Значение мотива и цели для квалификации преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В работе ставиться задача всестороннего рассмотрения вопроса мотива и цели преступления. Необходимо выяснить природу происхождения этих понятий, в смысле их связи с сознанием. Это поможет понять природу действий индивидов, особенно в антиобщественной деятельности. Так же в работе будут рассмотрены вопросы классификации и квалификации преступлений по мотиву и цели и самих мотивов и целей.

Содержание

Введение. 2
Уголовно-правовое значение мотива и цели. 3
Классификация мотива и цели. 8
Значение мотива и цели для квалификации преступлений. 16
Заключение. 25
Список литературы: 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Угол.право.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

    Оглавление:

    Введение.

     Темой моей работы является «Мотив и цель преступления».

     Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью  и практической значимостью.

     В юридической литературе большое  внимание уделяется вопросу о  мотивах и целях преступления: их понятию, связи с виной и ее отдельными формами, классификации, юридическому значению и некоторым другим аспектам.

     В своей работе я ставлю задачу всестороннего  рассмотрения вопроса мотива и цели преступления. Необходимо выяснить природу  происхождения этих понятий, в смысле их связи с сознанием. Это поможет понять природу действий индивидов, особенно в антиобщественной деятельности. Так же в работе будут рассмотрены вопросы классификации и квалификации преступлений по мотиву и цели и самих мотивов и целей.

     Мотив и цель – это в большей мере психологические понятия, чем юридические, поэтому важно понять их уголовно-правовое значение, чтобы стало ясно, почему в уголовном законе им уделяется такое большое внимание и почему иногда от наличия или отсутствия мотива зависит исход дела. Таким образом, актуальность данной проблемы подчеркивается ее практической направленностью.

     В работе использованы материалы судебной практики, что обеспечивает наглядность  и позволяет лучше понять, какое  значение для уголовного права имеет вопрос мотива и цели.

     Проблема  мотива и цели рассматривается на протяжении многих лет, но, тем не менее, некоторые теоретические вопросы  остаются нерешенными. В частности  к таковым относится проблема «конкуренции» мотивов и целей. Существуют и другие теоретические вопросы, которые лишний раз подчеркивают важность данной темы.

    Уголовно-правовое значение мотива и  цели.

     Преступление, как и вообще любое человеческое поведение, представляет собой сложную по своей психологической структуре деятельность. Регулятором этой деятельности выступает сознание. Волевая сфера деятельности не может рассматриваться вне сознания, вне отношения к окружающей действительности. В сознании и заключена специфика любого человеческого поведения. Благодаря сознанию человек оказывается способным регулировать свою деятельность, подчинять свое поведение определенным намерениям и целям.

     Сознание  всегда связано с целеполаганием. Цель не только выражает способность  человека выбирать при данных обстоятельствах  тот или иной вариант поведения, но и определяет средства и способ, которыми оно может быть осуществлено.

     Российское  уголовное право рассматривает  преступление как общественно опасное деяние, посягающее на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации, а также на безопасность мира и человечества. Лицо может подлежать уголовной ответственности и наказанию за причиненный его общественно опасными действиями вред только в том случае, если оно имело возможность осознавать социальный смысл и объективную значимость совершаемых действий и было способно регулировать свое поведение, т.е. если в совершенных действиях нашли свое выражение сознание и воля действующего лица. Большое значение в этом отношении имеет мотив, т.е. тот побуждающий фактор, который положен в обоснование поведения и который стоит у истоков сознания. В психологической характеристике конкретного поведения человека, в том числе и антиобщественного, роль мотива огромна. Можно без преувеличения сказать, что мотив и обусловленная им цель - это основное в психологическом содержании человеческого поведения. Процесс принятия решения совершить какое-то действие характеризуется тем, что в нем участвуют все компоненты личности: и мотивы и эмоции, и память и другие психологические особенности личности, и опережающее отражение действительности. Вместе с тем центральное место в этом процессе занимает мотивация.

