Взаимодействие ФСБ и МВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучение основных положений, касающихся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем характеристики основ их взаимодействия.
Задачами исследования являются следующие:
Дать характеристику деятельности органов Федеральной службы безопасности России;

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

       К настоящему времени более 13 тыс. км границы России, в основном с бывшими  республиками СССР (Эстонией, Латвией, Белоруссией, Украиной, Азербайджаном  и Казахстаном), не оформлены в международно-правовом отношении, что составляет около 22% от общей её протяженности.

       В целом, оформление правового статуса  государственной границы и разграничение морских пространств Российской Федерации не завершены с девятью из шестнадцати сопредельных государств.

       Конечно, пограничная политика не сводится только к реагированию на угрозы. Одна из её функций – межгосударственное сотрудничество. В настоящее время развитие наших отношений с Европой, в том числе и решение вопроса о безвизовом режиме, определяется тем, насколько успешно будет решена задача по закрытию российской границы от трансграничной преступности.

       С решением пограничных проблем во многом связана динамика становления не только Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Россия, Таджикистан), но и единого экономического пространства (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина). Эффективность международного сотрудничества определяется не столько количеством заключенных договоров, сколько чётко сформулированными целями, задачами, принципами и механизмами реализации договорённостей и политической волей государств придерживаться буквы и духа прописанных документов. Иными словами, от характера пограничной политики во многом зависит будущее России.

       Нарастание  угроз пограничной безопасности происходит на фоне критического состояния обустроенности Государственной границы Российской Федерации. В настоящее время более 8 тыс. км, то есть почти 50% сухопутного участка границы, фактически не обустроено. Наличие значительных по протяженности необустроенных, необорудованных и слабо контролируемых участков государственной границы отрицательно сказывается на состоянии защищенности национальных интересов России.

       На  многих направлениях приходит в упадок существующая пограничная инфраструктура. Почти одна треть пограничных застав размещена в зданиях из сборно-щитовых конструкций, которые выслужили предельные сроки эксплуатации. Значительное количество дорог, мостов, стационарных постов технического наблюдения, причальных сооружений не соответствует предъявляемым требованиям.

       Наиболее  остро этот вопрос стоит на Северном Кавказе, казахстанском и украинском направлениях.

       После передачи Пограничной службы в состав ФСБ России была проведена инвентаризация и паспортизация пограничных застав Северокавказского регионального пограничного управления, в том числе и посредством фото- и видеосъёмки. Результаты оказались удручающими: практически все пограничные заставы нуждаются в новом строительстве или капитальной реконструкции, ко многим заставам нет подъездных путей.

       Из-за неустроенности возникают серьезные проблемы в процессе создания эффективной системы контроля за перемещением через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

       В неудовлетворительном состоянии находится вооружение, военная и специальная техника, основная часть которой была поставлена в пограничные войска 10 - 20 лет назад. В настоящее время более половины технических средств выработало установленные сроки эксплуатации, требует списания или капитального ремонта. Укомплектованность пограничных органов и пограничных войск современными образцами вооружений, военной и специальной техники составляет не более 10-15%.

       Характер  развития ситуации в пограничной сфере свидетельствует о нарастании устойчивых тенденций, оказывающих негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей Российской Федерации с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Действующая в настоящее время система ее охраны и защиты не позволяет эффективно обеспечивать национальную безопасность, адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы. Существующие формы и способы действий пограничных группировок по защите и охране государственной границы, их состав и структура не в полной мере соответствуют изменениям, происходящим в пограничной сфере государства. В осуществлении стратегического замысла обеспечения безопасности в пограничной сфере первостепенной задачей, на мой взгляд, является практическая реализация единой государственной пограничной политики, направленной на создание современного облика государственной границы, соответствующего изменениям, происшедшим в России и на международной арене, а также в практике формирования границ, открытых для международного сотрудничества и развития приграничных связей и одновременно закрытых для трансграничной противоправной деятельности.

       В этой работе важно организовать взаимодействие всех субъектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. Для этого в мае прошлого года учреждена Государственная пограничная комиссия во главе с Председателем Правительства Российской Федерации. На первом заседании комиссии, состоявшемся 25 ноября 2003 года, обсуждался вопрос об организации защиты национальных интересов России в пограничной сфере и первоочередных мерах по обустройству Государственной границы Российской Федерации. Долговременная государственная пограничная политика должна учитывать новые тенденции в социально-экономическом, политическом, национально-этническом развитии Российской Федерации, стран Содружества, сопредельных государств, мировой политики в целом.

       По моему мнению, с целью формирования правовой основы государственной пограничной политики и упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти на границе целесообразно провести системную инвентаризацию всего законодательства, относящегося к пограничной сфере.

       Проводимая  работа должна осуществляться при поддержке, взаимопонимании и помощи, как федеральных органов власти, так и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также руководителей приграничных субъектов Федерации. Ведь из 89 субъектов Российской Федерации более половины являются приграничными, на территории которых проживает более 40% населения страны.

       Проблемы  обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере имеют сложный и многогранный характер, и очень важно определить приоритеты в их решении.

       На  данном этапе важнейшим приоритетом  в обеспечении национальной безопасности России в пограничной сфере является организация обустройства государственных границ.

       С учетом проведенного комплексного анализа  состояния обустроенности российской границы необходимо внести коррективы в федеральную целевую программу по обустройству государственной границы. Программе должна объединить все имеющиеся планы поэтапного обустройства отдельных участков государственной границы. Разработку данной программы руководство Федеральной службы безопасности Российской Федерации планирует завершить до конца 2004 года.

       Как подчеркнул в своем выступлении  на заседании Коллегии ФСБ России Президент РФ В.В. Путин, «обустроить госграницу стоит дорого, но деньги страна нашла». Президент рассчитывает, что эти деньги будут потрачены рационально и на пользу стране.

       Чтобы стратегические цели были достигнуты, уже сейчас проводится перегруппировка сил и средств.

       С целью организации тесного взаимодействия с региональными органами власти ФСБ России приступила к оптимизации системы управления региональными пограничными органами. В ходе этой работы, в частности, выяснилось, что управление деятельностью Пограничной службы на Северном Кавказе оказалось оторванным от административного управления Южного федерального округа. В настоящее время границы ответственности Северо-Кавказского регионального пограничного управления приведены в соответствие с границами федерального округа. Уточняется система управления пограничной службой и в других федеральных округах.

       На  основе проведенного ФСБ России анализа угроз и состояния обустроенности границы в настоящее время организована разработка основных положений концепции, предусматривающей формирование современной системы защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также новые подходы к организации деятельности Пограничной службы.

       В деятельности пограничников на первый план выходят не военные задачи, а противодействие трансграничной преступности. Соответственно будет меняться и облик Пограничной службы.

       «Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» предусматриваются сокращение войсковой составляющей и развитие Пограничной службы в системе обеспечения безопасности государства. При этом построение охраны границы должно быть адекватным существующим угрозам. Так, на Северном Кавказе организация охраны границы должна исключить проникновение на российскую территорию любых нарушителей. В то же время, к примеру, на казахстанской границе более важным является борьба с деятельностью преступных трансграничных сообществ.

       В настоящий момент начато формирование системы пограничных органов ФСБ России. По мере реализации планов по переходу на профессиональную основу комплектования планируется полностью перейти от пограничных войск к системе пограничных органов. Это будет сопровождаться переходом от войсковых к другим, более эффективным способам действий. Однако на угрожаемых направлениях, прежде всего на Северном Кавказе, войсковая составляющая будет оставаться до тех пор, пока будут сохраняться военные угрозы.

       Дифференцированное  построение охраны границы, применение новых форм и способов действий в зависимости от возникающих угроз и обстановки на конкретных участках государственной границы, наращивание в деятельности пограничных органов и войск разведывательной и контрразведывательной функций по мере перехода преимущественно к невойсковым способам действий составят содержательную сторону поэтапного строительства и развития Пограничной службы, которая по своему составу и техническому оснащению должна эффективно решать задачи по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на государственной границе.

       В комплектовании Пограничной службы планируется перейти на контрактную основу, создавая сотрудникам нормальные бытовые условия и обеспечивая благоустроенным жильем. 

2. Деятельность органов  Федеральной службы  безопасности Российской  Федерации в сфере обеспечения иных видов государственной безопасности 

       Частые  реорганизации спецслужб (в 1991 - 1995 гг., как впрочем, и ряд реорганизаций  в советский период) не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране. В их основе лежали чисто субъективные факторы. Смена вывесок по существу не меняла характера их деятельности. Главная задача органов безопасности - противодействие подрывной деятельности иностранных разведок и организаций - оставалась прежней. Более того, слабость и отсутствие ряда административно-правовых режимов в сфере сохранения государственных и военных секретов, беспрепятственные поездки по стране иностранцев, в том числе и разведчиков, действующих под дипломатическим прикрытием, разного рода коммерсантов и дельцов западных стран и США, допуск иностранцев к нашим приоритетным научным разработкам и т.д. значительно усложнили ее качественное решение.

       Принятием 3 апреля 1995 г. Федерального закона N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» законодатель нормативно закрепил правовой статус нового органа обеспечения государственной безопасности. В настоящее время деятельность Федеральной службы безопасности регламентируется Положением о Федеральной службы безопасности Российской Федерации1 (далее Положение). Настоящее Положение определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

       Согласно  статье 1 данного Положения «Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации…». Она является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определённые законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на их осуществление. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляет Президент Российской Федерации, а непосредственное управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Информация о работе Взаимодействие ФСБ и МВД