Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный анализ таких основных юридических понятий, как «собственность», «собственник» и «субъект права собственности», а также форм и видов собственности, оснований возникновения и прекращения права собственности и определение способов защиты и охраны абсолютного права у собственника. Средством постижения этой цели будет являться изучение трудов как казахстанских, так и зарубежных трудов ученых-юристов, изучение и проведение анализов практических материалов и сопоставление статистических данных.
Введение
Глава 1. Право собственности граждан
1.1. Понятие и виды права собственности граждан
1.2. Субъекты права собственности граждан
1.3. Объекты права собственности граждан
1.4. Содержание и прекращение права собственности граждан
Глава 2. Право собственности негосударственных юридических лиц
2.1. Понятие и основные формы права собственности негосударственных юридических лиц
2.2. Объекты права собственности негосударственных юридических лиц
Глава 3. Право государственной собственности
3.1. Понятие права государственной собственности
3.2. Субъекты права государственной собственности
3.3. Содержание права государственной собственности
3.4. Объекты права государственной собственности
3.5. Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане
Глава 4. Право общей собственности
4.1. Понятие и виды права общей собственности
4.2.Общая долевая собственность
4.3.Общая совместная собственность
Глава 5. Возникновение и прекращение права собственности
5.1. Критерии разделения оснований возникновения права собственности
5.2. Первоначальные основания возникновения права собственности
5.3. Производные основания возникновения права собственности
5.4. Прекращение права собственности
Глава 6. Защита права собственности и иных вещных прав
6.1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности
6.2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
6.3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
6.4. Иск о признании права собственности
Республика
Казахстан (и административно-
Итак, из вышесказанного следует, что в право собственности государства в объективном смысле понимается как совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) материальных благ государству в лице Республики Казахстан и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.
В
субъективном смысле
право государственной
собственности состоит из принадлежащих
государству правомочий по владению, пользованию
и распоряжению имуществом, которые осуществляется
им по своему усмотрению с учетом интересов
народа Казахстана.
3.2. Субъекты права
государственной собственности
Государство является специфичным субъектом права собственности. Это определяется его повышенной абстрактностью и формальностью. Необходимость осуществления большого числа разнохарактерных функций и разветвленная система соподчиненных государственных органов предопределили множественность субъектов, которые реализуют правоспособность государства. Поэтому следует разделять два уровня: уровень, кого представляют и уровень представляющего.
Законодательство Казахстана предусматривает два субъекта государственной собственности, имеющих право выступать от своего имени: Республику Казахстан в целом (в отношении имущества, составляющего республиканскую собственность) и административно- территориальную единицу (в отношении имущества, составляющего коммунальную собственность). То есть в гражданском обороте данные являются носителями права государственной собственности. В зависимости от выполняемых задач государство осуществляет правомочия собственника от имени одного из перечисленных субъектов.
Республика
Казахстан и административно-
В
случаях, указанных законом, административно-
Как было сказано выше, государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы. Первую позицию в этом контексте занимает Правительство. Правовой статус его определен Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 18 декабря 1995 года, «О правительстве Республики Казахстан». В соответствии со статьей 9 данного Указа Правительство «организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности на территории Республики». То есть Правительство может выступать от имени государства как субъекта права государственной собственности. В этом качестве оно может совершать любые действия по владению, использованию и распоряжению государственным имуществом, совершать сделки, распределять и перераспределять государственное имущество.
Функции собственника выполняют и другие центральные органы исполнительной власти. Так, по отношению к республиканскии государственным предприятиям функциями субъекта государственной собственности наделены министерства, ведомства и иные управомоченные Правительством органы.
В случаях и в порядке,
От имени административно- территориальной единицы могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде местных представительные органы в рамках из компетенции, установленной законодательными актами, положениями и иными актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с законодательством по специальному поручению по имени административно- территориальной единицы могут выступать местные государственные органы, юридические лица (включая негосударственные) и граждане.
