Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:46, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучение основных положений, касающихся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем характеристики основ их взаимодействия.
Задачами исследования являются следующие:
Дать характеристику деятельности органов Федеральной службы безопасности России;
Постановление
органа Федеральной службы безопасности
Российской Федерации об осуществлении
контрразведывательной
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Борьба
с преступностью и
Деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации», а также настоящим Положением. Весьма примечательно то, что Закон «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» был принят спустя три года после того, как в 1992 г. был принят и вступил в действие Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Это означало, что Закон о ФСБ 1995 г. по преемственности воспринял многие положения, связанные с организацией оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в других правоохранительных органах, главным образом, системы МВД Российской Федерации. Специфика заключается в том, что выполняя весьма сложные, но столь важные для общества и государства задачи, органы ФСБ весьма широко используют возможности не только следственных подразделений, учрежденных в центре и в органах ФСБ субъектов Российской Федерации (в отличие от органов прокуратуры и внутренних дел органы ФСБ не имеют в районном и городском звене следственных аппаратов), но и возможности оперативно-розыскных служб.
Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
С учетом существенных особенностей в деятельности органов ФСБ России по раскрытию и расследованию государственных преступлений, в том числе особо опасных, к каковым относятся государственная измена (ст. 275 УК РФ), шпионаж (ст. 276 УК РФ), террористические акты (ст. 205 УК РФ), диверсия (ст. 281 УК РФ), органам ФСБ предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.
Одним из ответственных направлений в деятельности оперативно-розыскных органов является установление лиц, которые совершили преступления, отнесенные к подследственности органов ФСБ России, а также розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст. 195 УПК РФ).
Тактика,
методика и выбор средств по осуществлению
оперативно-розыскной
Порядок
учета и использования
В организации борьбы с преступностью, главным образом в раскрытии и расследовании преступлений, органы ФСБ России должны тесно взаимодействовать с органами прокуратуры, внутренних дел и суда. При этом они обязаны исходить из требований уголовно-процессуального закона (ст. 127 УПК РФ), законов «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (ст. 12), «О прокуратуре Российской Федерации»3 (ст. 8), а также Положения «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»4, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. В данном деле на руководителей органов прокуратуры от районного (городского) прокурора до Генерального прокурора Российской Федерации возложена обязанность возглавить координацию деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и иных сообщений граждан, допускается только с санкции прокурора или на основании решения суда. Аналогичный порядок установлен в отношении оперативно-розыскной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища. В этих случаях, как правило, обыск либо выемка производятся с санкции прокурора. Органы ФСБ России представляют прокурору или суду соответствующие документы с обоснованием необходимости проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий. Исключение из этого правила составляют оперативно-служебные документы, которые содержат сведения о лицах, оказывавших или оказывающих содействие названным органам на конфиденциальной основе, а также сведения о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные сведения в соответствии с Законом 1995 г. составляют государственную тайну (ст. 9).
На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке»5.
Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами. Но все органы обеспечения государственной безопасности согласно существующему законодательству должны осуществлять разведывательную деятельность на основе следующих принципов:
1)
разделения полномочий
2) законности;
3) уважения прав и свобод человека и гражданина;
4)
подконтрольности Президенту
5) сочетания гласных и негласных методов и средств.
Цели же, с некоторой спецификой, также являются общими для всех органов, осуществляющих разведывательную деятельность. Это:
1)
обеспечение Президента
2)
обеспечение условий,
3)
содействие экономическому
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок проведения разведывательных мероприятий и также порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области безопасности.
Обеспечение информационной безопасности – деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при
формировании и реализации государственной
и научно-технической политики в
области обеспечения
при
обеспечении криптографическими и
инженерно-техническими методами безопасности
информационно-
В
систему обеспечения
-
борьба со шпионажем и
- охрана государственных тайн в печати;
- пограничный режим;
- режим въезда и перемещения иностранцев;
-
режим выезда специалистов в
служебные командировки за
Они включаются как основные элементы в систему информационной защиты государства и в большинстве своём играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.
Рассматривая проблемы деятельности по защите государственной тайны, можно сформулировать ряд факторов, которые определяют её формирование и состояние.
Организация деятельности по защите государственных секретов в стране зависит от военно-политической обстановки в мире и в стране. Обострение международной обстановки обычно приводит к усилению деятельности спецслужб противоборствующих сторон и соответственно к ужесточению принимаемых мер по защите своих секретов.
Уровень защиты секретной информации в определённой степени должен соответствовать важности этой информации для собственников и интенсивности действий потенциального противника по добыванию секретов о нашем государстве. Защита секретов должна носить превентивный характер: меры защиты секретной информации должны предупреждать возможность несанкционированного доступа к засекреченной информации и возможные вредные последствия, которые могут наступить в случае утечки секретной информации.
Организация
защиты государственной тайны
Расширение круга засекречиваемых сведений и значительное увеличение в связи с этим количества секретной информации затрудняет её защиту, а увеличение числа лиц, допущенных к этой информации, усиливает вероятность её утечки. А это противоречит одному из основных принципов защиты секретной информации – максимальному ограничению числа лиц, допускаемых к секретам.
§ 2. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе