Защита права собственности и иных вещных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ таких основных юридических понятий, как «собственность», «собственник» и «субъект права собственности», а также форм и видов собственности, оснований возникновения и прекращения права собственности и определение способов защиты и охраны абсолютного права у собственника. Средством постижения этой цели будет являться изучение трудов как казахстанских, так и зарубежных трудов ученых-юристов, изучение и проведение анализов практических материалов и сопоставление статистических данных.

Содержание

Введение

Глава 1. Право собственности граждан
1.1. Понятие и виды права собственности граждан
1.2. Субъекты права собственности граждан
1.3. Объекты права собственности граждан
1.4. Содержание и прекращение права собственности граждан
Глава 2. Право собственности негосударственных юридических лиц
2.1. Понятие и основные формы права собственности негосударственных юридических лиц
2.2. Объекты права собственности негосударственных юридических лиц
Глава 3. Право государственной собственности
3.1. Понятие права государственной собственности
3.2. Субъекты права государственной собственности
3.3. Содержание права государственной собственности
3.4. Объекты права государственной собственности
3.5. Процесс приватизации государственной собственности в Казахстане
Глава 4. Право общей собственности
4.1. Понятие и виды права общей собственности
4.2.Общая долевая собственность
4.3.Общая совместная собственность
Глава 5. Возникновение и прекращение права собственности
5.1. Критерии разделения оснований возникновения права собственности
5.2. Первоначальные основания возникновения права собственности
5.3. Производные основания возникновения права собственности
5.4. Прекращение права собственности
Глава 6. Защита права собственности и иных вещных прав
6.1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности
6.2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
6.3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
6.4. Иск о признании права собственности

Работа содержит 1 файл

Государство, право, собственность.doc

— 418.50 Кб (Скачать)

     В-третьих, для определения статуса имущества  и полномочий по владению, пользованию  и распоряжению им важную роль играют учредительные документы юридического лица, в частности, учредительный договор и устав. Они должны содержать условия о размере долей каждого из участников; о  размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставной капитал; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами.

      Наконец,  в-четвертых, юридическое лицо само выступает собственником принадлежащего ему имущества, а его учредители лишь (участники) обладают в отношении этого имущества лишь обязательственными правами (учредители хозяйственных товариществ, акционерных обществ и кооперативов) или не имеют ни вещных, ни обязательственных прав (учредители общественных объединений, общественных фондов, религиозных объединений, ассоциациях и союзов).

      К обязательственным правам участников указанных юридических лиц, как  правило, относятся право требования выдела доли (пая) из имущества при  добровольном выходе или при ликвидации организации, а также право требования выдела доли (взноса) правопреемников (наследств) участников.

     Так, обязательственные права участников товариществ и производственных кооперативов, во-первых, возникают  из договора при создании негосударственного юридического лица, а в случае создания акционерного общества- и из покупки акций; во-вторых,  обязательные права распространяются не только на переданное имущество, приобретенное юридическим лицам в процессе деятельности; в- третьих, по времени эти права ограничены периоды существования товарищества, общества или кооператива.

      Таковы  общие закономерности, которые подлежат учету при изучении права собственности  юридических лиц, безотносительно  к его конкретному виду.

     Исходя  из этих особенностей, право собственности негосударственных юридических лиц - в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих состояние по присвоенности, принадлежности материальных благ негосударственным юридическим лицам. Субъективным  же правом собственности рассматриваемых юридических лиц является признаваемое и охраняемое законом право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом наиболее абсолютным образом и по своему усмотрению. 

               2.2. Объекты права  собственности негосударственных 

                                            юридических лиц

     В собственности негосударственных  юридических лиц может находиться любое имущество, кроме отдельных  его видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать юридическим лицам. Если имущество  может принадлежать юридическому лицу, то его количество и стоимость не ограничены, кроме случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и  законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Говоря  об объектах данных юридических лиц, необходимо учитывать также правила, касающиеся оборотоспособности объектов гражданских прав (ст. 116 ГК РК). Совершенно очевидно, что в собственности  юридического лица не могут быть, например, объекты, относящиеся  к исключительной собственности Республики Казахстан, или объекты, для приобретения которых необходимо получение лицензии.

      При решении вопроса, может ли то или  иное  имущество находиться в  собственности данного юридического лица, первостепенное значение имеет, относится ли юридическое лицо к коммерческим или некоммерческим организациями и соответственно этому какой правоспособностью оно наделено: общей или специальной. Объем имущества, которое может находиться в распоряжении коммерческих организаций значительно шире, чем у некоммерческих.

      Законодательством предусматриваются общие специальные  способы приобретения права собственности  негосударственными юридическими лицами. К общим способам относятся вклады учредителей (участников), а также доходы и иные  источники, не запрещенные законодательными актами. Специальными же способами является аренда государственных предприятий с последующим выкупам, прямой выкуп государственного имущества в собственность негосударственных юридических лиц, преобразование государственных предприятий в акционерные общества и др.

     Завершая  общую характеристику объектов права  собственности негосударственных  юридических лиц, отмечу, что в  соответствии с дозволительной нравственностью  и диспозитивностью гражданско-правового регулирования законодатель резко ограничил число обязательных предписаний, касающихся порядка формирования  имущественных фондов юридический лиц, определения целей их расходования,  обеспечения интересов физических и юридических лиц,  участвующих в образовании имущества данного юридического лица. Решение многих этих вопросов отдано на откуп самим учредителям (участникам). 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Право государственной  собственности 

                1.3. Понятие права  государственной собственности 

     В гражданском  законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских  правоотношений, в том числе  и  государства.

