Безопасность участников уголовного процесса. Правовая основа применения мер безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

Воплощение идеи правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью, и в частности граждан, содействующих уголовному правосудию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 5
§ 1. Понятие безопасности в уголовном судопроизводстве 5
§ 2. Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 11
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 17
§ 1. Меры безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в отношении участников уголовного судопроизводства 17
§ 2. Иные средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 26
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы 40
Нормативно-правовые акты 40
Научная литература 42
Научно-публицистическая литература 43

Работа содержит 1 файл

Doc1Угололвный процесс (2).docx

— 72.66 Кб (Скачать)

     Что касается мер обеспечения безопасности согласно нормам Федерального закона № 119, то в соответствии со ст. 7 данного  Закона участники уголовного судопроизводства могут рассчитывать на личную охрану, охрану их жилища и имущества. В целях  такой защиты занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество  могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной  и охранной сигнализацией.

     Также органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (ст. 8 Закона).

     По  решению органа, осуществляющего  меры безопасности, может быть наложен  запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные  регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств (ст. 9 Закона Согласно ст. 10 Закона защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.

     При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные  с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство  и оказывается содействие в подборе  места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.

     При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

     В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого  лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица.

     Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности  защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем  применения в отношении его других мер безопасности.

     Наряду  с указанными мерами, защищаемому  лицу в целях обеспечения его  безопасности может быть оказано  содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или  учебы в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации (ст. 11 Закона).

     Помимо  перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, ознакомление допрашиваемого с аудио-, видеозаписью показаний защищаемого лица - вместо проведения очных ставок, что допускается ч. 3 ст. 190 УПК РФ, где установлено, что в ходе допроса наряду с предъявлением допрашиваемому вещественных доказательств и документов могут воспроизводиться материалы аудио- и видеозаписи следственных действий.

     Следующей мерой безопасности может послужить  новелла в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, устанавливающая, что в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 170 УПК РФ, - осмотр, следственный эксперимент, обыск и т.д. - могут производиться без участия понятых.

     УПК РФ в целях защиты участников уголовного судопроизводства предусматривает  выделение уголовного дела в отдельное  производство для завершения предварительного расследования в целях изоляции осужденного и тем самым предотвращения с его стороны воздействия  на потерпевших и свидетелей иных эпизодов преступной деятельности (ч. 1 ст. 154 УПК РФ). 

     В соответствии с нормами Федерального закона № 119 под государственную  защиту подпадают лица, содержащиеся под стражей или находящиеся  в месте отбывания наказания (ст. 14 Закона). В целях обеспечения  безопасности данного лица могут  применяться такие меры, как:

     1. Направление защищаемого лица  и лица, от которого исходит  угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении  уголовных наказаний в разные  места содержания под стражей  и отбывания наказаний, в том  числе находящиеся в других  субъектах Российской Федерации;

     2. Перевод защищаемого лица или  лица, от которого исходит угроза  насилия, из одного места содержания  под стражей и отбывания наказания  в другое;

     3. Раздельное содержание защищаемого  лица и лица, от которого исходит  угроза насилия;

     4. Изменение защищаемому лицу меры  пресечения или меры наказания  в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации.

     Содержание  рассмотренных мер безопасности не противоречит общим условиям производства в досудебных стадиях, они признаны допустимыми Европейским судом  и Европейской комиссией по правам человека, для их использования в  этих стадиях нет каких-либо препятствий  Антошина А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление  правового института // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С. 34-35..

     Указанные меры безопасности выступают не только как способ осуществления государством своей конституционной обязанности  по защите прав и свобод человека и  гражданина, но и средство более  эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.

 

     ПРИМЕНЕНИЕ  МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО  РАЗБИРАТЕЛЬСТВА 

     Разработка  мер безопасности в стадии судебного  разбирательства должны осуществляться с учетом гласности и непосредственности исследования доказательств, характеризующих  данную стадию. Применение защитных мер  не должно нарушать право подсудимого  на защиту, международные стандарты  прав участников судопроизводства, поскольку  в настоящее время обоснованно  констатируется, что никто уже  не оспаривает факт существования общеевропейских  принципов уголовного процесса, действующих  наряду с системой национальных законодательств. Эти принципы сформулированы в Европейской  конвенции, в том числе - право  человека на справедливое судебное разбирательство, означающее «соблюдение принципа равенства  состязательных возможностей сторон судебного  процесса, независимо от того, является ли этот процесс гражданским, уголовным, административным или военным» Проект Декларации о праве на справедливое судебное разбирательство и возмещение. Добавление к четвертому докладу  Комиссии по правам человека ЭКОСОС ООН  «Право на справедливое судебное разбирательство: признание в современных условиях и меры по его укреплению

     Под государственной защитой участников судебного разбирательства следует  понимать совокупность установленных  законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых  судом, а также иными уполномоченными  на то государственными органами и  их должностными лицами в целях защиты жизни, здоровья, телесной неприкосновенности, имущества, чести и достоинства  лиц, участвующих в судебном разбирательстве, а также их близких родственников, родственников и близких лиц.

