Безопасность участников уголовного процесса. Правовая основа применения мер безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

Воплощение идеи правового государства предполагает создание надлежащих гарантий безопасности личности в сфере борьбы с преступностью, и в частности граждан, содействующих уголовному правосудию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 5
§ 1. Понятие безопасности в уголовном судопроизводстве 5
§ 2. Правовые основы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 11
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 17
§ 1. Меры безопасности, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в отношении участников уголовного судопроизводства 17
§ 2. Иные средства обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 26
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список литературы 40
Нормативно-правовые акты 40
Научная литература 42
Научно-публицистическая литература 43

Работа содержит 1 файл

Doc1Угололвный процесс (2).docx

— 72.66 Кб (Скачать)

     В некоторых же случаях использование  видеотехники может быть более доступным, а в некоторых случаях и  оптимальным. Рассмотрим пример из следственной практики. 14-летние подростки - очевидцы убийства заявили, что боятся участвовать  в опознании задержанного подозреваемого, в связи с чем в следственном изоляторе, естественно, с соблюдением определенных правил, была сделана видеозапись подозреваемого и сходных с ним лиц, а затем ее предъявили подросткам, и преступник был опознан. В данном случае опознаваемый содержался в СИЗО, и, возможно, нахождение в нем школьников было признано нецелесообразным К сожалению, об использовании видеотехнологий в ч. 8 ст. 193 УПК РФ не говорится. Более того, указание на то, что понятые должны находиться «в месте нахождения опознающего», говорит о том, что законодатель, очевидно, предполагал один вариант опознания, когда опознаваемый не видит опознающего вследствие какой-либо физической преграды (стекла с зеркальным покрытием и т.п.), а не использования видеотехнологий, и потому, как и прежде, их применение может рассматриваться судом как нарушение уголовно-процессуального закона. Но несмотря ни, что стоит отметить преимущество видеозаписи в том, что она может быть предъявлена нескольким опознающим и в разное время. В тоже время стоит учитывать, что в отличии от видеотрансляции при демонстрации видеозаписи исключается возможность по желанию опознающего предложить опознаваемому и статистам выполнить определённые действия (повернуться, пройтись, произвести определённые фразы и пр.), поэтому при видеотрансляции целесообразно показать опознаваемого как общим и средним планом так и крупно, со всеми деталями, в статике и в движении, зафиксировать его голос.

     Согласно  требованиям закона опознание по фотографии допускается только в  случае невозможности предъявления лица (ч. 5 ст. 193 УПК РФ). Полагаем, что  основанием для проведения опознания  по фотографии могут быть данные о  возможном неправомерном воздействии  на опознающего. К сожалению, при возможности непосредственного предъявления обвиняемых и других лиц для опознания потерпевшим или свидетелям суды часто признают протоколы опознания живых лиц по фотографии доказательствами, полученными с нарушением закона.

     Так, в ходе расследования уголовного дела по обвинению С. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159 УК РФ, опознание обвиняемого  было проведено по фотографии по месту  жительства потерпевшей - в Тюмени. Ходатайство адвоката об исключении протокола опознания по фотографии из числа допустимых доказательств в связи с возможностью непосредственного предъявления его подзащитного для опознания потерпевшей оставлено прокурором на стадии предварительного следствия без удовлетворения. Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда Москвы ходатайство адвоката удовлетворено, так как, по мнению суда, на дату производства опознания обвиняемый содержался в следственном изоляторе и по состоянию здоровья имел возможность принимать участие в производстве этого следственного действия. Боязнь потерпевшей мести со стороны сообщников подсудимого, особенно в случае ее приезда в Москву, затраты на оплату проезда из отдаленного региона, возраст (56 лет) и состояние здоровья потерпевшей суд посчитал недостаточными основаниями для производства опознания по фотографии Брусницын Л.И. Указ. раб. С. 76..

