Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа
Как известно, на рубеже 1920-х гг. органы ГПУ-ОГПУ имели немалые внесудебные полномочия. Затем, в период НЭПа, эти полномочия были некоторым образом урезаны. Однако после отказа от НЭПа органам госбезопасности вновь стали возвращать внесудебные полномочия, но уже на иной организационно-правовой основе. Так, в 1927 году Президиум ЦИК СССР принял несколько Постановлений, расширяющих полномочия ОГПУ. Одним из них, 4 апреля, судебной коллегией ОГПУ было предоставлено право рассматривать дела о диверсиях, взрывах, поджогах, порче машин.
1. Основные изменения в уголовно-процессуальном праве во второй половине 20-х и 30-х годах XX веке………………………………..……. 1
2. Задача ……………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы …………………………………….. 19
Без участия высшего партийного руководства не решался ни один судебный вопрос, связанный с применением высшей меры наказания. Официально смертные приговоры, вынесенные военными трибуналами округов и местными судами, вступали в законную силу после утверждения их Верховным Судом СССР. На практике решение высшей судебной инстанции зависело от воли ЦК ВКП(б). В одной из записок от 15 ноября 1941 г. Берия докладывал Сталину о существовавшей процедуре утверждения смертных приговоров: "Решения Верховного Суда Союза ССР, по существу, не являются окончательными, так как они рассматриваются Комиссией Политбюро ЦК ВКП(б), которая свое заключение также представляет на утверждение ЦК ВКП(б), и только после этого по делу выносится окончательное решение, которое вновь спускается Верховному Суду, а этим последним направляется для исполнения НКВД СССР".
Приведенные данные красноречиво говорят, что в уголовной политике советского государства 20-30-х годов был сделан крен в сторону ужесточения механизма репрессий. Законно действовавшие судебные структуры были не готовы в достаточно короткие сроки исполнить возложенные на них новые функции. В помощь репрессивно-охранительной системе придали органы внесудебной расправы, деятельность которых регламентировалась исключительно ведомственными директивами и инструкциями, а, следовательно, не была связана какими-либо условностями судебно-следственного процесса. "Двойки", "тройки" и другие разновидности внесудебных структур являлись наиболее действенным инструментом при проведении массовых политических репрессий. В 1937—1938 годах в среднем приходилось 25 % дел на лиц, осужденных судебными органами, и 75 % — на внесудебные органы1.
В уголовном процессе фактически нарушались все нормы судопроизводства, равно как и в проведении досудебного расследования. По этой причине после смерти Сталина были отменены и заново расследованы все вынесенные внесудебными органами и Военной коллегией приговоры, а сами внесудебные органы окончательно запрещены.
2. Задача
Процессуальные нормы, примененные здесь, закреплены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., согласно которому предприсывалось:
* следственным властям – вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком (следствие шло всего 12 дней в отношении 84 человек)
* Обвинительное заключение вручать обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
* Дела слушать без участия сторон.
* Кассационного обжалования, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
* Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора".
Приговор по делам статьи 58 УК принимала «тройка».
Статья 58 УК - "Контрреволюционные
преступления". Она имела 14 пунктов,
по 13 из них предусматривалась высшая
мера наказания - расстрел. Наиболее часто
в 30-е годы обвинения предъявлялись именно
по статье 58: пункту 1 (измена Родине), п.
6 (шпионаж), п. 7 (подрыв государственной
промышленности, транспорта, кооперации),
п. 8 (совершение террористических актов),
п. 10 (контрреволюционная/
Большинство осужденных были приговорены к ВМН, остальные – к 10 годам лишения свободы. В 1937 году это был стандартный приговор «контрреволюционной организации вредителей».
Список использованной литературы
Губжокова Л.А. Расширение внесудебных
полномочий органов государственной безопасности
как характеристика уголовного процесса
по преступлениям против советской власти
в период активного формирования и укрепления
административно-командной системы (1929-1934
гг.) // http://teoria-practica.ru/
Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М.: Издательство обьединения "Мосгорархив", 2002. - 504 с.
Кудрявцев С.В. Роль судебных
и внесудебных органов в проведении репрессий
// http://www.yaroslavl.fsb.ru/
Попова А.В. История государства и права России. М.: 1998
1 Губжокова Л.А. Расширение внесудебных
полномочий органов государственной безопасности
как характеристика уголовного процесса
по преступлениям против советской власти
в период активного формирования и укрепления
административно-командной системы (1929-1934
гг.) // http://teoria-practica.ru/
1 Губжокова Л.А. Расширение внесудебных
полномочий органов государственной безопасности
как характеристика уголовного процесса
по преступлениям против советской власти
в период активного формирования и укрепления
административно-командной системы (1929-1934
гг.) // http://teoria-practica.ru/
1 Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М.: Издательство обьединения "Мосгорархив", 2002. С. 206.
1 Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М.: Издательство обьединения "Мосгорархив", 2002. С. 238.
1 Кудрявцев С.В. Роль судебных
и внесудебных органов в проведении репрессий
// http://www.yaroslavl.fsb.ru/
1 Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. - М.: Издательство обьединения "Мосгорархив", 2002. С. 234.
1 Кудрявцев С.В. Роль судебных
и внесудебных органов в проведении репрессий
// http://www.yaroslavl.fsb.ru/
Информация о работе История уголовного процесса в СССР в 20-30-х