Дознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть дознание как форму предварительного расследования.
Задачи курсовой работы: формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие, субъекты дознания, сроки и формы окончания дознания.

Содержание

Введение 3
1.Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования. 4
2.Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие. 10
3.Процессуальное положение субъектов дознания: органы дознания, начальник подразделения, дознаватель. 16
4.Дознание.
4.1.Сроки дознания. 23
4.2.Направление уведомления о подозрении в совершении преступления. . 24
4.3. Особенности применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу. 25
4.4. Формы окончания дознания. 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Приложение. Судебная практика.

Работа содержит 1 файл

дознание как форма.doc

— 311.26 Кб (Скачать)

      Кроме перечисленных органов дознания в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 46 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании - по делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания - по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

      Начальник подразделения дознания. Данный участник уголовного процесса впервые появился вследствие изменений, внесенных в УПК Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»9, и его процессуальное положение регулируется ст. 40 УПК. Это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17 ст. 5 УПК).

      Следует отметить, что далеко не все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, признаваемые органами дознания, выделяют в своей структуре специализированные подразделения для осуществления процессуальной деятельности по расследованию уголовных дел. Такие подразделения создаются прежде всего в органах внутренних дел, поскольку они расследуют значительное количество преступлений в форме дознания.

      Поэтому и начальник подразделения дознания, наделенный процессуальными полномочиями, может быть только там, где такие специализированные подразделения созданы. Он осуществляет процессуальное руководство дознавателями. Его следует отличать от начальника органа дознания, который есть в каждом органе дознания, и руководит им. Начальник органа дознания - это должностное лицо органа дознания, в том числе и заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий и осуществлять иные процессуальные полномочия, предусмотренные УПК (п. 17 ст. 5 УПК).

      Процессуальное положение начальника подразделения дознания имеет некоторое сходство с процессуальным положением руководителя следственного органа и состоит в процессуальном руководстве деятельностью дознавателей, но объем его полномочий значительно уже.

      Начальник подразделения дознания вправе распределять нагрузку между дознавателями и поручать дознавателю проверку сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятие соответствующего решения по этим сообщениям. Он может поручать дознавателю производство неотложных следственных действий или производство дознания по уголовному делу, может изымать дела у одного дознавателя и передавать другому с указанием оснований такой передачи. В случае необходимости начальник подразделения дознания может сам возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству и производить дознание в полном объеме. При этом он пользуется полномочиями дознавателя.

      Осуществляя контроль процессуальной деятельности дознавателей, начальник подразделения дознания может проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования или о производстве отдельных следственных действий, о применении к подозреваемому меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Он может также отменять постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

      Дознаватель. Необходимо отметить, что в УПК РФ впервые дознаватель назван в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства. (В УПК РСФСР использовался термин «лицо, производящее дознание».)

      Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также имеющее иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

      Как следует из смысла данного законодательного установления, процессуальный статус дознавателя могут приобрести должностные лица органов внутренних дел в двух случаях:

      1. Когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. На основании приказа МВД СССР от 5 августа 1982 г. № 254 в милиции действуют штатные дознаватели, а с 1992 г. - на основании приказа МВД России № 368 в структуре милиции общественной безопасности созданы специализированные подразделения дознания, предусматривающие штатную должность дознавателя. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по кадрам, и с момента подписания приказа должностное лицо приобретает статус дознавателя.

      2. Когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД (например, сотрудника подразделения службы криминальной милиции или милиции общественной безопасности) осуществлять уголовно-процессуальные функции или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания уполномочивает должностное лицо осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Однако в отличие от первого случая речь здесь идет не о назначении на должность дознавателя, что подразумевает длительное исполнение уголовно-процессуальных обязанностей, а о кратковременном, возможно, разовом исполнении сотрудником ОВД уголовно-процессуальных функций в статусе участника уголовного судопроизводства - дознавателя. В первом случае начальник ОВД издает приказ о назначении сотрудника на должность дознавателя. Во втором случае делегирование процессуальных полномочий оформляется письменным распоряжением начальника ОВД, его резолюцией на соответствующих процессуальных документах.

      Возникает вопрос: «Каким образом должно быть произведено „возложение" процессуальных полномочий на сотрудника ОВД?».

      Под «возложением» процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий начальником органа дознания должностному лицу ОВД. «Делегировать» - в переводе с латинского языка означает уполномочивать.10

      Механизм делегирования (или уполномочивания) процессуальных полномочий не получил должного регулирования в УПК РФ. В практической деятельности ОВД делегирование процессуальных полномочий осуществляется путем написания начальником органа дознания соответствующей резолюции подчиненному сотруднику подразделения службы криминальной милиции либо милиции общественной безопасности. Под резолюцией следует понимать решение, распоряжение начальника в форме надписи на бумагах по конкретному вопросу.