     От  особенностей мотивации, от того, какими побуждениями руководствуется лицо, решаясь совершить деяние, зависят действительный характер этого процесса, его динамичность и целенаправленность. От силы и стремительности мотива зависят сила и стремительность действия. Поэтому не случайно выяснение содержания и причин содеянного мы начинаем с выяснения мотива действия.

     Мотив определяет деятельность и сам определяется деятельностью. Чем сложнее деятельность, тем сложнее бывают мотивы, которые ее обусловливают. Психологическими исследованиями в настоящее время установлено, что изменение мотивационной сферы ведет к нарушению деятельности, а нарушение деятельности ведет к нарушению мотивационной сферы1.

     Мотив в конкретном человеческом поведении  выполняет прежде всего побудительную роль. Возникая непосредственно под влиянием потребностей и интересов личности, он определяет динамическую сторону личности, источник ее активности, энергетический характер действия.

     Роль  мотива в человеческом поведении  не исчерпывается только его побудительной стороной. От него зависит смыслообразующий характер человеческой деятельности2. Мотив является источником, который дает начало процессу мышления и вместе с целью обусловливает содержательную сторону поведения.

     Смыслообразующую  роль мотив выполняет не сам по себе, а только в соотношении с сознательно поставленной целью, с тем результатом, к которому стремится человек, совершая действие. «Сознательный смысл выражает отношение мотива к цели»3.

     Один  и тот же мотив в разных обстоятельствах  может иметь для человека различное побудительное и смыслообразующее значение. Чтобы добиться изменения поведения человека в нужную для общества сторону, часто бывает недостаточно подсказать ему актуальную задачу, а также мотивы, которые он должен принять в соображение для ее решения. Человек может сознавать мотив, который должен быть положен в основу деяния, но этот мотив, как и цель, которой он стремится достичь, может иметь слабую побудительную силу. Опыт показывает (а судебная практика дает нам многочисленные примеры), что знание лицом своих обязанностей не является во всех случаях достаточной гарантией их выполнения.

     Мотив как стимул поведения является побуждением  осознанным, опосредованным целью, благодаря  которой он окончательно формируется. Но степень его осознания и, следовательно, смыслообразующая роль бывает не всегда одинаковой. В некоторых случаях мотив, который действительно стоит за совершенным действием, недостаточно осознается. Подобное положение, в частности, может иметь место в силу особенностей психического склада лица, эмоционального напряжения и других обстоятельств, например, вследствие сложной структуры и иерархии мотивов, положенных в основу антиобщественного поведения.

     По  общему правилу, совершение преступления сопровождается сложными мотивами, неодинаковыми как с точки зрения своего содержания, так и по характеру воздействия на волю лица, и, естественно, не все они могут быть в одинаковой мере осознаны. Лицо, например, под влиянием каких-либо обстоятельств может считать основным мотивом своего общественно опасного поведения какое-либо определенное побуждение, которое в действительности таковым не являлось, а имело дополнительное значение.

     Все это дает основание сделать вывод, что характеристика мотива не должна устанавливаться только по показаниям обвиняемого лица. Здесь необходимо принять в соображение все обстоятельства совершения преступления, в особенности способ и обстановку совершения преступления, характер и тяжесть последствий, характер взаимоотношений виновного с потерпевшим и другие объективные признаки, а также показания свидетелей, потерпевших и т.д. Только на основе всестороннего анализа обстоятельств совершения преступления можно установить действительные факторы, сыгравшие решающую роль в возникновении решимости совершить преступление4.

     В настоящее время распространено мнение о том, что мотивы и цели существуют и должны устанавливаться в любых преступлениях, независимо от того, совершены ли они умышленно, или по неосторожности и введены ли они в число признаков состава соответствующего преступления. Однако утверждения о наличии мотивов и целей в неосторожных преступлениях сопровождаются оговорками о том, что мотивы и цели в неосторожных преступлениях имеют качественно иное содержание, характер, интерпретацию и механизм психологического воздействия на поведение, чем мотивы и цели умышленных преступлений. Например, Р.И. Михеев подчеркивал, что мотивы и цели неосторожных преступлений не распространяются на общественно опасные последствия, предусмотренные законом: «По структуре мотивации и целеполагания неосторожные преступления характеризуются разрывом между мотивом и целью поведения субъекта и фактически наступившим (или угрожавшим) общественно опасным последствием. По мнению В.Е. Квашиса «последствия при неосторожном деянии наступают не по воле субъекта, не входят в содержание его мотива и цели, а наоборот, чаще всего противоречат общей направленности его действий»5.

