Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:46, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучение основных положений, касающихся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем характеристики основ их взаимодействия.
Задачами исследования являются следующие:
Дать характеристику деятельности органов Федеральной службы безопасности России;
ХАБАРОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
уголовно-правовых дисциплин
«
Начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин,
доцент
«___» мая 2012 г.
ДВОРНИКОВ
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Дипломная
работа курсанта 254 учебной группы
Научный руководитель:
преподаватель
Крапивинская И.В.
Хабаровск
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность данной работы состоит в том, что на современном этапе, учитывая положения Стратегии национальной безопасности, да и общую политику государства в целом, несложно отметить, что значение спецслужб, правоохранительных органов все больше возрастает. Однако, наряду с возрастанием их роли, возрастают и требования к эффективности их деятельности. Так, одной из форм улучшения эффективности в решении поставленных задач является взаимодействие органов правоохранительной системы, скоординированное по целям, месту и времени. Данный аспект широко применяется в деятельности органов Федеральной службы безопасности России и органов Внутренних дел. Для освещения данного вопроса и была выбрана мной тема курсовой работы.
Цель исследования заключается в изучение основных положений, касающихся деятельности органов ФСБ России и МВД России, затем характеристики основ их взаимодействия.
Задачами исследования являются следующие:
Объект исследования составляют совокупность общественных отношений, возникающих в рамках взаимодействия органов ФСБ России и МВД России.
Предметом исследования явились нормативно-правовая база, комментарии к ней и взгляды ведущих специалистов на поднятую проблематику.
Положения, выносимые на защиту:
Структура работы: введение, две главы (по два параграфа в каждой), заключение и список нормативных актов и литературы.
Степень разработанности темы и научная новизна исследования. Уровень теоретического исследования проблемы взаимодействия отстает от практики и соответствующего правового регулирования. Научная разработка вопросов правового регулирования взаимодействия федеральной службы безопасности с различными органами государственной власти в сфере деятельности на дипломном уровне исследовалась неоднократно, а вот организационно-правовые вопросы взаимодействия федеральной службы безопасности с органами внутренних дел в рамках самостоятельного дипломного исследования ранее не проводились. Различные аспекты института взаимодействия в сфере публичных правоотношений, функционирования властных институтов неоднократно привлекали внимание ученых-правоведов. В ходе исследования изучены труды ученых, рассматривающих общие вопросы теории организации, координации и взаимодействия (труды Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, В.В. Васильева, Б.П. Курашвили, В.И. Терещенко, Э.Г. Юдина, Ц.А. Ямпольской и др.), военные аспекты взаимодействия (часто в организационном, а не в правовом ключе) – работы В.В. Барабина, В.А. Виноградова, Л.М. Дуванова, К.А. Нама, Ю.А. Прокудина, и др., аспекты взаимодействия в сфере деятельности федеральной службы безопасности и правоохранительной деятельности (исследования ВФ.Е.Колонтаевского, А.В. Кулакова, А.Л. Манилова, В.Ф. Молчановского, А.И. Николаева, А.Ю. Шумилова и др.), исторические аспекты взаимодействия (работы В.В. Клементьева, Н.Н. Куськова, А.А. Плеханова, В.В. Редькина, М.С. Савченко, С.А. Юхова и др.), отдельные аспекты и уровни взаимодействия, в том числе региональный (труды В.Л. Лукович, А.А. Магомедова, В.Д. Малько, Р.Ш. Муллаянова, В.П. Руденок, Л.В. Силантьева, А.А. Чинчикова и др.). В последние годы выполнено достаточно много исследований, посвященных характеристике статуса отдельных взаимодействующих субъектов, включая органы государственной власти (различных ветвей и уровней) и органы местного самоуправления (работы Б.П. Аверьянова, И.Б. Киричук, М.Н. Кузьминой, И.И. Урвачевой, Н.А. Шевчик и др.).
Целью настоящего исследования является изучение на современном этапе развития взаимодействия федеральной службы безопасности и министерства внутренних дел, а также вопросов возникающих при взаимодействии выше перечисленных органов.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу дипломного исследования составляет совокупность приемов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, структурно-функциональный, типологический, описательный методы, метод моделирования, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правового регулирования в сфере деятельности федеральной службы безопасности.
