Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи курсовой работы: формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие, субъекты дознания, сроки и формы окончания дознания.
Введение 3
1.Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования. 4
2.Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. 10
3.Процессуальное положение субъектов дознания: органы дознания, начальник подразделения, дознаватель. 16
4.Дознание.
4.1.Сроки дознания. 23
4.2.Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. . 24
4.3. Особенности применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. 25
4.4. Формы окончания дознания. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение. Судебная практика.
4.3.Особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу.
В процессе дознания при наличии достаточных к тому оснований в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Порядок решения этого вопроса, и в частности судебной процедуры его рассмотрения, регламентируется общими правилами, установленными ст. 108 УПК, за исключением одной особенности, предполагающей направление и суд соответствующего ходатайства дознавателя только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 224 УПК).
В случае заключения подозреваемого под стражу дознание по уголовному делу должно быть закончено не позднее 10 суток с момента принятия судом такого решения (ч. 2 ст. 224 УПК). Данное процессуальное положение обусловлено общими требованиями, предъявляемыми к сроку содержания подозреваемого под стражей, установленному ст. 100 УПК. В связи с этим представляется, что если лицо ранее задерживалось по подозрению в совершении преступления, а затем к нему была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, то в этом случае 10-суточный срок окончания дознания должен исчисляться с момента фактического задержания.
При невозможности составления обвинительного акта в указанный 10-суточный срок заключение под стражу отменяется либо подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для предварительного следствия, а производство дознания продолжается. Однако подобное предъявление лицу обвинения вовсе не обусловливает распространение на дознание установленных ст. 109 УПК общих сроков содержания под стражей обвиняемых. Согласно ч. 4 ст. 224 УПК для дознания существуют свои специфические сроки содержания обвиняемого под стражей. Так, изначально установленный срок составляет 30 суток. При невозможности закончить дознание и отсутствии оснований для отмены или изменения избранной меры пресечения этот срок по ходатайству дознавателя, согласованному с прокурором районного уровня, может быть продлен судьей районного (приравненного к нему военного) суда до шести месяцев. Вопрос о продлении сроков содержания под стражей рассматривается в общем порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК.
4.4.Формы окончания дознания.
Дознание может оканчиваться:
Окончание предварительного расследования. Окончание предварительного расследования представляет собой совокупность процессуальных действий и решений, осуществляемых и принимаемых в заключительной части этого этапа уголовного судопроизводства и обусловливающих завершение уголовно-процессуальных отношений, складывающихся в ходе всего дознания или предварительного следствия. Данная процессуальная процедура начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно исследованы все обстоятельства дела, собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т. е., по существу, разрешены задачи предварительного расследования.
С учетом дифференциации дознания и предварительного следствия законодатель согласно ч. 1 ст. 158 УПК предусматривает различные процессуальные порядки окончания расследования. Так, предварительное следствие может оканчиваться:
3) направлением уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Данная форма носит весьма специфический характер и имеет место только при особом порядке уголовного судопроизводства, связанном с применением принудительных мер медицинского характера. Поэтому процедура такого окончания досудебного производства регламентируется отдельной ст. 439 УПК.
В свою очередь, дознание может оканчиваться:
Существует и еще одна специфическая форма окончания дознания - направление уголовного дела следователю1.
Независимо от формы окончания предварительного расследования законодатель обязывает дознавателя или руководителя следственного органа одновременно вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в различные предприятия, учреждения и должностным лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления. Такие документы направляются в случае, если в ходе досудебного производства были выявлены факты ненадлежащего поведения определенных лиц, прямо или косвенно обусловившие возможность совершения преступных действий (бездействия). Каждое представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца с момента его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).
Окончание
дознания с обвинительным актом - это такая
форма завершения досудебного производства,
которая обусловливается выводом дознавателя
об изобличении подозреваемого в совершении
преступления и необходимости предъявления
ему обвинения с направлением материалов
уголовного дела для
дальнейшего рассмотрения в суд.
Процедура окончания дознания с составлением обвинительного акта регламентируется в гораздо более слабой степени, чем аналогичный порядок завершения предварительного следствия. В частности, законодатель прямо не указывает, в какой момент производства по уголовному делу дознаватель должен переходить к ее выполнению. Однако по смыслу закона очевидно, что дознание следует считать оконченным в тот момент, когда все следственные действия выполнены, а собранные доказательства достаточны для привлечения подозреваемого к уголовной ответственности посредством составления обвинительного акта.
