Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:28, курсовая работа
Охрана прав и законых интересов граждан и личности является основной
задачей уголовных судопроизводств Российской Федерации. Согласно
Уголовно-процессуальному кодексу РФ уголовное судопроизводство имеет
своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и
организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от
незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав
и свобод ( ч. 1 ст. 6 УПК ).
Введение.
Основная часть.
Глава 1. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела.
Глава 2. Основания отказа в возбуждении уголовного дела.
а) отсутствие в деянии состава преступления
б) 1. отсутствие события преступления
2. истечение сроков давности
в) 1. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением
случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для
реабилитации умершего
2. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может
быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев,
предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ
г) отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного
лица) на привлечение к уголовной ответственности
Заключение.
Список используемой литературы.
Отказ в возбуждении уголовного дела
Введение.
Основная часть.
Глава 1. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела.
Глава 2. Основания отказа в возбуждении уголовного дела.
а) отсутствие в деянии
б) 1. отсутствие события
2. истечение сроков давности
в) 1. смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением
случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для
реабилитации умершего
2. отсутствие заявления
быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев,
предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ
г) отсутствие согласия
лица) на привлечение к уголовной ответственности
Заключение.
Список используемой
Охрана прав и законых интересов граждан и личности является основной
задачей уголовных судопроизводств Российской Федерации. Согласно
Уголовно-процессуальному кодексу РФ уголовное судопроизводство имеет
своим назначением как защиту прав и законных интересов лиц и
организаций, потерпевших от преступлений, так и защиту личности от
незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав
и свобод ( ч. 1 ст. 6 УПК ).
Ранее существовало положение, когда человек пострадавший от
преступления,
должен был сам найти и
представить его перед судом. Потерпевший, опять же сам, должен был
обеспечить доказательствами свой иск.
С развитием общественных отношений изменилась и ситуация.
Преступления становятся все изощреннее и тяжелее. Задержание
преступников и предание их суду становится все более трудным и почти
совсем невозможным, когда преступник скрывается. Когда деяние не сложно
по фабуле, не вызывает затруднений с квалификацией, известны источники
доказательств, известно лицо, совершившее преступление, проблем с
обеспечением доступа к правосудию нет. Более характерна однако иная
ситуация, потерпевший не знает и даже не подозревает, кто совершил
преступление, не имеет доказательств обвинения кого-либо в его
совершении. Зачастую оно совершено тайно, преступник не оставляет
следов, пытается скрыться от правосудия. В таком случае, чтобы
обеспечить доступ к правосудию, потерпевшему необходима специальная
деятельность правоохранительных органов.
Публично-правовая обязанность
правосудию состоит в своевременном возбуждении уголовного дела,
раскрытии преступления, расследовании и справедливом судебном
разбирательстве. Как мы видим доступ к правосудию потерпевшему от
преступления обеспечивается государством на стадии предварительного
расследования уголовного процесса, так как основной объем прав
потерпевшего
и действий государственных
на
этой стадии уголовного
государства на стадии досудебного производства осуществляют
следователь, лицо, производящее дознание и прокурор.
Как уже говорилось выше
тем самым обеспечивают доступ потерпевшего от преступления к
правосудию. Однако следователь, орган дознания или прокурор могут
отказать в возбуждении уголовного дела. Именно об этом и пойдет речь в
данной курсовой работе. Лично я считаю эту тему достаточно
многогранной,
чрезвычайно интересной и
основания
отказа в возбуждении
каждый настоящий или будущий следователь, чтобы категорически
отсутствовали случаи, когда должностные лица (как правило именно
следователи) отказывают в возбуждении уголовного дела, хотя законных
оснований для этого нет, что безусловно блокирует доступ потерпевшего к
правосудию
и ущемляет его
Эти и многие другие вопросы, связанные с отказом в возбуждении
уголовного
дела мы рассмотрим в этой
курсовой работе.
Глава 1. Понятие отказа в возбуждении уголовного дела.
Возбуждение уголовного дела является необходимой, обязательной
частью уголовного судопроизводства. Ни одно уголовное дело не может
миновать эту стадию процесса. Утверждая, что возбуждение уголовного
дела
является самостоятельной
того, что этому первоначальному этапу уголовного судопроизводства
присущи все признаки, характерные для стадии уголовного
процесса.Перед данным этапом уголовного судопроизводства стоят
самостоятельные задачи. Деятельность по возбуждению уголовного дела
осуществляется компетентными лицами, протекает в определенных
условиях и в специфических формах. Завершается этот этап конкретным
решением,
определяющим дальнейшее
Несмотря на кратковременный характер, стадия возбуждения уголовного
дела является важным этапом в уголовно-процессуальной деятельности
органов дознания, следователя, прокурора и суда. Законные и
обоснованные действия и решения в стадии возбуждения уголовного дела
способствуют эффективному выполнению задач уголовного
судопроизводства,
помогают раскрытию
их
совершивших, обеспечению прав
и законных интересов граждан.
образом, стадия возбуждения уголовного дела является существенной
правовой гарантией от необоснованного вовлечения личности в уголовное
судопроизводство.
Однако наряду с возбуждением уголовного дела следователь,
орган дознания или прокурор может отказать в возбуждении уголовного
дела.
Решение об отказе в
в связи с:
- отсутствием оснований возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 148
УПК РФ);
- наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24
УПК РФ).
Данное решение оформляется
Если в течение 10 суток, предоставленных законодателем для того,
чтобы рассмотреть и разрешить заявление (сообщение), невозможно
собрать
достаточные данные о наличии
объективной
стороны состава
оснований к возбуждению уголовного дела. Примером такого основания
может служить следующая ситуация. Г. освободился из мест лишения
свободы и приехал к родителям. Прожив у них неделю, вышел из дома и
ночевать не вернулся. Родители боятся, что их сына убили. Однако в
результате тщательной проверки поступившего от них заявления не
обнаружено данных, свидетельствующих о совершенном в отношении Г.
преступлении. Г. так и не вернулся домой, поэтому нет оснований
отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события
преступления или наличием иного обстоятельства, исключающего
производство по делу. По окончанию 10-дневного срока предварительной
проверки
должно быть вынесено
уголовного дела по ч. 1 ст. 148 УПК РФ, без ссылки на какой-либо пункт
ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Отказ в возбуждении
п. 3 (истечение сроков давности уголовною преследования) и в п. 6
(отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на
привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-5,
9 и 10 ч. 1 ст-448 УПК РФ) ч. 1 ст. 24 УПК РФ, не допускается, если
лицо, по поводу действий (бездействия) которого принимается данное
решение, против этого возражает.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из
трех частей - вводной, описательной и резолютивной. В нем должны быть
указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность,
звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно
вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки
какого
преступления предполагались и
оснований
отказа в возбуждении
РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а
также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об
уведомлении заявителя и о разъяснении ему права обжаловать это
постановление.
Если сведения о преступлении, по которому производилась проверка,