Нотариат в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата невостребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.

Содержание

Введение


1.Глава 1. История развития нотариата
1.Возникновение нотариата
2.Появление нотариата в России
3.Нотариат в Советской России
2.Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики
1.Понятие нотариата
1.Публично-правовой характер нотариально-правовой деятельности
2.Принципы нотариальной деятельности
3.Задачи нотариата
3.Глава 3. Субъекты нотариальной деятельности
1.Лица, имеющие право совершать нотариальные действия
2.Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой
3.Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия
4.Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия


Список литературы

Работа содержит 1 файл

наториат.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

      В 1924 году союзное законодательство: Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 15 июня 1924 года усыновили единую структуру нотариальных органов, определили порядок назначения и смещения нотариусов губернскими и уездными исполнительными комитетами местных Советов, определили возможность совершения некоторых нотариальных действий народными судами, а также волостными и районными исполкомами. Позднее постановлением ВЦИК и СНК РСФСР “О реорганизации нотариальных органов” от 10 июня 1936 года районные исполкомы были освобождены от совершения нотариальных действий.

      В других союзных республиках нотариальное законодательство развивалось аналогично, но за отсутствием общесоюзных руководящих  начал в нормах права различных  союзных республик не было единства, что вызывало в практике серьёзные трудности. Поэтому 14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР было принято постановление ''Об основных принципах организации государственного нотариата''. Это был первый общесоюзный нормативный акт в области нотариального законодательства. Постановлением от 14 мая 1926 г. устанавливалось, что удостоверение сделок и выполнение иных нотариальных действий производятся государственными нотариальными конторами, действующими в порядке, определённом законодательством союзных республик в соответствии с общесоюзным законом. Отдельные функции государственных нотариальных контор могли законодательством союзных республик возлагаться на народные суды и исполкомы местных Советов. Вознаграждение за труд все сотрудники нотариальных контор могли получать только от государства.

      Период  Великой Отечественной войны  характерен тем, что был введён ряд  правил о совершении нотариальных действий в отношении военнослужащих, облегчавших  порядок их совершения.

      31 декабря 1947 года утверждено новое  Положение о государственном  нотариате РСФСР. Оно содержало правовые нормы об организации и деятельности нотариальных органов и об их отдельных действиях. Руководство нотариальными конторами было возложено на краевые, областные суды, Верховные суды автономных республик и союзных республик в связи с упразднением управлений юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся.

      30 сентября 1965 года было принято  новое Положение о государственном  нотариате РСФСР и 28 января 1966 года утверждена Инструкция о  порядке совершения нотариальных  действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Согласно этим законодательным актам руководство нотариальными конторами возлагалось на управления юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся и министерства юстиции автономных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор, было возложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляло Министерство юстиции СССР и министерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали и освобождали т занимаемой должности старших нотариусов первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях – лица без высшего юридического образования, но имеющие стаж практической работы не менее 3х лет по юридической специальности.

      Некоторые нотариальные действия возлагались  на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов  трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих Советов.

      19 июля 1973 года был принят закон  СССР “О государственном нотариате”. Он содержал нормы о задачах  и организации государственного  нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения  нотариальных действий и о  применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР “О государственном нотариате” от 1 ноября 1974 года.

      Согласно  эти законодательным актам для  совершения нотариальных действий организовывались государственные нотариальные конторы. Руководство государственным нотариатом было возложено на Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов, а также на Министерства юстиции союзных и автономных республик.

      Назначение  на должность старших государственных  нотариусов первых государственных  нотариальных контор производилось  министром юстиции РСФСР, а нижестоящие  нотариусы назначались начальниками отделов юстиции соответствующих  исполкомов.

      Наконец, в начале 1993 года были приняты действующие  ныне Основы законодательства российской Федерации о нотариате. Основная новелла этого закона заключается  в том, что наряду с государственными нотариусами вводятся институт нотариусов, занимающихся частной практикой.

