Дисциплинарная практика в ОВД: понятие, содержание, методика проведения служебного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 07:08, реферат

Описание работы

В каждом органе внутренних дел рано или поздно возникают ситуации, когда руководитель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных сотрудниках. Речь идет о привлечении работников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным законодательством основаниям и других подобных ситуациях.

Содержание

Введение 4-5
1. Служебная проверка: понятие, цель, задачи, приниципы и специфика служебной проверки в органах внутренних дел 6-11
2. Методика проведения служебного расследования 11
2.1. Поводы, основания к назначению служебных проверок и сроки их проведения 11-15
2.2. Полномочия участников служебной проверки 15-17
2.3. Обязательные мероприятия, проводимые при служебных
проверках в связи с совершением правонарушения сотрудником органа внутренних дел
2.4. Оформление результатов служебной проверки 20-21
Заключение 22-23
Библиография

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Под принципами  служебной  проверки в органах внутренних дел следует понимать руководящие начала, общие правила, лежащие в основе ее проведения. Принципы всегда носят императивный, властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.

     Служебная проверка в органах внутренних дел основывается на принципах законности, всесторонности, полноты и объективности исследования, уважения прав и свобод человека и гражданина, правовой защищенности сотрудников, гласности, права на обжалование и судебную защиту.

     Все принципы самостоятельны, причем  среди  них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может быть противопоставления одного принципа другому. Все они и каждый в отдельности служат прямым и непосредственным проявлением законности, и нарушение любого из них есть нарушение законности.

     Общеправовой  принцип законности закреплен в ч.2 и ч.3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а применительно к сотрудникам органов внутренних дел статьи 2 Положения о службе  в органах внутренних дел Российской Федерации, пунктом 7 Типового положения об инспекции по личному составу МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации УВДТ, УВД, (ОВД) УВО МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 27.05.1999 года №394.

     При проведении служебной проверки  необходимо помнить, что бороться за законность незаконными методами и  средствами, чем бы это ни мотивировалось, и какие бы благородные цели ни преследовались, - аморально, а в отдельных случаях – преступно. К сотрудникам, производящим служебную проверку, руководителям органов внутренних дел, контролирующим ее проведение и принимающим управленческие решения об ответственности виновных сотрудников за нарушение законности  и дисциплины, предъявляются требования общеобязательного соблюдения законов, нормативно-правовых актов, действовать строго в рамках предоставленных полномочий. Полнота исследования заключается в выяснении всех без исключения обстоятельств, подлежащих обязательному установлению для принятия верного управленческого решения в отношении виновного сотрудника.

     Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина закреплен в статье 21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления». В статье 5 Закона Российской Федерации «О милиции» зафиксирована обязанность милиции защищать человека «независимо от его гражданства, места жительства, социально-имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений».

     Принцип определяет взаимоотношения между  органами государства и участвующими в служебной проверке гражданами таким образом, что первые обязаны уважать честь и достоинство граждан, вторые располагают комплексом средств защиты от унижающего их обращения, в том числе правом обжаловать любые действия и решения должностных лиц.

     Принцип гласности состоит в обязательном доведении результатов служебной проверки до сведения  сотрудника  в отношении действия или бездействия которого проводилась проверка, а также до других заинтересованных лиц.

     Принцип гласности  усиливает чувство  ответственности сотрудников, проводящих служебные проверки, обеспечивает их полноту, всесторонность и объективность, укрепляет гарантии прав и законных интересов сотрудников, в отношении которых они проводятся.

     Гласность обеспечивает воспитательную роль служебной  проверки, способствует предупреждению неправомерных действий, нарушению законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.

     Принцип права на судебную защиту  сотрудников органов внутренних дел закреплен в статье 46 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Этот принцип отражен и в законе Российской Федерации «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 24 апреля 1993г.

     Статья 41 Положения о службе в органах внутренних дел РФ предоставляет право и на обжалование в суд наложенного дисциплинарного взыскания.

     Дисциплинарная ответственность в органах внутренних дел – это, прежде всего, способ обеспечения эффективного, результативного режима функционирования  органа внутренних дел. Чтобы поддержать дисциплину на должном уровне, руководители органов внутренних дел наделены правом применять к подчиненным им сотрудникам, как меры поощрений, так и меры взысканий. Своего рода это является своеобразным стимулом для сотрудников органов внутренних дел: за успехи в служебной деятельности  - поощрения, за низкие результаты, либо нарушения дисциплины – взыскания.

     Вопросы применения дисциплинарных взысканий  всегда были и будут в «центре  внимания». Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный  проступок. Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника ответить за совершенный им дисциплинарный проступок и понести меры взыскания, предусмотренные законодательством.7

 
  1. Методика  проведения служебного расследования

     2.1.Поводы, основания к назначению служебных проверок и сроки

                       их  проведения

     Поводом для назначения служебной проверки является поступившая к руководителю органа внутренних дел информация о совершении проступка или происшествия с участием сотрудника.

     Указанная информация может поступить к  руководителю органа внутренних дел  от других сотрудников (в виде рапортов), руководитель может сам непосредственно  выявить обстоятельства, влекущие последующую служебную проверку, или же такая информация может содержаться в обращениях граждан, сообщениях государственных органов, общественных объединений, организаций и публикациях средств массовой информации.