     В целом, каким бы образом не создавались  условия, исключающие наблюдение опознаваемым опознающего, главное состоит в  том, чтобы остальные аспекты  организации рассматриваемого следственного  действия строго соответствовали требованиям  УПК РФ в целях обеспечения  законности опознавания и возможности  использования его результатов  в процессе доказывания.

     Помимо  перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, указание в протоколе следственного действия только фамилии, имени и отчества его участника, что возможно на основании п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ, где установлено, что адрес и другие данные о личности участников следственных действий указываются лишь «в необходимых случаях».

     Защитой от посткриминального воздействия могут являться и меры пресечения, причем в действующем уголовно-процессуальном законодательстве такое их предназначение выражено более зримо: в ч. 1 ст. 97 УПК РФ возможные угрозы обвиняемого свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства прямо указаны в качестве одного из оснований для избрания мер пресечения. Важно, что в качестве основания для избрания мер пресечения названа именно возможность угроз, то есть решение об избрании меры пресечения будет своевременным (законным), если она предотвратит именно возможность угроз участникам уголовного процесса, а не прекратит высказываемые угрозы. Обеспечению безопасности потерпевших способствует также реализация ими права на обжалование постановления судьи об отказе избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

     При ознакомлении обвиняемого и защитника  по окончании предварительного расследования  с материалами уголовного дела мерой  безопасности является то, что в  соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ обвиняемому и защитнику предъявляются материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 166 УПК РФ, то есть обвиняемому и защитнику не предъявляются постановления следователя, в которых указаны подлинные данные о лицах, участвующих в уголовном процессе под псевдонимом (содержащееся в ч. 1 ст. 217 УПК РФ положение не должно рассматриваться как противоречащее п. 12 ч. 4 ст. 47 и п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, где установлено право обвиняемого и защитника знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела) Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. - М., 1997. - С. 103-104..

     Однако  вернемся к положениям ст. 166 УПК  РФ. Когда речь идет о потерпевшем, это означает, что в деле уже  имеется постановление о признании  его потерпевшим и он должен быть допрошен в качестве потерпевшего. Следовательно, данные о личности потерпевшего уже имеются в уголовном деле и заинтересованные лица (обвиняемый, защитник) могут их узнать при ознакомлении с делом.

     Кроме того, зачастую уголовные дела возбуждаются на основании заявлений потерпевших  о совершении в отношении них  преступлений. В заявлениях указываются  данные о личности заявителя и  его адрес; при ознакомлении с делом эти данные могут быть установлены обвиняемым и его защитником.

     Что касается свидетелей, то на практике нередко  встречаются ситуации, когда свидетели  заявляют следователю о противоправном воздействии на них после того, как они уже были допрошены  по делу.

     Перечисленные ситуации свидетельствуют о том, что законодателю необходимо предоставить следователю возможность в случае необходимости для обеспечения  безопасности потерпевших и свидетелей изымать из дела данные об их личности. В этих случаях следователь с согласия прокурора выносит постановление об изъятии протоколов допросов потерпевших, свидетелей с их анкетными данными и об их повторных допросах без указания данных об их личности. В постановлении излагаются причины данного решения, указывается псевдоним участника следственного действия и образец подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Протоколы предыдущих допросов с данными о личности опрашиваемых и постановление помещаются в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу. 

     § 2. Иные средства обеспечения  безопасности участников уголовного судопроизводства 
 

     Достаточно подробная регламентация мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства дана в действующем УПК РФ, при этом лишь частично разрешена проблема защиты участников уголовного процесса. Так, уголовные дела, особенно по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным преступными группами, все чаще подлежат закрытию, в основном, из-за отказа свидетелей давать показания. Под давлением шантажа и угроз стремительно растет количество лжесвидетельств, неявок на судебные заседания, фактов уклонения от дачи показаний, возникают серьезные трудности при сборе доказательств по уголовным делам, вследствие чего преступники уходят от ответственности, а жертвы преступлений теряют всякую надежду на справедливость рассмотрения их дел и защиты их интересов в суде Гребенщикова Л. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Адвокат. - 2005. - № 12. - С. 28..

