Автор: k*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и значение предварительного расследования;
выявить содержание законодательной базы, лежащей в основе данного правового института уголовно-процессуального права;
рассмотреть формы предварительного расследования;
раскрыть понятие дознания и предварительного следствия.
сделать соответствующие выводы по проделанной работе, выработать конкретные предл
Введение……………………………………….…….…..…..…..………………2-3
Глава 1. Предварительное расследование, как самостоятельная стадия
процесса……………………………………………………………………………..
1.1.Понятие, значение и задачи предварительного расследования………….4-9
1.2 Предварительное следствие. Общая характеристика…………………10-14
1.3 Дознание и его формы…………………………………………………..15-20
Глава 2. Общие условия предварительного расследования....................
2.1 Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных дел………………………………………………………………21-22
2.2 Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов..............................................23-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список литературы…………………………………………………………..29-31
Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Выше указано, что прокурор, получив уже возбужденное уголовное дело, может отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если установит, что оно вынесено незаконно или необоснованно. Сейчас, по мнению Голубева Н.А. «это положение идет в ущерб законным, объективным интересам законопослушных граждан, но на руку лицам, которые пытаются уйти от уголовной ответственности за совершение преступления. Что греха таить, легче договориться с одним прокурором того или иного района, субъекта и т.д., чем с органами дознания или предварительного следствия».[16]
Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК РФ).
В тот же день о принятом решении сообщается заявителю (ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ). О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.
Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе – раскрытие преступления – принятие мер по установлению обстоятельств преступления.[17]
Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
Если
в ходе производства дознания дознавателем
будет установлено наличие
Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Порядок продления срока не определен. То есть, сегодня при проведении дознания необходимо уложиться в отведенные сроки по формуле 20 + 10 (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). В противном случае дознание фактически будет выполнять только неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ) и может утратить свое самостоятельное значение как процессуальная форма расследования. Это объясняется тем, что в УПК РФ нет указания на случай, когда дознание не укладывается в максимальный срок, а поэтому остается только смена формы расследования, что и происходит на практике.[19]
По
завершении расследования дознаватель
составляет обвинительный акт. Обвинительный
акт – процессуальный документ,
в котором формулируется
Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору. Получив уголовное дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность и законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования, определить допустимость собранных доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в УПК РФ.
Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1)
об утверждении обвинительного
акта и о направлении
2)
о возвращении уголовного дела
для производства
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ. В установленных законом случаях прекращение уголовного дела (уголовного преследования) является основанием возникновения права на реабилитацию (ч. 1 ст. 133 УПК РФ);[21]
4)
о направлении уголовного дела
для производства
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 УПК РФ.
В
современном российском обществе существует
определенная вероятность нарушения
прав и свобод граждан в ходе уголовного
судопроизводства ввиду того, что
органы предварительного расследования
наделены существенными полномочиями
по ограничению ряда конституционных
прав и свобод граждан. Поэтому следует
иметь в виду, что Конституция РФ (ст. 46)
гарантирует каждому судебную защиту
его прав и свобод.[22]
2.1 Понятие и значение общих условий предварительного расследования
уголовных
дел.
Общие условия предварительного расследования - это, как следует из
самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного расследования в полном объеме относятся только к предварительному следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.
На стадии предварительного расследования, как и на любой другой
стадии уголовного процесса, реализуются принципы уголовного процесса. Но общие условия предварительного расследования не являются принципами уголовного процесса. Это правила меньшей, чем принципы процессуальной значимости. Они касаются не всего уголовного процесса, а всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования.
Система правил, составляющих общие условия предварительного
расследования, включает в себя:
1. Подследственность.
2. Полномочия следователя. Процессуальная самостоятельность
следователя.
3. Начало, место и сроки производства
предварительного
4. Соединение и выделение уголовных дел.
5. Расследование
уголовных дел группой
6. Профилактическую деятельность органов дознания и предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений.
7. Взаимодействие
следователя с органами
Профессор Б.Т.Безлепкин к общим условиям предварительного
расследования также относит:
1. привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании уголовных дел;
2. обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение для дела;
3. недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
4. применение научно-технических средств в ходе предварительного
расследования;
5. обжалование действий следователя;
6. порядок сношения следователей с соответствующими органами других государств;
7. этические основы и воспитательное воздействие предварительного
следствия.
В литературе высказаны и
Разногласия по поводу
условий предварительного расследования обусловлены различными
представлениями
процессуалистов о соотношении
понятий "принцип уголовного
процесса" и "общее условие предварительного
расследования". Именно поэтому
многие ученые под
общими условиями производства
предварительного расследования понимают
также положения, по
своей сути являющиеся проявлениями
в соответствующих формах деятельности
самих принципов.23
2.2.
Система общих
условий предварительного
расследования и характеристика
их видов.
Общие
условия - это установленные законом
правила, которые выражают характерные
черты предварительного расследования
и определяют наиболее существенные
требования, предъявляемые к порядку
производства следственных действий и
принятию решений. В них заключены правовые
требования, обеспечивающие осуществление
в этой стадии принципов процесса.
Общие условия
образуют определенную систему правовых
правил, к которым относятся следующие:
Правила о подследственности. Закон определяет
круг органов предварительного следствия
и устанавливает обязательность его проведения
по всем делам, за исключением преступлений,
названных в ч. 1 ст. 126 УПК.
Компетенция
органов следствия разграничивается на
основе правил о подследственности, под
которой понимается совокупность установленных
законом признаков уголовного дела, в
соответствии с которыми производство
следствия относится к ведению определенного
органа расследования (ст. 126 УПК). Различаются
следующие виды подследственности: Предметный
(родовой) признак подследственности определяется
характером совершенного преступления,
его квалификацией, в зависимости от чего
разграничивается компетенция между следователями
прокуратуры и органов внутренних дел.
Следователи прокуратуры расследуют дела
об особо опасных государственных и иных
государственных преступлениях, о наиболее
тяжких, преступлениях против личности,
дела о должностных преступлениях, преступлениях
против правосудия, уголовные дела в отношении
прокурорских работников (ч. 3 ст. 126 УПК,
ст. 39 Закона о прокуратуре Российской
Федерации). Следователи органов внутренних
дел расследуют некоторые дела об иных
государственных преступлениях, незаконном
обороте наркотиков, вымогательстве, грабеже,
разбое, умышленных тяжких телесных повреждениях
и др. (ч. 4 ст. 126 УПК). Следователи ФСК расследуют
дела о наиболее опасных преступлениях
(шпионаж, убийства, контрабанда).
Территориальный
(местный) признак подследственности определяется
местом (районом) совершения преступления
(ст. 132 УПК). Однако в целях обеспечения
наиболее быстрого, полного и объективного
расследования оно может проводиться
также по месту обнаружения преступления,
месту нахождения обвиняемого, подозреваемого
или большинства свидетелей.
В силу этого признака
следователи военной прокуратуры расследуют
дела о преступлениях, совершенных военнослужащими,
военнообязанными, лицами, призванными
на сборы, военными строителями, рабочими
и служащими воинских частей и учреждений.
Альтернативный признак
подследственности определяется тем,
что дела о некоторых преступлениях расследуются
тем органом, которым возбуждено уголовное
дело. По делам о мошенничестве, об уклонении
от подачи деклараций о доходах, следствие
производит орган, возбудивший дело.
При необходимости расследования
двух или нескольких связанных между собой
преступлений действует признак подследственности
по связи дел. Так, дела об укрывательстве
и недонесении о преступлениях, заведомо
ложном показании, разглашении данных
предварительного следствия и некоторых
иных преступлениях расследуются тем
органом, к чьей подследственности относится
преступление, в связи с которым возбуждено
данное дело. Следователь, установив, что
дело ему не подследственно, обязан произвести
все неотложные следственные действия
и передать дело прокурору.
При необходимости
производства следственных или розыскных
действий в другом районе следователь
вправе произвести их лично либо поручить
производство этих действий соответствующему
следователю или органу дознания, который
обязан выполнить поручение в срок не
свыше 10 суток(ст.132УПК).
При расследовании преступлений
все решения о направлении следствия,
производстве следственных действий следователь
принимает самостоятельно и несет ответственность
за ход и результаты расследования (ст.
127 УПК).
Процессуальная самостоятельность
следователя обеспечивается тем, что закон
предоставляет ему право не согласиться
с указаниями прокурора, которые касаются
существа расследования, - о привлечении
в качестве обвиняемого, квалификации
преступления, объеме обвинения, направлении
дела в суд или прекращении производства
по делу.24 Во всех этих случаях следователь
может не выполнять указания прокурора
и представить дело со своими возражениями
вышестоящему прокурору, который либо
отменяет эти указания, либо поручает
производство следствия другому следователю.
Процессуальные права следователя проявляются
и в его взаимоотношениях с органами дознания.
Следователь вправе по расследуемым делам
давать органам дознания поручения и указания
о производстве розыскных или следственных
действий (например, о розыске подозреваемого,
его задержании, о розыске похищенного
имущества).
Следователь привлекает
работников органов дознания к участию
в тех или иных действиях (осмотре, обыске,
выемке и др.). Тесное взаимодействие следователя
с органами дознания -необходимое условие
успешного раскрытия и расследования
преступлений, а также их предупреждения.
По общему правилу предварительное следствие
производится одним следователем. По сложным
или большим по объему делам следствие
может производиться несколькими следователями
(бригадный, или групповой, метод следствия).
В таком случае один из них принимает дело
к производству и руководит действиями
других (ст. 129 УПК). Ему принадлежит окончательное
решение по всем наиболее важным вопросам,
возникающим в ходе расследования. От
его имени составляют все важнейшие процессуальные
акты: постановление о привлечении в качестве
обвиняемого, обвинительное заключение.
Это не лишает остальных участников группы
процессуальной самостоятельности: в
отношении каждого из них действует правило,
установленное ч. 2 ст. 127 УПК. Предусмотренные
законом полномочия следователя принадлежат
всем следователям независимо от их ведомственной
принадлежности.
Информация о работе Общие условия предварительного расследования