Истоники уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения. Он устанавливает порядок уголовного судопроизводства, единый и обязательный по всем уголовным делам, для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а так же участников уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права.

Содержание

Введение
Понятие и система источников уголовно-процессуального права………………………………………………………………………………4

Нормативные источники уголовно-процессуального права ………………...8

Конституция Российской Федерации…………………………………………..8

Общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры………………………………..9

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации…………………..12

Иные законы по вопросам уголовного процесса……………………………...17

Подзаконные акты………………………………………………………………..20

Роль Постановлений Конституционного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права…. …………………………………………....23


Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая .docx

— 55.43 Кб (Скачать)

    Изложенная выше краткая характеристика  содержания УПК РФ свидетельствует  о том, что он представляет  собой кодифицированный акт, в  котором на основе Конституции  РФ определены общие положения,  относящиеся ко всему судопроизводству, и конкретизирован порядок производства  отдельных действий и принятия  решений как по делу в целом,  так и по отдельным вопросам.

   В целом характеризуя уголовное  судопроизводство по УПК РФ, следует  отметить в нем черты так  называемого смешанного процесса, поскольку в досудебном производстве  главенствующая роль принадлежит  государственным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по проведению следственных и иных процессуальных действий, в том числе и принятию мер процессуального принуждения. Участники процесса со стороны защиты не наделены равными процессуальными правами по собиранию доказательств со стороны обвинения, удовлетворение их ходатайств о проведении следственных действий или участию в них зависит от решения должностных лиц, которые ведут расследование. 
 

Иные  законы по вопросам уголовного процесса.  

   Основная масса вопросов, относящихся к регулированию действий и правовых отношений участников уголовного судопроизводства, разрешена нормами УПК РФ. Новый УПК - это не только основной, но и единственный уголовно-процессуальный закон современной России. Однако к регулированию уголовно-процессуальных отношений относятся некоторые правовые нормы, содержащиеся также в других законах. К ним следует относить:

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК);

Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ»;

Федеральный Конституционный Закон от 23 июня 1999г. «О военных судах РФ»;

Федеральный Конституционный Закон от 27 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ»;

Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г;

Закон РФ от 26 июня 1992г. «О статусе судей в РФ»;

Федеральный Закон от 29 декабря 1999г. «О мировых судьях в РФ»;

Федеральный Закон от 28 июля 2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»;

Федеральный закон от 14 марта 2002г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

Федеральный Закон от 17 января 1992г. «О прокуратуре РФ»;

Закон РФ от 18 апреля 1991г. «О милиции»;

Федеральный закон от 15 июля 1995г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";

Федеральный закон от 31 мая 2001г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный Закон от 31 мая 2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»;

Федеральный Закон от 12 августа 1992г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК);

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.;

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г.;

Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20 августа 2004 г.;

Закон РФ от 18 октября 1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий»;

Кодекс  торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;

Кодекс  внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.

Приведенные и некоторые иные акты в целом  предназначены для регламентации  отношений, порой весьма отдаленных от уголовного судопроизводства. Но в  них есть и нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, возникающих по уголовным  делам. В частности:

   при определении законности состава суда могут играть существенную роль соответствующие положения Закона о статусе судей, Закона о присяжных заседателях, Закона о судебной системе и Закона о военных судах;

   при исследовании и оценке доказательств - Закона об оперативно-розыскной деятельности, Закона о частной детективной и охранной деятельности и Закона о милиции;

   при производстве описи имущества и наложении на него ареста в связи с обеспечением гражданского иска или других имущественных взысканий - ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Федерального закона "Об исполнительном производстве";

   при допросе свидетеля - предписания законов, предусматривающих порядок и условия охраны государственной, служебной или профессиональной тайны (к примеру, Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.), а также Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

   Или, например, для привлечения к уголовной ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходимо преодолеть положения о неприкосновенности указанных лиц, о чем вопрос может быть решен по представлению Генерального прокурора РФ в особом порядке и при наличии оснований - ст. 18, 21 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466). Специальный механизм лишения неприкосновенности ряда должностных лиц установлен Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г. (11 января 1995 г.) № 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. №3132-1 (Ведомости РФ. 1992. №30. Ст. 1792) и др. В указанных случаях важные положения, относящиеся к решению существенных для судопроизводства вопросов, содержатся в специальных законах, которые носят комплексный, межотраслевой характер. Поэтому при регулировании порядка заключения под стражу или привлечения в качестве обвиняемых кого-то из указанных лиц уголовно-процессуальный закон не вступает в коллизию с этими законами, а воспринимает их как реальность, взаимодействует с ними (см. гл. 52 УПК).