     Одной из мер безопасности защищаемых лиц  выступает закрытое судебное разбирательство.

     Следует признать, что законодателем обоснованно  было сделано исключение из важнейшего судопроизводственного принципа для  случаев, когда гласность представляет угрозу безопасности лиц, содействующих  правосудию, и, следовательно, самому правосудию.

     Непосредственно судебное заседание может проводится в закрытом виде в случаях, когда это требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Закрытость предполагает запрет свободного доступа граждан, не участвующим в уголовном судопроизводстве.

     Закрытые  судебные заседания, к примеру, по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  организованными преступными формированиями, могут проводится при необходимости не в зданиях судов, а в помещениях следственных изоляторов, на территории исправительных учреждений и других охраняемых объектов.

     Возможность проведения закрытого судебного  разбирательства в качестве защитной меры соответствует ст. 14 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских  и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17(1831) - Ст. 291., п. 1 ст. 6 Европейской  конвенции Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 8 января. - № 2. - Ст. 163., где сказано: «Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его… когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Под нарушением же интересов правосудия понимается, в том числе посткриминальное воздействие именно в интересах правосудия признано допустимым закрытое слушание «для защиты испытывающих большой страх потерпевших и свидетелей» Кулаков Д. Процессуальная защита свидетелей и потерпевших // Законность. - 2000. - № 4. - С. 25.. Однако безопасность лиц, подлежащих защите, не может быть обеспечена лишь посредством данной нормы.

     Меры  безопасности, сопряженные с производством  закрытого судебного разбирательства, могут выражаться в:

     1. Дополнительных мерах безопасности по доставке свидетелей и потерпевших.

     2. Отобрании подписки от участников судебного разбирательства о неразглашении данных, ставших им известными в ходе уголовного судопроизводства, и об их участии в судебном разбирательстве;

     3. Удалении из зала закрытого судебного разбирательства потерпевших, свидетелей непосредственно после их допросов, если в их дальнейшем присутствии нет необходимости;

     4. Публичное оглашение лишь вводной  и резолютивной частей приговора  - в соответствии с ч. 7 ст. 241 УПК  РФ, если уголовное дело рассмотрено  в закрытом судебном заседании.  В данном случае не оглашается  содержащиеся в мотивировочной  части приговора показания потерпевших,  свидетелей обвинения, то есть  не оглашаются и сведения о  последних Брусницын Л.В. Обеспечение  безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития  УПК // Российская юстиция. - 2003. - №  5. - С. 48-49..

     Следующей мерой защиты участников уголовного судопроизводства выступает запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании с тем, чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально. Возможность такого запрета предусмотрена в ч. 5 ст. 241 УПК РФ в случае, если перечисленные  способы фиксации судебного процесса создают для него "препятствия". Препятствием является в том числе боязнь граждан давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности перед объективами фото-, видео- или кинотехники. Согласно ч. 5 ст. 241 УПК РФ не допускается и проведение аудиозаписи, если она создает препятствие для судебного разбирательства Кондратьев Е.Е. Новый УПК: защита свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 48..

     Ограничение доступности сведений о потерпевшем  и свидетеле фамилией, именем и отчеством в соответствии с ч. 2 ст. 278 УПК РФ, которая обязывает председательствующего перед допросом установить личность свидетеля, потерпевшего и отношение свидетеля к подсудимому и потерпевшему, но не место жительства допрашиваемого и иные сведения о нем. Естественно, это неприменимо, если, например, очевидец преступления наблюдал его совершение из окна квартиры, но удаленность ее от места происшествия обусловливает необходимость экспериментальным путем определить, была ли у свидетеля возможность правильно воспринимать обстоятельства совершенного деяния.

     Удаление  из зала суда нарушителей порядка  на основании ч. 1 и 3 ст. 258 УПК РФ. Следует, однако, учитывать, что такое  удаление - санкция, то есть реакция  на уже высказанную угрозу и иные формы посткриминального воздействия, а не мера его предупреждения.

     Допрос  в отсутствие публики отдельных  лиц при открытом в целом судебном заседании - в соответствии с ч. 3 ст. 241 УПК РФ, где установлено, что определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено «в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части» (под «соответствующей частью» судебного разбирательства следует понимать не только, например, судебное следствие в целом, но и допрос отдельного участника процесса).

Информация о работе Безопасность участников уголовного процесса. Правовая основа применения мер безопасности