     Поскольку уголовное право исследует только преступное деяние, то из всех мотивов, которым определялось социально значимое поведение определенного лица, для уголовного права важны только те, которые побудили его совершить преступление и проявились в нем, т. е. преступные мотивы или, точнее, мотивы преступления.

     Практически все ученые исходят из правильного  положения о том, что всякое сознательное поведение является мотивированным и целенаправленным. Из этого некоторые юристы делают вывод, будто можно ставить вопрос о мотивах и целях любого поступка, в том числе и неосторожного преступления. Однако вряд ли имеются достаточные основания распространять правильное положение о мотивированности и целенаправленности человеческого поведения на любое уголовное правонарушение.

     Во-первых, вряд ли правомерно считать мотивированным и целенаправленным такое поведение, когда лицо не выполняет лежащих на нем обязанностей неосознанно: по забывчивости, из-за сна, в силу бессознательного состояния и т. д. Тем меньше оснований искать мотивы и цели такого неосторожного преступления.

     Во-вторых, подавляющее большинство неосторожных преступлений по своей юридической конструкции представляет неразрывное сочетание неосмотрительного поведения с общественно опасными последствиями, указанными в диспозиции уголовно-правовой нормы. Поскольку само неосмотрительное поведение в отрыве от последствий не имеет уголовно-правового значения, постольку его мотивированность и целенаправленность отнюдь не равнозначны преступным мотивам и целям.

     В-третьих, вопрос о мотивах и целях может  ставиться в уголовном праве лишь в том случае, если они либо являются одними из обязательных условий уголовной ответственности, либо влияют на квалификацию преступления, либо в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств подлежат учету при назначении наказания.

     Мотив и цель - это признаки субъективной стороны преступления, неразрывно связанные с виной, но в отличие от нее имеющие факультативное значение.

     Мотив преступления - это обусловленное определенными потребностями и интересами побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и проявляется в нем. Несколько десятилетий назад в отечественной науке уголовного права в определении мотива постоянно подчеркивалось, что таковым является осознанное побуждение. Но с тех пор и психологическая наука и правоведение признали, что «мотивы могут иметь как осознанный, так и подсознательный (неосознанный) характер»6. С этой поправкой и следует воспринимать мотив как психолого-юридическое явление.

     Мотив человеческого поведения только тогда становится мотивом преступления, когда он охватывает все наиболее существенные свойства преступного деяния, а это возможно только в умышленном преступлении.

    Классификация мотива и цели.

     Б.В. Харазишвили подразделял мотивы поведения преступника на две группы:

     1) мотивы, связанные с идейными явлениями (общесоциальные мотивы): морально-политические, этические, религиозных, вкусы, стремления, пережитки родового быта;

     2) мотивы предметного характера, куда входят прежде всего мотивы личного характера (карьеризм, месть, ревность, корысть, чувства самолюбия, стыда, жалости, альтруизм), а также мотивы, вытекающие из настроения, аффекта, других интересов и потребностей7.

     Однако  данная классификация вряд ли имеет  практическую ценность, поскольку, как  справедливо отмечалось другими учеными (И.Н. Даньшин, П.С. Дагель, Д.П. Котов), в нее включены мотивы поведения вообще, а не мотивы преступлений.

     По  классификации С.А. Тарарухина, мотивы преступления следует подразделять на три группы:

     1) мотивы личностного характера, которые, в свою очередь, делятся на мотивы, порождаемые различными потребностями и интересами предметного характера, и мотивы, вызываемые эмоциональными переживаниями и состояниями, не имеющими предметного характера;

Информация о работе Значение мотива и цели для квалификации преступлений