял 18,8 уголовных дел на одного дознавателя, в 2007 году он составил уже 30,3 уголовных дела. На наш, взгляд, именно этим обусловлено внимание ученых-процессуалистов и практических работников к проблемам уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в системе органов внутренних дел, связанные с осмыслением, как самой деятельности, так и регламентацией правового статуса ее участников.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает выбор темы диссертационного исследования и свидетельствует о ее актуальности.
Степень
разработанности
темы исследования. Различные аспекты
процессуальной деятельности органов
дознания привлекали
внимание многих ученых-процессуалистов
на всех этапах развития российского законодательства.
На рубеже XIX-XX веков ощутимый вклад в
исследование деятельности органов дознания
внесли И. Я. Гурлянд, В. Давыдов, В. И. Громов,
С. А. Гисси, И. Я. Фойницкий; в советский
период – Ю. Н. Белозеров, В.П. Божьев, Л.
Д. Кокорев, З.Ф. Коврига, И. И. Мельников,
А.А. Петуховский, В.М. Савицкий, М.С. Строгович,
А.А. Чувилев, З. Д. Смитиенко, Р. Д. Рахунов,
В. А. Похмелкин, Н. Е. Павлов, В. М. Быков,
С. В. Болотин; на современном этапе – Б.
Я. Гаврилов, С. И. Гирько, О. А. Зайцев, В.
Н. Григорьев, Н. А. Власова, А.Н. Шевчук,
Г.И. Загорский, В.И. Качалов, В. А. Михайлов,
А.С Есина, Е. Н. Арестова, Г. И. Седова, Г.
Д. Луковников, Ю. А. Гончан и многие другие.
Проблемы
процессуальной регламентации деятельности
органов дознания нашли свое отражение
в диссертационных
Однако
подавляющее большинство
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе досудебной части уголовного судопроизводства в связи с процессуальной деятельностью начальника органа дознания, направленной на решение задач уголовного судопроизводства, имеющиеся в ней недостатки, пути и способы их устранения.
Предметом исследования выступают нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие процессуальную деятельность начальника органа дознания и определяющие его роль в решении задач уголовного судопроизводства на досудебных стадиях.
Цель диссертационного исследования – комплексный анализ правового положения начальника органа дознания, выявление механизма его оптимального взаимодействия с участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а также особенностей реализации им отдельных процессуальных полномочий.
Поставленная
цель предопределила задачи
исследования:
- исследование сущности и содержания
правового положения начальника органа
дознания;
- определение круга должностных лиц, наделенных процессуальными полномочиями начальника органа дознания;
- анализ исторической ретроспективы становления и развития правового положения начальника органа дознания в российском законодательстве;
-
изучение процессуальных
- выявление форм и способов взаимодействия начальника органа дознания со следственным органом и прокурором;
-
разработка предложений по
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, моделирование и методы эмпирических исследований. Одним из ведущих принципов, положенных в основу проводимого исследования, является комплексный подход к рассмотрению его объекта, который стал возможен в результате использования социологического, сравнительно-правового, исторического, нормативно-ценностного методов. В работе использованы современные достижения правовой науки в области общей теории права, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права, криминалистики, социологии, теории оперативно-розыскной деятельности, общей статистики. Это в значительной мере позволило обеспечить системное, многоаспектное изучение темы.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате обобщения автором 245 уголовных дел, расследуемых органами дознания и предварительного следствия Центрально-Черноземного региона в 2001-2007 году. Автором использовались статистические материалы, накопленные в органах внутренних дел России, и личный опыт работы в отделении дознания Советского РОВД ГУВД Воронежской области, а также в подразделении дознания при Мобильном отряде по охране объектов нефтегазового комплекса Чеченской Республики.
По ряду актуальных и спорных вопросов темы был проведен опрос практических и научных работников. С помощью анкетирования были выявлены мнения 120 судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, научных сотрудников и преподавателей юридических вузов, работающих в Воронежской, Липецкой, Курской областях. Данные анкетирования, а также результаты изучения опубликованной и неопубликованной следственной практики нашли отражение в диссертации.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой попытку комплексного исследования уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания в системе органов внутренних дел.
В работе предлагается авторская трактовка таких понятий, как «орган дознания», «правовое положение начальника органа дознания», «уголовно-процессуальный статус», «уголовно-процессуальная форма», «формы взаимодействия», раскрывает их сущность и содержание; предлагается дифференцировать предварительное расследование на три самостоятельные формы: вступительное дознание, дознание и предварительное следствие; представляется ретроспективный анализ уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания; обосновывается необходимость формирования штатных органов дознания путем создания специализированных подразделений дознания в структуре военных гарнизонов.
В соответствии с проведенным исследованием на защиту выносятся следующие основные положения:
1. Понятие и содержание правового положения начальника органа дознания в российском уголовном судопроизводстве нуждается в конкретизации. Автор определяет его как внутриотраслевой правовой статус, представляющий собой совокупность таких взаимосвязанных и неотъемлемых элементов как правосубъектность, функция обвинения и осуществляемые с целью реализации задач уголовного судопроизводства вспомогательные функции, гарантии реализации прав и исполнения обязанностей, а также ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и обязанностей подчиненных сотрудников.
2. Автором отмечается противоречивость смыслового содержания п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, определяющих понятие «органы дознания», в связи с чем, данные правовые нормы требуют уточнения и единообразного толкования.
Понятие «органы дознания» следует определять как государственные учреждения и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в соответствии с УПК РФ производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, возбуждать уголовные дела, проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также осуществлять иные процессуальные полномочия в уголовном судопроизводстве.