   В связи с определением возможности применения конкретных актов уголовно-процессуального законодательства важно также иметь в виду предписание ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с ним применению подлежат только официально опубликованные законы. Что касается иных нормативных актов, то на них это правило распространяется, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также обладают некоторыми другими свойствами. 

                       Подзаконные акты. 

   Подзаконные акты также являются  источниками уголовно-процессуального  права. К ним можно отнести  следующее:

   А) Акты Президента РФ и Правительства  РФ;

   Б) Нормативные акты министерств  и ведомств.

   Акты Президента РФ и Правительства РФ.

   В соответствии с Конституцией РФ и другими законами Президент РФ издает указы и распоряжения, а Правительство РФ - постановления и распоряжения. Делать это они должны, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, в пределах своих полномочий. В целом круг таких полномочий, естественно, достаточно широк. Но регламентация уголовного судопроизводства не отнесена прямо к их ведению, поскольку издаваемые ими акты являются актами подзаконными. По российским же традициям регламентация уголовного судопроизводства - дело прежде всего законодателя.

   Вместе с тем некоторые акты Президента РФ и Правительства РФ нужно знать всем, кто в том или ином качестве вовлекается в уголовный процесс, поскольку в них может содержаться решение важных вопросов, связанных с производством по уголовным делам.

   Из числа указов Президента РФ, требования которых порой должны учитываться при производстве по уголовным делам, следовало бы выделить прежде всего те, что содержат предписания о структуре и полномочиях органов, руководство которыми, в силу ст. 32 Федерального Конституционного Закона "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г., возложено непосредственно на Президента РФ и которые, наряду с выполнением других важных государственных функций, ответственны за предупреждение, пресечение, выявление и предварительное расследование преступлений. К ним относятся, например, указы:

   "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 23 ноября 1998 г. N 1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;

   "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" от 11 марта 2003 г. N 308;

   "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314  (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. N 649), где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений;

   указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004 г. N 1013, от 11 августа 2003 г. N 960, от 19 июля 2004 г. N 927 ) от 28 июля 2004 г. N 976 и от 13 октября 2004 г. N 1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ.

   Некоторые постановления Правительства  РФ тоже имеют отношение к  решению вопросов, возникающих при  производстве по уголовным делам.  Например, постановлением от 13 октября  1995 г. N 1017 утверждены Правила проведения  обязательного медицинского освидетельствования  на выявление вируса иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции). Пункт 14 этих  Правил предусматривает: "Медицинские  работники и другие лица, которым  в связи с выполнением служебных  или профессиональных обязанностей  стали известны сведения о  результатах проведения медицинского  освидетельствования на выявление  ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять  эти сведения в тайне". Далее  (в п. 15) говорится, что за разглашение  такой тайны они несут ответственность.  Вполне понятно, что эти положения не могут не учитываться соответствующими должностными лицами при проведении допросов.

  Нормативные акты министерств и ведомств.

   При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, их руководителями.

   Главная их особенность - они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются в пределах полномочий, предоставленных соответствующим министерствам и ведомствам, их руководителям.

   Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретных министерств или ведомств. Иногда полномочия по изданию конкретных актов данного уровня прямо предусматриваются законами. К их числу можно отнести, например, ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., где сказано, что капитаны находящихся в плавании судов при производстве дознания должны руководствоваться УПК и инструкцией, "утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства".

   Разумеется, чаще всего в ходе производства по уголовным делам регламентирующую роль играют нормативные акты, издаваемые руководителями правоохранительных учреждений.  
 
 

Роль  Конституционного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права. 

Информация о работе Истоники уголовного процесса