Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства.
В основе модернизации дознания идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК РФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания не процессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и взаимодействующие с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так, например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу, осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования
1.1 Понятие, формы и особенности дознания…………………………………..4
1.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия……………….7
1.3 Особенности производства дознания………………………………………12
1.4 Правовой статус дознавателя……………………………………………… 19
Глава 2. Поддержание дознавателем государственного обвинения в суде.........................................................................................................................23
Глава 3. Особенности деятельности дознавателей в различных силовых структурах РФ…………………………………………………………………..28
Глава 4. Организация дознания в УФССП России по Рязанской области………………………………………………………………………..…33
Заключение…………………………………………………………………….....36
Список используемой литературы……………………………………………...38
Академия права и управления ФСИН России
Юридический факультет
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Выполнила: студентка 4 курса, 442 уч.
Рязань 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования
Глава 2. Поддержание
дознавателем государственного
обвинения в суде..........................
Глава 3. Особенности
деятельности дознавателей
в различных силовых
структурах РФ…………………………………………………………………..
Глава 4. Организация
дознания в УФССП России
по Рязанской области……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение:
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят в сфере правового регулирования уголовного судопроизводства, в том числе и в части регламентации досудебного производства.
В основе модернизации дознания идея усиления защиты прав и свобод человека. Однако практический опыт применения нового института дознания высветил массу прикладных проблем. Указанные проблемы касаются в первую очередь ряда ограничений, введенных УПК РФ для дознания.
Анализ правовых норм и практики их применения, а также доводов разработчиков существующей формы дознания приводит к выводу о том, что задачи предварительного расследования по большинству криминальных ситуаций не могут быть практически реализованы посредством уголовно-процессуальной формы, установленной новым УПК РФ для дознания. Сами разработчики предлагают преодолевать проблемы дознания не процессуальным путем, посредством оперативно-розыскной и организационно-управленческой деятельности. Однако нормы, регламентирующие названные отрасли и взаимодействующие с институтом дознания, минимизируют эффективность и этих средств. Так, например, часть 2 статьи 41 УПК РФ запрещает производить дознание лицу, осуществляющему по делу оперативно-розыскные мероприятия.
Все сказанное свидетельствует о наличии кризиса современного дознания. Соответственно актуализируется потребность в поиске законных путей выхода из критической ситуации.
Проблема дознания не обойдена вниманием
исследователей. Немалый вклад в развитие
теории и практики этого явления внесли
такие ученые, как: О.В. Айвазова, А.В. Азаров,
С.В. Бажанов, Р.С. Белкин, Б.Т. Безлепкин,
Ю.Н. Белозеров, Н.А. Власова, В.Н. Григорьев,
К.Ф. Гуценко, А.А. Давлетов, A.M. Донцов, Н.В.
Жогин, 3.3. Зинатуллин, В.В. Кальницкий,
З.Ф. Коврига, A.M. Ларин, А.Ф. Лубин, А.Г. Маркушин,
А.Д. Марчук, Л.Н. Масленникова, Т.Н. Москалькова
и др.
Глава 1. Дознание как форма предварительного расследования
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ1. В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:
· Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
· Самостоятельного
института уголовно-
· Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.
Дознание в России осуществляется в трёх формах:
Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах:
22."Предварительное следствие" (ст.162-170 УПК РФ);
24. "Осмотр.
Освидетельствование.
25. "Обыск.
Выемка. Наложение ареста на почтово-
26. "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний" (ст.187-194 УПК РФ);
27. "Производство экспертизы" (ст.195-207 УПК РФ);
28. "Приостановление
и возобновление
29. "Прекращение уголовного дела" (ст.212-214 РФ).
Дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия 2.
В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях, подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п.1 ч.3 ст.150 УПК 3. В законе предусмотрено также, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора.
Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение. Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности и передачи следователю. Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном часть 2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК . Таким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное ст.6 УПК.
Фактические данные об обстоятельствах преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательности сторон.
К сравнению в Германии на этой стадии обвинение не предъявляется. Задачей дознания является выяснение вопроса только о наличии подозрения, что данное лицо совершило преступление. На этом основании можно судить о возможности возбуждения публичного обвинения.
А
во Франции дознание является первой
стадией уголовного процесса, которая
имеет место до возбуждения уголовного
преследования, получившего во Франции
название уголовного иска. Акт возбуждения
уголовного преследования является той
границей, которая отделяет дознание от
предварительного следствия. Не существует
определенного акта, означающего начало
дознания и, следовательно, начало уголовного
процесса; закон связывает необходимость
производства дознания с моментом «установления
фактов нарушения уголовного закона».
В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).
В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) Органы
внутренних дел Российской
На основании
ст. 13 Федерального закона Российской
Федерации «Об оперативно-
· органов внутренних дел Российской Федерации;
· органов федеральной службы безопасности;
· федеральных
органов государственной
· таможенных органов Российской Федерации;
· Службы внешней разведки Российской Федерации;
· Федеральной службы исполнения наказаний;
· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.
2) Главный
судебный пристав Российской
Федерации, главный военный
3) Командиры
воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений или
4) Органы
государственного пожарного
Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК 4 обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.