 

  1. Понятие нотариата, его основные характеристики
 
    1. Понятие нотариата

      ''Нотариат  в Российской федерации призван  обеспечивать в соответствии  с конституцией Российской Федерации,  конституциями республик в составе  Российской Федерации,  настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации'' – гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами – нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться   должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации,  а на территории других государств – консулами от имени Российской Федерации.

      Государство гарантирует защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечень прав и свобод человека закрепляется конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Среди них можно выделить те, которые в большей степени связаны с нотариальной деятельностью.

      Статья 19 Конституции Российской Федерации  гарантирует равенство прав и  свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и деятельностного положения, отношения  лица к религии и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным языком, каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения  и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

      В научной литературе существуют различные  точки зрения по поводу понятия “нотариат”. Учебник гражданского процесса под  редакцией М. К. Грушникова3  устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц''. Практически такое же определение содержится  в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. Чесота4: ''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав''.

      Другие  авторы полагают, что нотариат представляет собой систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс5.

      Г. Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом6: ''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством''.

      В региональных законах, в отличие  от федерального акта, который не включает в себя официальное понятие нотариата, предпринимаются попытки нормативно определить понятия нотариата,. Например, ст.2 Закона Республики Карелия “О нотариате” закрепляет, что ''нотариат в Республике Карелия – это система органов и должностных лиц, призванных обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путём правильного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление прав и обязанностей''.

      Многие  уч1ные рассматривают нотариат как ''институт'' предупредительного  (превентивного) правосудия.  Действительно, между  нотариатом и правосудием есть немного  общего. И это общее можно усмотреть в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях.

      Цель  одна и для правосудия, и для  нотариата – это обеспечение  защиты прав граждан и юридических  лиц. Говоря о принципах организации  деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений.  Во-первых, и судья, и нотариус действуют от имени государства, только суд – носитель государственной власти, а нотариус – лишь представитель государства. Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы  и от  государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает президент страны, но отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению. В-третьих, ещё один принцип организации деятельности судьи и нотариуса – объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Что касается полномочий, то суть деятельности правосудия  - это осуществление властных полномочий. Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются. Например, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Также нотариусы совершают исполнительные подписи, обеспечивают доказательства.

      Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что нотариат может сыграть  большую роль в защите прав граждан  без обращения к правосудию и  облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

      В качестве примера, когда нотариусы  способны снизить нагрузку на суды, В. Герасимов приводит установление факта наличия родственных отношений7. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда документа, подтверждающего наличие родственных отношений, наследники представить не могут.  Сейчас в подобном случае нотариус обязан направить стороны в суд, который делает те же запросы, что уже направлялись нотариусом., и и в каждом счёте вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства. Нотариусы вполне могут сами осуществлять эту процедуру, тем более, что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания.

      ''Законодательство  ряда стран континентальной Европы  и Америки допускает включение  в нотариально удостоверенные  соглашения о взаимных обязательствах  сторон положений о возможности  их немедленного исполнения''8. То есть эти соглашения сами по себе являются исполнительными документами и  принудительное исполнение по ним возможно без обращения в суд. А это значительно ускоряет, упрощает и увеличивает защиту прав кредиторов, то есть существенно повышает её эффективность, поскольку разбирательство дела в суде влечёт для кредиторов потери времени и денежных средств.

      Исходя  из сказанного, можно сделать вывод, что использование возможностей нотариата позволило бы освободить суды от рассмотрения лишних дел, уменьшить  огромную нагрузку на них.

      Возможно, одной из причин невостребованности возможностей нотариата является низкая правовая культура, которая проявляется  также и “в стремлении обойти закон  в целях ''экономии'', которая зачастую оборачивается гораздо большими убытками”9. Если бы граждане осознавали целесообразность соблюдения требований законодательства, то это позволило бы в значительной степени стабилизировать гражданский оборот и снизить нагрузку на суды. 
 
 

    1. Публично-правовой характер нотариальной деятельности

      ''Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность действий участников гражданского оборота за счёт их самих, без каких –либо затрат со стороны государства''10

Информация о работе Нотариат в Российской Федерации