От
имени административно-
К органам власти и управления, имеющим право выступать гражданском обороте от имени указанного субъекта, в первую относятся маслихаты, акимат, территориальные органы исполнительной власти (областные управления юстиции, областные финансовые управления, территориальные комитеты по управлению государственным имуществом и т.п.).
Местные
государственные органы обладают статусом
учреждения, поэтому необходимо различать,
когда они выступают как
На
административно-
Средства
местной казны находятся в
ведении местных органов
Имущество, находящееся в государственной собственности, может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.4 ст.192 ГК РК) В первом случае речь идет о государственном предприятии на праве хозяйственного ведения, а во втором - о казенном предприятии и государственном учреждении. Перечень республиканских государственных предприятий утвержден Постановлением Правительства от 25 июня 1996 года. Перечни государственных коммунальных предприятий утверждаются соответствующими главами местных администраций (акимами).
Все субъекты права государственной собственности, по общему правилу, не отвечают по долгам друг друга и имеют имущественную обособленность. Одно из исключений распространяется на случаи, когда Республика Казахстан или административно- территориальная единица приняли не себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно- территориальной единицы, юридического лица или граждан. В этом случае ответственность наступает в соответствии с правилами гарантии (поручительства).
Другое исключение предусмотрено Гражданским Кодексом. В соответствии с ним Республика Казахстан несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам (кроме договорных обязательств) республиканских казенных предприятий и государственных учреждений в случае нехватки у них собственных денег, а также по обязательствам республиканского предприятия на праве хозяйственного при его преобразовании в казенное предприятие при отсутствии достаточных средств у самого предприятия.
Республика
Казахстан и административно-
Помимо
упомянутых выше случаев, государства
(административно- территориальная единица)
может нести ответственность за деятельность
хозяйственного товарищества, где оно
является основным вкладчикам, имея в
собственности его акции (доли), в случае
несостоятельности (банкротства) юридического
лица, вызванной неправильными указаниями
либо иными действиями со стороны вкладчика
государства (административно-
3.3. Содержание права
государственной собственности
Содержание права государственной собственности определяется совокупностью прав и обязанностей. Право собственника абсолютно и заключается в праве владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право владения государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществам. Государство, как особый нематериализованный субъект, во всех случаях сохраняет титул права владения, осуществляя фактическое обладание своим имуществом опосредовано через систему государственных органов или юридических лиц. Право пользования государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из государственного имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды. Выгоды может выражаться в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. Пользование государственным имуществом осуществляется в разных формах. Например, широко практикуется сдача государством в аренду и пользование земельных участков, эксплуатация зданий, оборудования и мебели государственными организациями и т.д.
Право распоряжения государственной собственностью представляет собой юридически обеспеченную возможность определить юридическую судьбу имущества. Поскольку основную массу движущегося в обороте государственного имущества составляют денежные средства, то правомочия пользования и распоряжения, как правило, совпадают. Государство распределяет, в основном, бюджетные деньги. В осуществлении этой функции задействованы органы представительной и исполнительной власти. Сначала Парламент и маслихаты утверждают бюджеты, а затем Казначейство и акиматы распределяют денежные средства по государственным органом, которые, в свою очередь, доводят их до субъекта финансирования.
Достаточно широко применяется в пределах государственной собственности схема, когда государство передает права владения, пользования и распоряжения имуществом государственным юридическим лицам (в рамках права хозяйственного ведения и оперативного управления) полностью или частично. В этом случае государство не утрачивает право собственности. Это говорит о том, что кроме трех упомянутых выше вещных правомочий, государство имеет титульное право, которое может быть отчуждено им только добровольно по договору с утратой права собственности либо прекращает существование в результате потребления объекта при пользовании и распоряжении им (например, при сжигании государственного угля на государственной теплоэлектростанции).
Содержание
права собственности
Информация о работе Защита права собственности и иных вещных прав