Обоснованность
полученных теоретических выводов
и практических предложений достигалась
посредством обобщения
Основную группу источников исследования составляет обширный нормативно-правовой материал – нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, межведомственные и ведомственные правовые акты), акты органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. При подготовке работы использованы также международные и внутригосударственные договоры и соглашения, правовые позиции, изложенные в решениях Конституционного Суда РФ. Кроме того, теоретическую основу исследования (наряду с нормативными и иными правовыми источниками и работами указанных выше авторов) составили труды известных ученых-юристов в области общей теории права и государства, конституционного, административного, международного, военного и других отраслей права – С.А. Агаева, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, В.Г. Афанасьева, Д.Н. Бахрах, В.П. Безобразова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, В.М. Горшенева, Л.Н. Завадской, И.А. Исаева, В.Б. Исакова, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, С.А. Комарова, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, А.Е. Лунева, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, П.В. Смирнова, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.Н. Хропанюка, В.Е. Чеканова, А.А. Чювилева, Л.С. Явич и др., материалы научно-практических конференций и семинаров, публикации в периодических изданиях.
Эмпирическую
основу исследования составили обобщения
опыта служебной деятельности пограничных
отрядов, органов пограничного контроля
и органов внутренних дел Северо-Западного,
Северо-Кавказского и Центрального регионов,
а также результаты социологического
исследования, проведенного диссертантом
среди слушателей Пограничной академии
ФСБ России.
§ 1. Деятельность органов федеральной службы безопасности Российской Федерации на современном этапе
1. Пограничная
деятельность органов
Пограничная деятельность, как направление в работе органов ФСБ России, с одной стороны, является нововведением в том смысле, что ещё год назад данная деятельность ими не осуществлялась. С другой же стороны, данное направление не ново для органов обеспечения государственной безопасности как таковых, так как оно «исконно» входило в основные направления деятельности специальных органов, обеспечивающих внутреннюю безопасность нашего государства.
Любое государство, и Россия здесь не исключение, начинается с границы. В недавнем прошлом при этом слове возникала ассоциация с «железным занавесом», отделявшим СССР плотными витками колючей проволоки и контрольно-следовой полосой от остального мира. И хотя технические сооружения защиты границы сохранились, сегодня речь в большей степени идёт о комплексе мер политического, экономического, военно-технического и правового характера, делающих границу универсальным инструментом государства в его взаимоотношениях с внешним миром.
Пограничная безопасность государства взаимосвязана с другими видами безопасности, а также с соответствующими сферами и подсистемами национальной безопасности. Так, состояние экономики страны, если рассматривать эффективность мер экономической безопасности, во многом определяет возможности обеспечения пограничной, военной, экологической и иной безопасности, но одновременно зависит от степени действенности других подсистем национальной безопасности, включая пограничную. Общественная безопасность, связанная с преступностью и поддержанием правопорядка в обществе, тем выше, чем надёжнее прикрыта государственная граница от проникновения через неё криминальных элементов, провоза контрабанды, осуществления других противоправных действий. В тоже время общественная безопасность влияет на способность государства решать задачи пограничной безопасности России. Информационная безопасность, обеспечивающая безопасность информационных ресурсов, технологий, каналов связи, телекоммуникационных систем и сетей, банков данных, всей информационной сферы страны, создаёт предпосылки для повышения уровня пограничной безопасности и опирается, в свою очередь, на информационные возможности органов пограничной службы.
Система обеспечения пограничной безопасности страны имеет вневедомственный, общегосударственный характер. Она не может базироваться лишь на силах и средствах пограничных войск и других органов пограничной службы. Как свидетельствует опыт, решение сложного комплекса политических, экономических, дипломатических, социальных, оборонных и иных проблем, проявляющихся на государственной границе и приграничной территории, силами одного ведомства практически невозможно. В полном объёме обусловленные ими задачи всегда решало государство, делегируя необходимые полномочия и функции различным министерствам и органам. Сегодня в сфере защиты границы и приграничных территорий действуют подразделения, учреждения и организации около 20 федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерство обороны, МИД, СВР, таможенные органы, МВД, МЧС, Федеральная миграционная служба России и другие. Не всегда и не во всём их деятельность согласуется, преследует общенациональные интересы, подчиняется единой государственной пограничной политике. Необходимость координации общих усилий в рамках единой общенациональной системы обеспечения пограничной безопасности не вызывает сомнений.
На образованную в 1995 году Федеральную пограничную службу Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» была возложена роль главного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны государственной границы. После интеграции в 2003 году Федеральной службы безопасности и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, последняя потеряла свой статус самостоятельного органа исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности. Теперь функция обеспечения пограничной безопасности принадлежит преобразованной органам и войскам Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее Пограничная служба) – государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
Направлениями пограничной деятельности являются: