Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 05:36, курсовая работа
Честь - это хорошая, незапятнанная репутация либо достойные уважения моральные качества человека, его соответствующие принципы. Достоинство - совокупность высоких моральных качеств человека, а также уважение их в самом себе
3. В части третьей ст. 8 закреплено положение, которое в теории уголовного процесса известно как право на естественный суд. Однако если ч. 1 ст. 47 Конституции РФ устанавливает, что данного права не может быть лишен "никто", то ч. 3 ст. 8 УПК оставляет его только за "подсудимым". Таким образом, по буквальному смыслу данной статьи может сложиться впечатление, что в ходе досудебного производства (когда еще нет подсудимого) судебный контроль может осуществлять всякий произвольно определенный судья. Однако, во-первых, в ч. 9 ст. 31 УПК оговаривается, что в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса, принимают районный суд и военный суд соответствующего уровня. Во-вторых, в ч. 4 ст. 108 и ч. 1 ст. 125 сказано, что рассмотрением вопроса о даче разрешения на заключение под стражу и жалоб на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора занимается лишь суд по месту производства предварительного расследования либо (в случае заключения под стражу) также и суд по месту задержания подозреваемого.
4.
Конституционное право на
Статья
9. Уважение чести и достоинства
личности
1.
Честь - это хорошая, незапятнанная
репутация либо достойные
2. В части второй этой статьи УПК содержится конкретизация данного положения. Насилие - это по смыслу данной статьи не только физическое, но и психическое насилие, т.е. угрозы как средство подавления воли человека (действия или высказывания, выражающие намерение немедленно применить силу). Согласно ст. 3 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., "должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей". Подчеркивается, что "применение силы должностными лицами по поддержанию правопорядка должно носить исключительный характер; хотя оно подразумевает, что должностные лица по поддержанию правопорядка могут быть уполномочены на применение силы, какая является разумно необходимой при данных обстоятельствах, в целях предупреждения преступления, или при проведении правомерного задержания правонарушителей или подозреваемых правонарушителей, или при оказании помощи при таком задержании; не может применяться сила, превышающая необходимые для этих целей пределы... Применение огнестрельного оружия считается крайней мерой. Следует приложить все усилия к тому, чтобы исключить применение огнестрельного оружия, особенно против детей. Как правило, огнестрельное оружие не должно применяться, за исключением случаев, когда подозреваемый правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других и когда другие меры, имеющие менее исключительный характер, недостаточны для осуждения или задержания подозреваемого правонарушителя. О каждом случае применения огнестрельного оружия должно быть незамедлительно сообщено компетентным властям".
3.
Согласно ст. 1 Конвенции против
пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство
4.
С учетом положений ч. 3 ст. 7 и
ч. 1 ст. 75 УПК применение в ходе
процессуальных действий
Статья
10. Неприкосновенность личности
1.
Неприкосновенность личности
"Каждый
человек имеет право на
a) законное содержание лица под стражей после его осуждения компетентным судом;
b)
законный арест или задержание
лица за невыполнение
c)
законный арест или задержание
лица, произведенное с тем, чтобы
оно предстало перед
d)
задержание
e)
законное задержание лиц с
целью предотвращения
f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
...Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.
...Каждое лицо, подвергнутое аресту или задержанию в соответствии с положениями подпункта "c" пункта 1 настоящей статьи, незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд.
...Каждый,
кто лишен свободы путем
...Каждый,
кто стал жертвой ареста или
задержания в нарушение
Однако не все из названных положений обязательной для России Римской конвенции нашли воплощение в новом Кодексе. Так, в случае заключения под стражу подозреваемого обвинение может быть предъявлено ему в пределах 10, а в некоторых случаях - 30 суток (ст. 100). Это вряд ли можно назвать незамедлительным сообщением арестованному "любого предъявляемого ему обвинения". УПК ни словом не упоминает и о праве арестованного на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Не так решается данный вопрос в процессуальных системах, где данное право реализовано. Например, в Англии и Уэльсе предварительное заключение до предания суду не может продолжаться более 70 дней и более 112 дней с момента предания суду до начала судебного разбирательства; в Шотландии обвиняемый, содержащийся под стражей, должен быть освобожден, если на 110-й день не было начато судебное рассмотрение его дела. В Нидерландах дело может быть рассмотрено судом, только если прокурор направит его в суд в течение 100 дней с начала ареста. В США согласно акту "О скором судопроизводстве" (§ 3161 - 3174 разд. 18 Свода законов США) обвинительный акт должен быть предъявлен обвиняемому в течение 30 дней со дня его ареста или первого вызова повесткой - в противном случае дело должно быть прекращено.
2.
Соблюдение требования ч. 3 ст. 10 УПК
содержать задержанного
Статья
11. Охрана прав и свобод человека и
гражданина в уголовном судопроизводстве
1. В части первой данной статьи говорится о разъяснении прав, обязанностей, ответственности и обеспечении возможности осуществления прав подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства. Разъяснение должно производиться, во-первых, сразу после ознакомления участника процесса с решением о признании за ним соответствующего процессуального статуса, а во-вторых, при проведении конкретного следственного и иного процессуального действия с его участием - о правах и обязанностях в ходе этого действия. Невыполнение лицом, ведущим процесс, этой обязанности может привести к аннулированию процессуального действия и признанию его результатов юридически ничтожными. Неразъяснение судом, прокурором, следователем, дознавателем прав участникам процесса - физическим лицам, выступающим как на стороне обвинения, так и стороне защиты, которые могут и не знать эти права сами, должно рассматриваться как посягательство на принцип равенства сторон, основополагающий для состязательного построения процесса, следовательно, как существенное процессуальное нарушение <1>. Полученные с такими нарушениями доказательства, на наш взгляд, должны быть признаны недопустимыми, если только не будет доказано, что неразъяснение прав не причинило реального вреда равенству сторон. Положения ч. 1 ст. 11 необходимо учитывать и при производстве тех процессуальных действий, описание которых в статьях особенной части Кодекса не содержит упоминания о разъяснении прав и обязанностей участвующим в них лицам. Так, например, сравнительный анализ ст. ст. 42, 54, 44, 215 - 218, 225 УПК показывает, что в них прямо не предусмотрена обязанность следователя разъяснять потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям их права и обязанности при вынесении решения о признании за ними соответствующего процессуального статуса, а также при окончании предварительного расследования. Представляется, что в указанные моменты разъяснение прав и обязанностей обязательно (потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при ознакомлении с материалами дела - при условии заявления ими ходатайств о таком ознакомлении), тем более что это предусмотрено в ряде других случаев - при производстве следственных действий (ч. 5 ст. 164, ч. 4 ст. 170), в начале судебной проверки по жалобам на решения и действия дознавателя, следователя и прокурора (ч. 4 ст. 125) и др.
2.
Права должны разъясняться не только
в случае формального признания за участником
процесса соответствующего процессуального
статуса, но и с учетом его фактического
положения в процессе. Конституционный
Суд РФ в Постановлении от 27 июня 2000 г.
N 11-П по делу о проверке конституционности
положений части первой статьи 47 и части
второй статьи 51 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина
В.И. Маслова указал, что "поскольку
конституционное право на помощь адвоката
(защитника) не может быть ограничено ФЗ,
то применительно к его обеспечению понятия
"задержанный", "обвиняемый",
"предъявление обвинения" должны
толковаться в их конституционно-правовом,
а не в придаваемом им Уголовно-процессуальным
кодексом РСФСР более узком смысле. В целях
реализации названного конституционного
права необходимо учитывать не только
формальное процессуальное, но и ФАКТИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦА (выделено мной. - А.С.), в
отношении которого осуществляется публичное
уголовное преследование. При этом факт
уголовного преследования и, следовательно,
направленная против конкретного лица
обвинительная деятельность могут подтверждаться
актом о возбуждении в отношении данного
лица уголовного дела, проведением в отношении
его следственных действий (обыска, опознания,
допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми
в целях его изобличения или свидетельствующими
о наличии подозрений против него (в частности,
разъяснением в соответствии со статьей
51 (часть 1) Конституции РФ права не давать
показаний против себя самого). Поскольку
такие действия направлены на выявление
уличающих лицо, в отношении которого
ведется уголовное преследование, фактов
и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно
предоставлена возможность обратиться
за помощью к адвокату (защитнику)".
Представляется, что право на помощь адвоката
в таких случаях должно быть разъяснено.
Информация о работе Гарантии установления истинны в уголовном процессе