Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:18, курсовая работа
Качество познания исследуемых обстоятельств зависит от правильности, своевременности и обоснованности обнаружения доказательственной информации, ее закрепления, оценки и использования. При этом пределы доказывания по делу могут быть достигнуты лишь тогда, когда каждое обстоятельство, входящее в предмет доказывания, подверглось тщательному и всестороннему анализу не только по отдельности, но и в совокупности с другими. В этом проявляется неразрывная связь предмета и пределов доказывания, характеризующих весь процесс познания по уголовному делу.
Цель данной работы - раскрыть и рассмотреть предмет и пределы доказывания.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ
.1 Понятие, содержание и социальное назначение уголовно-процессуального доказывания
.2 Цель уголовно- процессуального доказывания
ГЛАВА 2.ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ
.1 Понятие и структура предмета доказывания
.2 Событие преступления
.3 Виновность лица, совершившего преступление. Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого
.4 Характер и размер вреда, причиненного преступлением. Обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния
.5 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
.6 Обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания
ГЛАВА 3. ПРЕДЕЛ ДОКАЗЫВАНИЯ, СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПРЕДМЕТОМ И ПРЕДЕЛОМ ДОКАЗЫВАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Обстоятельства, смягчающие наказание, установлены ч. I ст. 61 УК РФ. Их перечень не является исчерпывающим, и при производстве по уголовному делу возможно установление и других обстоятельств, которые при назначении наказания должны учитываться в качестве смягчающих. Перечень обстоятельств, отягчающих наказание, приведен в ч. I ст. 63 УК РФ, он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы (п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК). Согласно данному требованию закона в процессе доказывания должно быть установлено лицо, совершившее преступление, его виновность в содеянном преступлении, форма вины и мотивы.
Установление лица, совершившего преступление, предполагает выяснение с достоверностью данных, удостоверяющих его личность: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, места работы и др. При этом подлежат доказыванию и обстоятельства, характеризующие обвиняемого как субъекта совершения конкретного преступления: достижение возраста уголовной ответственности, вменяемость, занятие определенной должности, принадлежность к специальному субъекту и т. п.
Наряду с установлением лица, совершившего преступление, доказыванию подлежат наличие умысла или неосторожности в его действиях, конкретные формы, в которых они реализовались. В случае умышленного совершения преступления доказыванию подлежат мотив и цель преступления, без установления которых невозможно правильно квалифицировать преступление, назначить обвиняемому соразмерную меру наказания.
Мотив преступления включен в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, вне зависимости от того, входит ли он в состав соответствующего преступления или нет.
Закон не указывает цели
преступления среди обстоятельств,
подлежащих доказыванию. В отличие
от мотива цель преступления - это тот
результат, достигнуть которого стремится
лицо, совершающее преступление.
2.3Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого
Пункт 3 ч. 1 ст. 73 УПК Российской Федерации относит сведения, характеризующие личность обвиняемого, к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Их выявление необходимо для разрешения как уголовно-правовых, так и уголовно-процессуальных вопросов, а именно:
) о целесообразности
) о квалификации действий обвиняемого;
) о причинах и условиях, способствовавших преступлению;
) о наличии обстоятельств,
смягчающих или отягчающих
) о виде, размере наказания;
) о выборе места лишения свободы;
) о применении условного осуждения;
) о мере пресечения и т, д.
Так, изучение 500 протоколов заседаний судов первой инстанции Республики Мордовия и вынесенных по их результатам 300 приговоров по уголовным делам показало следующее. В каждом случае рассмотрения этих дел соблюдались требования, установленные в ч. 1 ст. 265 УПК РФ относительно установления личности подсудимого перед его допросом (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, владение языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, место жительства подсудимого, место работы, род занятий, образование, семейное положение, данные о судимости). Однако содержащиеся в этой же норме требования об установлении других данных, касающихся личности подсудимого, т. е. характеризующих его социальный облик до совершения преступления, а также процесс его нравственного формирования, ни в одном изученном нами материале не отражались. Из этого можно сделать вывод, что названные сведения суды не устанавливали и не исследовали, а в целом процедура установления личности подсудимого, да и других допрашиваемых в суде лиц носила формальный характер. Так, по уголовному делу № 1-383/03, рассмотренному Октябрьским районным судом г. Саранска, председательствующий лишь продемонстрировал (взмахом руки) находящимся в зале судебного заседания факт наличия пяти характеристик на подсудимого.
Ни в одном изученном уголовном деле при допросе потерпевших и свидетелей не выяснялись обстоятельства, характеризующие личность подсудимого (черты его характера, сведения об образе жизни и связях подсудимого и другие данные).
По нашему мнению, существует прямая зависимость характера и содержания приговора суда от того, насколько полно суд установил и исследовал характеризующие подсудимого данные. В соответствии с п. 4 ст. 304 УПК РФ по вводной части приговора должны указываться все данные о личности подсудимого, имеющие значение для уголовного дела. В этом плане, как совершенно закономерно указывает А.Б. Сахаров, для решения вопроса об уголовной ответственности «...мало констатировать наличие в действиях виновного признаков состава преступления. Надо знать, что представляет собой сам виновный, почему он совершил данное преступление, насколько оно согласуется или, напротив, расходится со всем поведением, со всем строем данной личности, с его взглядами, тенденциями наклонностями и т. д.».