     В этой связи на законодательном уровне была предпринята попытка устранения названных проблем путем принятия Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» наряду с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апреля. - № 17. - Ст. 1455..

     Данный  Закон устанавливает систему  мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких  родственников, родственников и  близких лиц, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных  лиц, а также определяет основания  и порядок их применения.

     Согласно  ст. 1 Федерального закона № 119 государственная  защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства состоит в осуществлении мер  безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и имущества, а  также мер социальной защиты указанных  лиц в связи с участием в  уголовном судопроизводстве уполномоченными  на то государственными органами.

     В Законе содержится детальная правовая регламентация оснований и порядка  применения мер государственной  защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой защите, и органы, ее осуществляющие.

     Так, в отношении защищаемого лица уголовного процесса могут применяться  следующие меры безопасности (ч. 1 ст. 6 Закона):

     1. Личная охрана, охрана жилища  и имущества;

     2. Выдача специальных средств индивидуальной  защиты, связи и оповещения об  опасности;

     3. Обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемом лице;

     4. Переселение на другое место  жительства;

     5. Замена документов;

     6. Изменение внешности;

     7. Изменение места работы (службы) или учебы;

     8. Временное помещение в безопасное  место;

     9. Применение дополнительных мер  безопасности в отношении защищаемого  лица, содержащегося под стражей  или находящегося в месте отбывания  наказания, в том числе перевод  из одного места содержания  под стражей или отбывания  наказания в другое.

     Перечисленные меры безопасности условно можно  разделить на три группы: первоочередные, дополнительные и экстренные.

     К первоочередным мерам безопасности относятся право защищаемого  на личную охрана, охрану жилища и имущества; выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

     Дополнительными мерами безопасности являются:

     1. Обеспечение конфиденциальности  сведений о защищаемом лице;

     2. Временное помещение в безопасное  место; 

     3. Перевод защищаемого лица на  новое место военной службы;

     4. Командирование защищаемого лица  в другую воинскую часть, другое  военное учреждение;

     5. Командирование или перевод военнослужащего,  проходящего военную службу по  призыву, от которого может  исходить угроза защищаемому  лицу, в другую воинскую часть,  другое военное учреждение;

     6. Направление защищаемого лица  и лица, от которого исходит  угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении  уголовных наказаний в разные  места содержания под стражей  и отбывания наказаний; 

     7. Перевод защищаемого лица или  лица, от которого исходить угроза  насилия, из одного места содержания  под стражей и отбывания наказания  в другое;

     8. Раздельное содержание защищаемого  лица и лица, от которого исходит  угроза насилия; изменение защищаемому  лицу меры пресечения или меры  наказания в порядке, предусмотренном  уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации.

     Меры  безопасности, предусмотренные п. 4 (переселение на другое место жительства), п. 5 (замена документов), п. 6 (изменение  внешности), п. 7 (изменение места  работы (службы) или учебы), ч. 1 ст. 6 и  ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 119, следует  относить к группе экстренных

     Необходимо  подчеркнуть, что перечисленное  в пунктах 4 и 7 осуществляется только по уголовным делам о тяжких и  особо тяжких преступлениях. В отношении  защищаемого лица могут применяться  другие меры безопасности, предусмотренные  законодательством Российской Федерации. В частности, УПК РФ содержит и ряд дополнительных мер, среди них - исключение визуального наблюдения опознающего опознаваемым. Это в том случае, когда нет необходимости встречаться с опознаваемым визуально. Обычный порядок этого требует. Еще, к примеру, закрытое судебное заседание, зашифровывание анкетных данных свидетеля или потерпевшего, представления протоколов допросов и иных документов, когда в обычном порядке это исключено.

Информация о работе Безопасность участников уголовного процесса. Правовая основа применения мер безопасности