          Право государственной собственности  является одной из двух собственности,  признанных в Республике Казахстан. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции, «в Республике Казахстан признаются и равным  образом защищаются государственная и частная собственность».

     Отношения государственной собственности, несмотря на провозглашенное равенство, обладают определенными особенностями:

           а) государство является носителем  суверенной власти и в этом  качестве принимает законы, регулирующие  гражданско-правовые отношения,  и издает административные акты, как источники возникновения  гражданско-правовых отношений;

           б) государство не является юридическим лицом, поэтому от его имени выступают органы государственной власти и управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов; 

            в) право собственности государства  носит все объемлющий  характер, то есть государство может  обладать любым имуществам, в  том числе изъятым или ограниченным  в обороте;

            г) обладает специфическими приемами  приобретения имущества в собственность, в частности, налогов, пошлин, сборов и так далее;

            д) на базе государственной  собственности осуществляются социальные  функции, призванные обеспечить  достаточный прожиточный минимум  населению и в первую очередь  его малоимущей части.

      Государственный сектор  экономики развитых стран  всегда имел достаточно высокий удельный вес, особенно в таких капиталоемких  областях, как энергетика, транспорт, космонавтика, социальная сфера и  инфраструктура содержание репрессивного  аппарата  и ряда других. Для нормального функционирования любое государство должно создавать материальные резервы (продовольствия, горячего и т.п.) на случай чрезвычайных ситуаций (военных действий, стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий и  т.п. явлений). Поэтому концентрация материальных ресурсов в руках государства и даже государственное предпринимательство – дело довольно обычное. Проблема заключается в пределах осуществления государством своей имущественной деятельности, которая не должна губительно сказываться на рынке как универсальном  регуляторе экономического развития общества. Пределы колебания доли государственного сектора собственности определяются в каждом государстве его законодательно  установленными функциями.

     Функции государства Республики Казахстан, осуществляемые им через государственные предприятия, закреплены законодательно. В  соответствии с пунктом 1 статьи  2 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О государственном предприятии» от 23 декабря 1995 года основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально- экономических  задач, определяемых потребностями общества  и государства:

      -материальное  обеспечение обороноспособности  государства и защиты интересов  общества;

      -производство  товаров (работ, услуг)  первой необходимости в тех сферах и  областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;

      -осуществление  деятельности в сферах, отнесенных  к  государственной монополии  или являющихся функцией государства.

      Указ  о государственном предприятии  установил исчерпывающие сферы  деятельности для предприятий на  праве хозяйственного ведения и  казенных предприятий. Государственные  предприятия на праве хозяйственного ведения могут  создаваться в следующих сферах деятельности:

      -разработка, производства, ремонт и реализация  вооружения и боеприпасов к  нему  защитных средств, военной  техники, запасных  частей комплектующих  элементов и  приборов к   ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка  высвобождаемых военно-технических средств;

      -добыча, производство, транспортировка, переработка,  захоронение и  реализация  урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление  и реализация  продукции, содержащей радиоактивные  вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты;

      -изготовление  и реализация медикаментов, лекарственных   средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария;

      -осуществление  хозяйственной деятельности в  сферах, отнесенных к государственной  монополии или где установлен  специальной порядок хозяйствования;

      -осуществление  хозяйственной деятельности  в  области энерго-, водо-    и   теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального  и жилищного хозяйства и других  жизнеобеспечения республиканской  и местной инфраструктур, которые  в силу своего естественного, монопольного положения и социально-экономической значимости,  требуют прямого государственного управления;

      -в  области банковской, страховой и  иной финансовой деятельности (ст. 18 Указа о государственном предприятии).

      Законом Республики Казахстан от 4 ноября 1999 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности казенных предприятий» этот перечень расширен.

     Еще более узкая сфера деятельности предусмотрена для казенных предприятий, которые могут создаваться в установленном законодательством порядке для:

      -выполнения  горно-спасательных работ и иных  специальных работ в чрезвычайных  и аварийных ситуациях, защиты  от пожаров, наводнений и других  стихийных бедствий;

      -осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы;

      -производство  топографа-геодезических и картографических  работ;

      -осуществление  производственно-хозяйственной деятельности  в области здравоохранения, охраны  природы,  образования, социальной  защиты, науки, культуры и спорта (ст. 32 Указа о государственном предприятии) и др.

      В отличие от частной собственности, которая принадлежит частным  лицам (гражданам и негосударственным  юридическим лицом), государственная  собственность принадлежит всему  обществу в целом и обслуживает  его интересы.

      Собственность составляет основу государственности. С ее наличием и нормальным функционированием связано полноценное существование государства и защита прав его граждан. Поэтому  пункт 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан устанавливает важное правило - «собственность гарантируется законом».

      Наличие разных функций дифференцирует структуру  государственной собственности. Дифференциация проводится в  основном по территории и по субъектам реализации собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 192  Гражданского Кодекса Республики Казахстан: «Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности».

      Государственная собственность не имеет общих  нормативных приоритетов перед  частной (п.1 ст.6 Конституции РК). Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательствам, на равных началах с иными участниками этих отношений (п.1 ст.111 ГК РК). То же  самое правило установлено для административно-территориальной единицы (п.1 ст.112 ГК РК). Равные начала в отношениях с другими субъектами гражданских правоотношений означают отсутствие, по общему правилу, приоритетов в правовом статусе разных субъектов и отсутствие для суда приоритетов при разрешении спора с участием Республики Казахстан (административно-территориальные единицы).

Информация о работе Защита права собственности и иных вещных прав