Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:04, курсовая работа
Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения. Он устанавливает порядок уголовного судопроизводства, единый и обязательный по всем уголовным делам, для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а так же участников уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права.
Введение
Понятие и система источников уголовно-процессуального права………………………………………………………………………………4
Нормативные источники уголовно-процессуального права ………………...8
Конституция Российской Федерации…………………………………………..8
Общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры………………………………..9
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации…………………..12
Иные законы по вопросам уголовного процесса……………………………...17
Подзаконные акты………………………………………………………………..20
Роль Постановлений Конституционного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права…. …………………………………………....23
Заключение
Список литературы
Изложенная выше краткая
В целом характеризуя
Иные
законы по вопросам
уголовного процесса.
Основная масса вопросов, относящихся к регулированию действий и правовых отношений участников уголовного судопроизводства, разрешена нормами УПК РФ. Новый УПК - это не только основной, но и единственный уголовно-процессуальный закон современной России. Однако к регулированию уголовно-процессуальных отношений относятся некоторые правовые нормы, содержащиеся также в других законах. К ним следует относить:
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК);
Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе РФ»;
Федеральный Конституционный Закон от 23 июня 1999г. «О военных судах РФ»;
Федеральный Конституционный Закон от 27 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ»;
Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г;
Закон РФ от 26 июня 1992г. «О статусе судей в РФ»;
Федеральный Закон от 29 декабря 1999г. «О мировых судьях в РФ»;
Федеральный Закон от 28 июля 2004г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»;
Федеральный закон от 14 марта 2002г. "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";
Федеральный Закон от 17 января 1992г. «О прокуратуре РФ»;
Закон РФ от 18 апреля 1991г. «О милиции»;
Федеральный закон от 15 июля 1995г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";
Федеральный закон от 31 мая 2001г. "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";
Федеральный Закон от 31 мая 2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»;
Федеральный Закон от 12 августа 1992г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК);
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.;
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г.;
Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" от 20 августа 2004 г.;
Закон РФ от 18 октября 1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий»;
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.
Приведенные
и некоторые иные акты в целом
предназначены для
при определении законности состава суда могут играть существенную роль соответствующие положения Закона о статусе судей, Закона о присяжных заседателях, Закона о судебной системе и Закона о военных судах;
при исследовании и оценке доказательств - Закона об оперативно-розыскной деятельности, Закона о частной детективной и охранной деятельности и Закона о милиции;
при производстве описи имущества и наложении на него ареста в связи с обеспечением гражданского иска или других имущественных взысканий - ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также Федерального закона "Об исполнительном производстве";
при допросе свидетеля - предписания законов, предусматривающих порядок и условия охраны государственной, служебной или профессиональной тайны (к примеру, Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.), а также Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Или, например, для привлечения к уголовной ответственности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходимо преодолеть положения о неприкосновенности указанных лиц, о чем вопрос может быть решен по представлению Генерального прокурора РФ в особом порядке и при наличии оснований - ст. 18, 21 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ (СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466). Специальный механизм лишения неприкосновенности ряда должностных лиц установлен Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г. (11 января 1995 г.) № 4-ФЗ (СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. №3132-1 (Ведомости РФ. 1992. №30. Ст. 1792) и др. В указанных случаях важные положения, относящиеся к решению существенных для судопроизводства вопросов, содержатся в специальных законах, которые носят комплексный, межотраслевой характер. Поэтому при регулировании порядка заключения под стражу или привлечения в качестве обвиняемых кого-то из указанных лиц уголовно-процессуальный закон не вступает в коллизию с этими законами, а воспринимает их как реальность, взаимодействует с ними (см. гл. 52 УПК).
В связи с определением возможности применения
конкретных актов уголовно-процессуального
законодательства важно также иметь в
виду предписание ч. 3 ст. 15 Конституции
РФ. В соответствии с ним применению подлежат
только официально опубликованные законы.
Что касается иных нормативных актов,
то на них это правило распространяется,
если они затрагивают права, свободы и
обязанности человека и гражданина, а
также обладают некоторыми другими свойствами.
Подзаконные акты.
Подзаконные акты также
А) Акты Президента РФ и
Б) Нормативные акты
Акты Президента РФ и Правительства РФ.
В соответствии с Конституцией РФ и другими законами Президент РФ издает указы и распоряжения, а Правительство РФ - постановления и распоряжения. Делать это они должны, соблюдая Конституцию РФ и федеральные законы, в пределах своих полномочий. В целом круг таких полномочий, естественно, достаточно широк. Но регламентация уголовного судопроизводства не отнесена прямо к их ведению, поскольку издаваемые ими акты являются актами подзаконными. По российским же традициям регламентация уголовного судопроизводства - дело прежде всего законодателя.
Вместе с тем некоторые акты Президента РФ и Правительства РФ нужно знать всем, кто в том или ином качестве вовлекается в уголовный процесс, поскольку в них может содержаться решение важных вопросов, связанных с производством по уголовным делам.
Из числа указов Президента РФ, требования которых порой должны учитываться при производстве по уголовным делам, следовало бы выделить прежде всего те, что содержат предписания о структуре и полномочиях органов, руководство которыми, в силу ст. 32 Федерального Конституционного Закона "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г., возложено непосредственно на Президента РФ и которые, наряду с выполнением других важных государственных функций, ответственны за предупреждение, пресечение, выявление и предварительное расследование преступлений. К ним относятся, например, указы:
"О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 23 ноября 1998 г. N 1422, утвердивший Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
"О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" от 11 марта 2003 г. N 308;
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 (с дополнениями и изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. N 649), где подверглись существенному уточнению не только наименование, но и пределы полномочий федеральных органов исполнительной власти, в том числе тех, которые участвуют в выявлении и расследовании преступлений;
указы по вопросам организации и деятельности подведомственных непосредственно Президенту РФ органов, в частности, указы от 7 августа 2004 г. N 1013, от 11 августа 2003 г. N 960, от 19 июля 2004 г. N 927 ) от 28 июля 2004 г. N 976 и от 13 октября 2004 г. N 1313, которыми утверждены соответственно Положение о Федеральной службе охраны РФ, Положение о Федеральной службе безопасности РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков и Положение о Министерстве юстиции РФ.
Некоторые постановления
Нормативные акты министерств и ведомств.
При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, их руководителями.
Главная их особенность - они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются в пределах полномочий, предоставленных соответствующим министерствам и ведомствам, их руководителям.
Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретных министерств или ведомств. Иногда полномочия по изданию конкретных актов данного уровня прямо предусматриваются законами. К их числу можно отнести, например, ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., где сказано, что капитаны находящихся в плавании судов при производстве дознания должны руководствоваться УПК и инструкцией, "утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства".
Разумеется, чаще всего в ходе производства
по уголовным делам регламентирующую
роль играют нормативные акты, издаваемые
руководителями правоохранительных учреждений.
Роль
Конституционного Суда
РФ в системе источников
уголовно-процессуального
права.