     Основанием  для проведения служебной проверки  является факт нарушения законности или служебной дисциплины, допущенных сотрудником. Начальник органа внутренних дел по рапорту, заявлению, жалобе, поступившем в орган внутренних дел, после обязательной их регистрации обязан принять  к своему производству и назначить служебную проверку.

     Каждой  служебной проверке должна предшествовать всесторонняя подготовка. Служебная  проверка назначается начальником органа внутренних дел (заместителями по линии курируемых служб).

     Руководитель  при наличии оснований к назначению служебной проверки, обязан принять необходимые меры по организации ее проведения – определить цель, время, форму и методы ее проведения, проинструктировать сотрудников и проверить их готовность к выполнению порученного задания.

     Служебная проверка проводится как сотрудниками кадровых аппаратов, так и другими  должностными лицами по письменному  поручению начальника. Для этого руководитель отдает поручение в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии  оснований для проведения служебной проверки.

     Для проведения служебной проверки необходимо назначать сотрудника, обладающего  необходимыми знаниями по соответствующим  направлениям деятельности. В отдельных  случаях для квалифицированного проведения служебной проверки может назначаться комиссия. При проведении служебной проверки комиссией начальником органа внутренних дел издается соответствующий  приказ. В приказе о назначении служебной проверки указываются:

    • основания для проведения служебной проверки;
    • состав комиссии по проведению служебной  проверки;
    • сроки проведения служебной проверки (при необходимости);
    • должностное лицо, на которое  возлагается контроль за проведением служебной проверки;

     В комиссию включаются сотрудники подразделений  органов внутренних дел, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Вопрос о количественном составе членов комиссии надлежит решать по общему правилу (комиссионно решения принимаются в составе трех и более человек). Работу комиссии должен организовать и координировать председатель комиссии, назначаемый соответствующим руководителем.

     Персональную  ответственность за полное, объективное  и всестороннее  проведение  проверки, а также соблюдение установленного срока несут сотрудники, непосредственно ее осуществляющие. Проверка ведется гласными методами при условии соблюдения требований сохранения государственной и служебной тайн.

     Особое  внимание следует уделить вопросу  о сроках проведения служебной проверки и сроках привлечения  к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел. Сложность состоит в том, что в действующем законодательстве имеются некоторые противоречия. Так, по общему правилу, закрепленному нормами Трудового кодекса России, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.8

     Днем  обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по службе подчинен сотрудник, стало  известно о совершении проступка, независимо от того, наделено  ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.9 В этот срок не засчитывается только время болезни сотрудника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Подразумевается, что до истечения этого срока должна быть проведена служебная проверка и в любом случае применено дисциплинарное взыскание. Если сотрудник был болен  или пребывал в отпуске, то дисциплинарное взыскание может быть применено с учетом пропущенного времени. Однако взыскание не может применяться позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

     Положение о службе в органах внутренних дел закрепляет, что дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно  о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки – не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки.

     Таким образом, Положение о службе определяет, что срок наложения дисциплинарного  взыскания напрямую зависит от срока  окончания служебной проверки и  составляет не более одного месяца (взыскание применяется не позже месяца с момента  окончания служебной проверки).

     Однако, как уже указывалось, из диспозиции соответствующей статьи Трудового кодекса Российской Федерации видно, что дисциплинарное взыскание применяется  не позднее одного месяца со дня обнаружения  проступка и дополнительных сроков для проведения служебных проверок не предусмотрено. Если предположить, что служебная проверка по факту дисциплинарного проступка сотрудника будет проведена в кратчайший срок (например, в течение трех дней), а дисциплинарное взыскание наложено до истечения одного месяца (например, в течение тридцати дней), то общий срок составит более одного месяца. В такой ситуации, с точки зрения Положения о службе в органах внутренних дел нарушений сроков привлечения к дисциплинарной ответственности не допущено, однако нарушается срок, установленный Трудовым кодексом. Налицо явное противоречие. Однозначно в подобных случаях руководствоваться надлежит Трудовым кодексом России, поскольку последний обладает большей юридической силой, нежели чем Положение о службе в органах внутренних дел.

     Нарушение сроков наложения взысканий влечет их отмену. Обобщение судебной практики  рассмотрения гражданско-правовых споров по вопросам увольнения сотрудников  органов внутренних дел с участием МВД России свидетельствует о том, что в ряде случаев суды выносят решения о восстановлении на службе сотрудников.

     Весьма  удачный срок проведения служебной проверки  закреплен в инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации – служебная проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником.10

     Доказательствами  при проведении служебной проверки являются объяснения лиц, справки, заявления, заключения и пояснения специалистов и иные материалы.11

 

     2.2. Полномочия участников  служебной проверки

 

     Служебной проверке должна предшествовать подготовка, в ходе которой проводящим ее сотрудником  разрабатывается план и определяются формы и методы предстоящей проверки, изучаются законодательные и ведомственные нормативные акты по исследуемым вопросам, материалы предыдущих проверок, относящихся к органу или подразделению  внутренних дел, где допущено правонарушение или чрезвычайное происшествие, необходимые сведения в отношении сотрудника, совершившего нарушение, а также иная информация.

Информация о работе Дисциплинарная практика в ОВД: понятие, содержание, методика проведения служебного расследования