Обвинительный акт - это итоговый уголовно-процессуальный документ предварительного расследования, осуществленного в форме дознания, который на основе анализа собранных по делу доказательств закрепляет за лицом статус обвиняемого и обусловливает направление материалов уголовного дела в суд.
Таким образом, обвинительный акт имеет двойственную правовую природу. Во-первых, он свидетельствует о привлечении лица, в отношении которого проводилось дознание, к уголовной ответственности. Именно с момента вынесения обвинительного акта лицо переходит в принципиально новый процессуальный статус - обвиняемого (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК). Поэтому в данном аспекте обвинительный акт по сути близок такому документу, как постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Во-вторых, обвинительный акт является итоговым процессуальным документом дознания. Он юридически завершает предварительное расследование, проводимое в этой форме, и обусловливает переход уголовного дела на следующий этап процесса - стадию подготовки к судебному заседанию.
Форма и содержание обвинительного акта регламентированы ст. 225 УПК. Так, в этом процессуальном документе дознаватель указывает: 1) дату и место его составления; 2) свою должность, фамилию и инициалы; 3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; 4) сведения о месте и времени совершения преступления, его способах, мотивах, целях, последствиях и других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела; 5) формулировку обвинения с указанием конкретной нормы уголовного закона (пункта, части, статьи УК); 6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, сведения о характере и размере причиненного вреда; 9) список лиц, подлежащих вызову в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 225 УПК обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем дознаватель составляет соответствующий протокол. Законодатель прямо не предусматривает процессуальную форму такого ознакомления. Однако представляется, что оно должно осуществляться в порядке, аналогичном ознакомлению обвиняемого с материалами уголовного дела при окончании предварительного следствия (ст. 217 УПК). С указанными материалами в таком же порядке вправе ознакомиться потерпевший и его представитель, если они заявят соответствующее ходатайство (ч. 3 ст. 225 УПК). Обвинительный акт подлежит утверждению начальником органа дознания, после чего вместе со всеми материалами уголовного дела направляется прокурору.
Порядок рассмотрения прокурором материалов уголовного дела, поступивших к нему с обвинительным актом, очень напоминает аналогичную процедуру при окончании предварительного следствия. Отличия заключаются только в сроках прокурорской проверки материалов дела и в видах принимаемых решений. Согласно ч. 1 ст. 226 УПК материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, рассматриваются в течение двух суток По результатам рассмотрения прокурор должен вынести одно из следующих решений: 1) утвердить обвинительный акт и направить уголовное дело в суд; 2) возвратить уголовное дело со своими письменными указаниями дознавателю для производства дополнительного дознания либо для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям закона; при этом прокурор может продлить срок расследования, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на трое суток для пересоставления обвинительного акта; 3) прекратить уголовное дело; 4) направить уголовное дело для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением частично прекратить уголовное преследование или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.12
Копия обвинительного акта вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном для обвинительного заключения.
Существует и еще одна специфическая форма окончания дознания - направление уголовного дела следователю. По сути данная процедура не обусловливает окончания всего досудебного производства, а лишь связана со сменой формы расследования. Тем не менее в этой ситуации процессуальные правоотношения, составляющие содержание дознания перестают существовать, а взамен появляются новые, составляющие содержание предварительного следствия. К сожалению, законодатель не уделяет достаточного внимания правовой регламентации данной формы окончания дознания. Поэтому соответствующие процессуальные правила как бы косвенно вытекают из смысла ряда положений УПК. Так, представляется, что передача уголовного дела от дознавателя к следователю может иметь место в случаях, когда дознание исчерпало отведенные законом правовые средства, однако не разрешило задачи предварительного расследования. К таким случаям, в частности, можно отнести истечение предельно допустимого срока дознания или большой объем работы, требующий создания по делу следственной группы. Смена формы предварительного расследования является необходимой и в случаях, когда в ходе дознания были получены доказательства, изобличающие подозреваемого в совершении более тяжкого преступления, нежели предусмотрено ч. 3 ст. 150 УПК. И наконец, смена формы предварительного расследования может быть обусловлена письменным указанием прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК). При необходимости смены формы предварительного расследования дознаватель направляет материалы уголовного дела прокурору, а тот в свою очередь передает их в орган предварительного следствия.
Заключение:
В современном уголовном процессе России предусмотрены две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Эти формы различаются по категориям тяжести расследуемых преступлений, по органам и должностным лицам, осуществляющим такую деятельность, по процессуальным правилам и срокам производства по уголовным делам. Независимо от формы предварительное расследование является стадией уголовного процесса, которая предназначена для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу (ст. 73 УПК).
Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК). Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.