Невнимательный подход к
изучению личности обвиняемого, подсудимого
на практике приводит к самым разнообразным
негативным ситуациям. Допускаются
неточности в установлении фактической
фамилии, места жительства подсудимого.
Некоторым из них условное наказание
назначается без выяснения
Еще в постановлении Пленума
Верховного Суда РСФСР от 17 сентября
1975 г. «О соблюдении судами Российской
Федерации процессуального
Изучение психологического облика человека, как отмечает С.Л. Рубинштейн, включает в себя три основных вопроса:
) чего хочет человек, к чему он стремится;
) что он может (этот вопрос о дарованиях, способностях человека);
) что он есть (этот вопрос о стержневых особенностях и характере человека).
С учетом данной характеристики следует установить перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого:
. Установочные данные
подсудимого: фамилия, имя,
. Данные об образовании
подсудимого, характере и роде
занятий, месте работы и
. Данные о семейном
положении подсудимого и
. Данные о состоянии
здоровья, о трудоспособности
. Данные о жизни и
деятельности подсудимого в
. Наличие (отсутствие)судимости; срок отбывания наказания в местах лишения свободы; дата освобождения (когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, основание и дата освобождения) .
. Данные о личных качествах
и чертах характера, т. е.
факты, характеризующие его
. Наличие родственных
отношений с кем-либо из
Отсутствие указанных данных в связи с соответствующей недоработкой как органов предварительного расследования, так и суда влечет назначение осужденному по сути несправедливого наказания. В этой связи Верховный Суд РФ справедливо отмечал, что «суды не всегда принимают во внимание конкретные обстоятельства и обстановку, в условиях которой было совершенно преступление, формально подходят к оценке данных о личности виновного...»
В качестве примера можно привести следующий пример из судебной практики, так
судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 20 апреля 2007 года дело по кассационным жалобам осужденного К., адвокатов Николаенко В.С., Ильченко И.В. на приговор Московского городского суда от 15 января 2007 года, которым
На основании ст. 69 ч. 3
УК РФ по совокупности преступлений путем
частичного сложения окончательно назначено
9 лет лишения свободы с
Заслушав доклад судьи Степалина В.П., выступления осужденного К., адвокатов Николаенко В.С., Ильченко И.В. по доводам жалоб, прокурора Лущикову В.С., полагавшую приговор суда оставить без изменения, Судебная коллегия установила: при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда, К. признан виновным в участии в банде, созданной другим лицом в 1991 году, и в преступном сообществе (преступной организации), созданным другими лицами в начале 1994 года, в которое вошла банда в качестве структурного подразделения, в похищении потерпевшего Г. 8 сентября 1997 года в городе Москве.
В кассационных жалобах и дополнениях: осужденный К. указывает о своем несогласии с приговором суда, который, по его мнению, несправедливый, а показания свидетелей Кондратьева, Грибкова, Яковлева, Саморукова являются ложными;
Адвокат Николаенко В.С., в защиту К., не оспаривая обоснованность осуждения, просит смягчить назначенное осужденному наказание, которое, по его мнению, является несправедливым вследствие чрезмерной строгости. Указывает, что суд в приговоре лишь перечислил смягчающие обстоятельства, но не учел надлежащим образом то, что К. совершил преступление впервые, не был активным участником и раскаялся в содеянном, явился с повинной, активно способствовал раскрытию преступления, а также влияния назначенного наказания на осужденного и условия жизни его семьи;
Адвокат Ильченко И.В., в защиту К., оспаривает приговор в части осуждения по ст. 210 ч. 2 УК РФ, полагает, что суд ошибочно квалифицировал по ней действия осужденного. Указывает, что судом точно не установлено, когда произошло создание преступного сообщества, хотя это имеет значение для квалификации, так как ответственность установлена с 1 января 1997 года, а также не учтено, что К. не позднее февраля 1998 года добровольно вышел из преступной группировки, что никто из свидетелей не указал, в чем конкретно заключалась в сообществе роль К., его значимость для сообщества, что он знал структуру сообщества, имел постоянную устойчивую связь с другими соучастниками. Судом установлено, что К. лишь один раз выполнил разовое поручение о перевозке похищенного потерпевшего Г. Просит смягчить осужденному наказание, применить условное осуждение с учетом положительных характеристик, незначительной роли, нахождения на свободе в течение многолетнего периода предварительного следствия.
В возражении на жалобы государственный обвинитель Ремизов А.К. указывает о своем несогласии с ними.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, Судебная коллегия находит, что выводы суда о виновности осужденного К. в совершении инкриминированных ему деяний соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах, которым в приговоре судом дана надлежащая оценка.