      Например: «т. Иванов П. А., рассмотреть заявление и принять решение в порядке ст. 144, 145 УПК РФ», или «т. Сергеев Л.Е., принять решение в порядке ст. 146 УПК РФ» и др. Именно момент написания письменной резолюции начальником органа дознания (в ОВД - начальником ОВД или его заместителями) и является моментом приобретения конкретным должностным лицом ОВД статуса дознавателя.

      Резолюцию начальника органа дознания следует рассматривать как своеобразную доверенность на производство процессуальной деятельности тем должностным лицом, которому она адресована. Именно резолюция начальника органа дознания является правовым основанием для осуществления должностными лицами ОВД различных видов уголовно-процессуальной деятельности, а также моментом приобретения конкретным должностным лицом ОВД статуса дознавателя.

      Таким образом, понятие «дознаватель» применительно к системе ОВД можно рассматривать в двух аспектах. Дознаватель - это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно-процессуальной деятельности. Вместе с тем дознаватель - это сотрудник подразделения по организации дознания службы милиции общественной безопасности, состоящий на должности дознавателя (штатный дознаватель).11

      Следует помнить, что начальник органа дознания не вправе возложить осуществление уголовно-процессуальной деятельности на то должностное лицо ОВД, которое проводило или проводит по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

      Данное законодательное установление еще раз подтверждает тот факт, что статусом дознавателя фактически может быть наделено любое должностное лицо ОВД помимо штатного дознавателя, в том числе и сотрудник оперативного подразделения ОВД. Главное, чтобы по конкретному уголовному делу он не проводил оперативно-розыскные мероприятия.

 

       4.Дознание

      Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (в исключительных случаях - следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

      Дознание производится по делам небольшой и средней тяжести, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, с учетом относительно невысокой общественной значимости и незначительной степенью сложности их раскрытия. Предварительное следствие для установления обстоятельств их совершения может не производиться, если это не признает необходимым прокурор (ч. 4 ст. 150 УПК). В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание проводится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за исключением некоторых процессуальных особенностей, регламентированных гл. 32 УПК.

      К особенностям этой формы предварительного расследования относятся: сроки дознания, процедура направления уведомления о подозрении в совершении преступления, особенности применения к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения в виде заключения под стражу и специфические формы окончания дознания.

      4.1.Сроки дознания.

       Для осуществления дознания законодатель так же, как и для следствия, устанавливает определенные процессуальные сроки. С учетом характера уголовных дел, подлежащих расследованию в этой форме, и упрощенной процедуры производства сроки дознания менее длительны, чем сроки предварительного следствия.

      Так, согласно ч. 3 ст. 223 УПК изначально установленный срок дознания составляет 30 суток. При невозможности окончить дознание в этот срок он может быть продлен прокурором еще на 30 суток.

      В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором районного уровня или его заместителем до шести месяцев.

      И наконец, в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи, направленного в порядке ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

      Условия соблюдения сроков дознания и порядок их продления аналогичны соответствующим положениям предварительного следствия и регламентируются ст. 162 УПК. Различия заключаются только в двух следующих аспектах: во-первых, решение о продлении сроков дознания находится в ведении прокурора; во-вторых, срок дознания имеет установленный законом предел (шесть или 12 месяцев). Поэтому если срок дознания полностью истек, а дознаватель не смог выполнить всех необходимых следственных действий и закончить досудебное производство, то в этой ситуации представляется логичной смена формы предварительного расследования - передача уголовного дела следователю.

      4.2.Направление уведомления о подозрении в совершении преступления.

      Для дознания помимо трех общих процедур (п. 1-3 ч. 1 ст. 46 УПК) предусмотрена еще одна специфическая процедура закрепления за лицом статуса подозреваемого - направление уведомления о подозрении в совершении преступления (ст. 223 УПК). Данный механизм служит процессуальной альтернативой предъявления обвинения. Он используется в том случае, если уголовное дело не было возбуждено в отношении конкретного лица, если это лицо ранее не задерживалось по подозрению в совершении преступления и если ему не избиралась мера уголовно-процессуального пресечения.

      Так, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему соответствующие права, предусмотренные ст. 46 УПК. О вручении уведомления и разъяснении прав составляется протокол. В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить его по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия и инициалы дознавателя; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию; 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление. При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными нормами уголовного закона, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

Информация о работе Дознание